Проект литературно-исторический Крестьянский быт (3-4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоузская СОШ

Литературно - исторический проект «Назад в историю»

2015 -2016 учебный год

Тема «Крестьянский быт. 19 век»

4а класс

Кл. руководитель Смирнова Л.Н.

"Народ, не знающий или забывший свое
прошлое, не имеет будущего!"
(Платон)


Цель: узнать подробности из жизни крестьян в 19 веке, сравнить с современными условиями.

Задачи (ученические):

  • знакомство с творчеством Венецианова - картинами, отражающими крестьянский труд; выявление на картинах понятий, предметов, требующих изучения;

  • поиск информации по выявленным проблемам, обработка;

  • сотрудничество на всех этапах работы над проектом.

Работа над проектом

Этапы работы

Содержание

Подготовительный

Обсуждение темы, выбор более узкой темы, постановка задач, обсуждение путей их решения

Исследовательская, поисковая, оформительская, творческая деятельность

Классный час «Биография и творчество Венецианова А.Г.»

Поиск материала по теме «Крестьянский быт. 19 век», обработка, оформление.

Постановка сценки Олеси Емельяновой «Легкий хлеб» - разучивание ролей, подготовка костюмов, декораций.

Заключительный

Презентация проекта

Рефлексия

Самоанализ личного вклада в осуществление проекта

Отзыв о работе всего коллектива (достоинства и недостатки)


Начать работу над проектом мы решили со знакомства с жизнью и творчеством русского художника Венецианова Алексея Гавриловича (1780-1847) Он является основателем школы и целого направления в русской живописи. Основное место в творчестве живописца занимала тема труда и быта крестьян. Его картины полны симпатии и уважения к крестьянину, безыскусной правдивости и задушевности; художник ограничивался описанием светлой стороны жизни крестьян. Живописные произведения этого талантливого художника донесли до нас отпечаток того времени и рассказали нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века. Он чувствовал потребность изображать человеческую жизнь так, как она протекает на самом деле, среди соответствующей обстановки, среди природы или в домах. Он понял неразрывную связь, существующую между человеком и обстановкой, взаимодействие человека и среды, в данном случае русского крестьянина и природы, среди которой он живёт и работает. Рассматривая картины, мы заметили, как далека сегодняшняя жизнь от той, которую мы увидели на картинах и как мало мы о ней знаем. Мы решили больше узнать о жизни крестьян в 19 веке.
Круглый год крестьянин был занят тяжёлым сельскохозяйственным трудом. Давайте рассмотрим, как наши предки выращивали хлеб. Пахота Без воздуха не могут жить растения, им воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Боронование После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона - это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. Народ говорил: Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. СЕВ
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год - это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду - если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками. В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика - яровой посев ранний, а нет - поздний. День сева - один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Народ говорил:

• Посеешь в пору - соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
ХЛЕБ РАСТЁТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. «Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето - знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. Народ говорил:

Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. Без дождя хлеб никак не вырастет.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень
Поливай весь день.

Так закликали дождь. Солнышко даёт растениям не только тепло, но и свет. Из одного зёрнышка получается целый кустик. «Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие - злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения- сорняки, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками. Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички - воробьи и особенно коростели. ЖАТВА Жатва - пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, - чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звёздами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
День начала жатвы назывался Зажинки. «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин даёт пир своим соседям: угощает вином и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берёт серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года». «Рожь поспела - берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберём, хоровод заведём». Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберёшь, тем и весь год живёшь. Уборка урожая - труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Народ говорил: Ломота в спине, да зато хлеб на столе. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчётно игривые песни; сама природа, кажется, веселится со жнецами: всё им благоухает и всё живёт упоительной весёлостью. Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника - Спожинки. Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин - хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига - постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине - не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно - огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, - и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу. А состояла работа вот в чём: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли - обычно стоя на ветру с помощью лопаты. НА МЕЛЬНИЦЕ Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить - перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Молоть зерно стало легче только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные - лошади, быки, ослы. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться». На Руси пекли чёрный «кислый» хлеб. Чёрным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более тёмный цвет, чем пшеничная. «Кислый» - потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне - деревянной кадушке - тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится. Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под - так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась чёрной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали ещё раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты.
Вот хлеб и на столе. Хлеб был и кормильцем русского народа, и главным лакомством на столе.
Вывод: работая над проектом мы узнали, насколько тяжёлым был труд крестьянина в 19 веке. Но несмотря на это крестьяне любили труд и результаты своего труда. У них можно поучиться уважительному отношению к хлебу, к земле, умению с радостью принимать все тяготы крестьянской жизни.

Слушаю, послушаю -
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног - на гору ползет.
Без рук, без ног - на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).

Стоит волк, вырван клок. (Овин)

В поле едет на спине,
По полю - на ногах. (Борона)

© 2010-2022