- Преподавателю
- Начальные классы
- День весеннего солнцестояния. Праздник света и красок
День весеннего солнцестояния. Праздник света и красок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селиванова С.В. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
День весеннего солнцестояния
Тема: Праздник света и красок. Цель: показать значение весеннего солнцестояния для наших предков, познакомить с научными данными, с творчеством поэтов и композиторов, восхвалявшим приход весны. Форма проведения: праздник-соревнование Оборудование: изображение солнца, макет «день-ночь», картины на тему «Весна» (весна, птицы, бабочки, весенние работы), аудиозапись «гром»
Ход мероприятия
1.Вступление - Добрый день, дети и гости нашего праздника. Мы собрались, чтоб в очередной раз поговорить о солнце, которое имело большое значение в жизни наших предков. Мы уже знаем о дне осеннего равноденствия (19-22 сентября), когда день равен ночи, о дне зимнего солнцестояния, когда есть самая продолжительная ночь и самый короткий день (22 декабря). Пришла пора поговорить о дне весеннего равноденствия, который настанет в 2014 году 20 марта. День равен ночи (показать модель «день-ночь). В этот день свет и тьма разделяются поровну. С этого дня начинается полное оживление Земли. День великого равновесия - это праздник весны, обновления и возрождения природы после холодных, мрачных, зимних дней. День уравнивается с ночью, свет со тьмой. К концу равноденствия, свет потихоньку начинает одерживать победу над тьмой (и это будет продолжаться до 22 июня). Это день - Праздник Весны, начала нового цикла, обновления и возрождения после зимних холодов, когда снег и лёд уступают место траве.
В давние времена, когда не было календарей, весну определяли по солнцу. Считалось, что именно с этого дня начинаются обновления в природе: первый весенний гром (аудиозапись грома), набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени. Этот праздник отмечается во многих культурах потому, что раньше люди жили согласно ритмам природы. А весеннее равноденствие - это астрономическое начало весны. 1 ученик (Сергей) Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. 2 ученик (Алина) В этот день славяне радовались возвращению перелетных птиц - вестников настоящей весны. 3 ученик (Карина) У кельтов - это праздник возвращения богини плодородия Остары из подземного царства. Для встречи Весны готовят маленькие пшеничные булочки и крашеные яйца, которые являлись символами новой жизни.
4 ученик (Ксюша) У индусов праздник Весны, известный также как фестиваль красок. И не только про индусов можно говорить, но ведь с приходом весны люди действительно начинают надевать красочные одежды, как бы радуясь солнцу, весне, пробуждению природы. 5 ученик (Семён) У славян было прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественное призывание и встреча Весны. Главный ритуал праздника - призывание богини Весны (вспомните Масленицу). Масленица зиму прощает, Холодную жизнь кончает. КРИЧАЛКА -На своих праздниках наши предки кричали: Спасибо тебе, Боже, Что зиму скончали, Что весны дождали! Помоги нам, Боже, В добрый час начати
Весну выкликати!
Приди, приди, весна,
Приди, приди, красна!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Символика: весна, кролики, крашеные яйца, зайцы, бабочки, птицы. Кролик - это символ плодородия. Яйцо представляет собой космическое яйцо творения. Отсюда происхождение пасхальных яиц и кроликов. Желток яйца символизирует Солнце, а белок - Белую Богиню. Яйцо целиком - символ возрождения. Пасха празднуется весной. Птицы. Древние люди верили, что когда Весна увидит, что птицы порхают над своими гнездами - она придет и принесет устойчивое тепло. КРИЧАЛКА Жаворонки, жаворонки. Прилетите к нам. Принесите нам Весну - красну. Зима надоела, Весь хлеб поела. Когда птички прилетят, можно будет начать высевать в садах семена, не опасаясь, что внезапный холод может их погубить. Кроме птичек и яиц, Весну зовут песнями и водят хороводы. В это время пастухи первый раз в году подносят к губам флейту (или рожок), даже если еще нет травы, и стадо еще не выгоняют. 6 ученик (Арина) Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает: «Телоньки, телитесь! Свинки, пороситесь! Курочки, неситесь! Хозяюшка, добрися, Хозяин не скупися, Богу на свечку, Ребятам по яечку!» ХОРОВОД под музыку в сочетании с игрой «Зеваки». Дети идут по кругу, держась за руки под музыку. По сигналу ведущего «стоп», останавливаются, делают 4 хлопка и идут в другую сторону и т.д. Кто ошибается, выходит из игры. Весенняя уборка Весной садовники-огородники очищают землю после зимы от мусора и старых растений, освобождая тем самым место для новых. Так и мы тоже разбираемся у себя дома, выбрасывая все старое, и наводим порядок на участках.
В древние времена, наступление весны определяли по солнцу, и дни весеннего равноденствия всегда были большим праздником. Устраивались пиры, состязания, бега на лошадях. Вот и у нас сегодня праздник.
2.Стихи.
- Давайте почитаем стихи… 7 ученик (Ваня)
ВЕСНА
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф.Тютчев
8 ученик (Дима)
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам...
Тютчев Ф.И.
9 ученик (Даша Б.)
Под напев молитв пасхальных...
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море - точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели.
Пасха в гости к нам пришла.
(К. Феофанов)
3.Состязания.
Для мальчиков
2 мальчика, каждому гиря весом 1 кг. Кто больше раз поднимет гирю.
Для девочек
2 девочки, каждой выдать обруч. Кто дольше прокрутит обруч.
Для мальчика и девочки
2 человека со связанными ногами. Допрыгать до цели и обратно. Кто быстрее?
Игра «Дождик»
Дети выполняют произвольные упражнения. С последним словом «перестал», все движения прекращаются. Ведущий ищет, кто шелохнется. Тот выходит.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал.
И устал,
И перестал!
4.Заключительная часть.
- Я думаю, что мы узнали много интересного из жизни наших предков, о солнце, о весне. Что запомнили? (…)
- А сейчас чаепитие с (шоколадными кексами или другой выпечкой).
Список литературы
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик - Изд. 5-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 318 с. - (Начальная школа).
- Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе / Н.А. Пшеницына. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с. - (Библиотека учителя начальной школы).