- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ритмике (1-4 К)
Рабочая программа по ритмике (1-4 К)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юсупова А.Ж. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа создана на основе:
1. Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». 2. Образовательной программы А. Айдарбековой по предмету «Ритмика» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Издательство «Просвещение», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Общая характеристика учебного предмета. Преподавание ритмики в коррекционном образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей, их эмоционального состояния, а также воспитания положительных качеств личности, средствами музыкально-ритмической деятельности.
Цели обучения
-
формирование умения ориентироваться в пространстве;
-
способствовать выработке необходимых музыкально-двигательных навыков;
-
научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы;
-
приобщить детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Учебно-тематический план. На изучение курса ритмики в1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю).
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 33 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 7 4. ритмико-гимнастические упражнения 7 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
5 6. Игры под музыку 6 7. Танцевальные упражнения
8
На изучение курса ритмики во 2 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9
На изучение курса ритмики в 3 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9
На изучение курса ритмики в 4 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
.
1 класс
33 часа, 1 час в неделю
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 12 часов Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания с опорой и без опоры, с предметами. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание. Одновременные движения правой руки вверх, левой - в сторону; правой руки - вперед, левой - вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки - перед собой; правой ноги - в сторону, левой руки - в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 5 часов Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 6 часов Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 6 часов Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек - движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
2 класс
35 часов, 1 час в неделю
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 10 часов Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх - вниз с одновременным движением левой руки от себя - к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 6 часов Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 6 часов Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 9часов Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
4 класс
35 часов , 1 час в неделю
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 10 часов Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами. Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 5 часов Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 7 часов Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 9часов Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народ
Требования к уровню подготовки учащихся 1класса
Учащиеся должны уметь:
-
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно
-
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
-
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
-
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг, и не сходя с его линии;
-
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
-
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
-
выполнять игровые и плясовые движения;
-
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
-
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
-
лнения (хлопками или притопами).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся должны уметь:
-
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно
-
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
-
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
-
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг, и не сходя с его линии;
-
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
-
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
-
выполнять игровые и плясовые движения;
-
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
-
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
-
лнения (хлопками или притопами).
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Учащиеся должны уметь:
-
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального
-
отрывка;
-
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
-
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Учащиеся должны уметь:
-
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального
-
отрывка;
-
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
-
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Учебно -методическое Г. И. Гребенцова «Азбука здоровья». Подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994. Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»: М., «Вако», 2004. Т.С.Лисицкая «Ритмическая гимнастика». «Физкультура и спорт»,1985. О. С. Макарова «Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы»: М., «Школьная пресса», 2002.