- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о русской земле»
Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о русской земле»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Агурина В.П. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
С. Романовский «Слово о Русской земле»
Цели:
• Формирование умения рассуждать;
• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;
• Знакомство с новым жанром литературы;
• Понимать смысл произведения;
• Развитие творческой деятельности;
• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка выполненного задания в РТ.
Вопрос
Ответ
Какое стихотворение вы читали дома?
Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну...».
С какими новыми словами вы встретились?
Погост - кладбище.
Как называет поэт свою Родину?
Россия, Русь.
Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?
(Самостоятельные размыш ления учеников).
II. Знакомство с новым материалом.
Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы - это слово.
Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.
Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.
Вопрос
Ответ
Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы ми.
Прочитайте их значение на странице 13.
Какие слова в «Слове...» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете?
Местночтимые достопримечательности;
Горододельцы - строители городов;
Пригожее - хорошее, удобное;
Нынешняя - сегодняшняя, современная.
Что напоминает «Сло во...»?
Песню.
Какой вы представляете Русскую землю?
(Самостоятельные размы шления учеников).
Как автор описывает Русскую землю?
(Пересказ).
Найдите и прочитайте слова из летописи.
(Чтение).
Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое?
Цитата.
Что в этом произведении вам особенно запомнилось?
(Самостоятельные размыш ления учеников).
Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте.
«Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели кими, селами дивными...»
Кто живет на Руси?
Руссы и россы.
Как перевести эти названия?
Люди, живущие у воды.
Прочитайте, что обозначает слово «Русь».
«Русь обозначает страну озер и рек».
Что такое местночтимые источники?
Родники.
Как их еще называют?
Живунами.
Почему?
Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.
Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником.
(Пересказ).
Прочитайте, как читалось «Слово...».
«В старину «Слово...» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».
Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?
Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь зованием старинных форм слов и оборотов.
III. Практические задания.
Вопрос
Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1.
«Русь светлое, пригожее место, страна света».
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2.
Русичи - русские. Дубравы - леса.
Береста - кора березы. Гусли струнный инструмент.
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов.
Какие это слова? Выделите
общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду
из родника?
Родственные.
IV. Домашнее задание.
1. Нарисуйте, как вы представляете родник.