Рабочая программа по ритмике (1-4 К)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа создана на основе:
1. Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». 2. Образовательной программы А. Айдарбековой по предмету «Ритмика» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Издательство «Просвещение», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.


Общая характеристика учебного предмета. Преподавание ритмики в коррекционном образователь­ном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осу­ществления коррекции недостатков психического и физи­ческого развития детей, их эмоционального состояния, а также воспитания положительных качеств личности, средствами му­зыкально-ритмической деятельности.

Цели обучения

  • формирование умения ориентироваться в пространстве;

  • способствовать выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков;

  • научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы;

  • приобщить детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.


























Учебно-тематический план. На изучение курса ритмики в1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю).

№ п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 33 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 7 4. ритмико-гимнастические упражнения 7 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

5 6. Игры под музыку 6 7. Танцевальные упражнения
8

На изучение курса ритмики во 2 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9
На изучение курса ритмики в 3 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9




На изучение курса ритмики в 4 классе отводится 35 часа (1 час в неделю). Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу ритмики: № п\п Вид программного материала
Количество часов (уроков) 1. Базовая часть 35 часа 2. Основы знаний по курсу ритмики В процессе урока 3. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 4. Ритмико-гимнастические упражнения 8 5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами

5 6. Игры под музыку
5 7. Танцевальные упражнения
9






























СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


.

1 класс

33 часа, 1 час в неделю


УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высо­ким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений впе­ред, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 12 часов Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания с опорой и без опо­ры, с предметами. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и при­ведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­цы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное под­нимание и опускание. Одновременные движения правой руки вверх, левой - в сторону; правой руки - вперед, левой - вверх. Выставле­ние левой ноги вперед, правой руки - перед собой; правой ноги - в сторону, левой руки - в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в сторо­ны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерыв­ным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 5 часов Движения кистей рук в разных направлениях. Поочеред­ное и одновременное сжимание в кулак и разжимание паль­цев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. От­ведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделе­ние пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой от­дельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каж­дой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 6 часов Выполнение ритмичных движений в соответствии с раз­личным характером музыки, динамикой, регистрами. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Вы­полнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям, в соответствии с определенным эмо­циональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцен­тов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­нием или речевым сопровождением.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 6 часов Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спо­койный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Под­прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де­вочек - движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.















































2 класс

35 часов, 1 час в неделю


УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в ше­ренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по од­ному. Построение круга из шеренги и из движения врассып­ную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных зада­ний с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 10 часов Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упраж­нения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, на­зад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сги­бая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед со­бой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх - вниз с одновременным движением левой руки от себя - к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедле­ние движений в соответствии с изменением темпа музы­кального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раска­чивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхива­ние. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 6 часов Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и раз­гибание другой в медленном темпе с постепенным ускоре­нием. Противопоставление первого пальца остальным, про­тивопоставление пальцев одной руки пальцам другой одно­временно и поочередно. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Ис­полнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на дет­ском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 6 часов Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и ме­лодических изменений в музыке и выражение их в движе­нии. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в дви­жениях игровых образов и содержания песен. Самостоятель­ное создание музыкально-двигательного образа. Музыкаль­ные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопро­вождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 9часов Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пру­жинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремитель­ный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Перемен­ные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Эле­менты русской пляски: шаг с притопом на месте и с про­движением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки сво­бодно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче­нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторо­ну, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

4 класс

35 часов , 1 час в неделю

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ - 4 часа Перестроение из колонны по одному в колонну по четы­ре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из не­скольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение наме­чать диагональные линии из угла в угол. Сохранение пра­вильной дистанции во всех видах построений с использова­нием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - 10 часов Общеразвивающие упражнения. Круговые движения голо­вы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Кру­говые движения плеч, замедленные, с постоянным ускоре­нием, с резким изменением темпа движений. Плавные, рез­кие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны ру­ками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движе­ний ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгиба­ние в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внут­ренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные со­четания одновременных движений рук, ног, туловища, ки­стей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочеред­ные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами. Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и кор­пусом, висящими руками и опущенной головой. С позиции приседания на корточки с опущенной голо­вой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увя­дающего цветка).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ - 5 часов Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Про­тивопоставление одного пальца остальным. Движения кис­тей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменени­ем темпа и плавности движений. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мело­дии знакомой песни.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ - 7 часов Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, мало­контрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Раз­учивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, ре­чевым сопровождением. Инсценирование музыкальных ска­зок, песен.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - 9часов Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвиже­нием назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народ



Требования к уровню подготовки учащихся 1класса

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дис­танций, не сужая круг, и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального про­изведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инст­рукции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со зву­чанием музыки.


  • лнения (хлопками или притопами).


































Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дис­танций, не сужая круг, и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального про­изведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инст­рукции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со зву­чанием музыки.


  • лнения (хлопками или притопами).







































Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Учащиеся должны уметь:

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального

  • отрывка;

  • различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слы­шать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно пе­рестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

  • различать основные характерные движения некоторых народных танцев.







































Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Учащиеся должны уметь:

  • правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального

  • отрывка;

  • различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слы­шать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно пе­рестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

  • различать основные характерные движения некоторых народных танцев.






































Учебно -методическое Г. И. Гребенцова «Азбука здоровья». Подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994. Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»: М., «Вако», 2004. Т.С.Лисицкая «Ритмическая гимнастика». «Физкультура и спорт»,1985. О. С. Макарова «Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы»: М., «Школьная пресса», 2002.


© 2010-2022