Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о русской земле»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С. Романовский «Слово о Русской земле»


Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Знакомство с новым жанром литературы;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новым произведением.


Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

Проверка выполненного задания в РТ.

Вопрос

Ответ

Какое стихотворение вы читали дома?

Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну...».

С какими новыми словами вы встретились?

Погост - кладбище.


Как называет поэт свою Родину?

Россия, Русь.

Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?

(Самостоятельные размыш­ ления учеников).


II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы - это слово.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.


Вопрос

Ответ

Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ ми.

Прочитайте их значение на странице 13.


Какие слова в «Слове...» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете?

Местночтимые достопримечательности;

Горододельцы - строители городов;

Пригожее - хорошее, удобное;

Нынешняя - сегодняшняя, современная.

Что напоминает «Сло­ во...»?

Песню.

Какой вы представляете Русскую землю?

(Самостоятельные размы­ шления учеников).

Как автор описывает Русскую землю?

(Пересказ).

Найдите и прочитайте слова из летописи.

(Чтение).

Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое?

Цитата.


Что в этом произведении вам особенно запомнилось?

(Самостоятельные размыш­ ления учеников).

Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте.

«Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­ кими, селами дивными...»

Кто живет на Руси?

Руссы и россы.

Как перевести эти названия?

Люди, живущие у воды.

Прочитайте, что обозначает слово «Русь».

«Русь обозначает страну озер и рек».

Что такое местночтимые источники?

Родники.

Как их еще называют?

Живунами.

Почему?

Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.

Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником.

(Пересказ).

Прочитайте, как читалось «Слово...».

«В старину «Слово...» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».

Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?

Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­ зованием старинных форм слов и оборотов.


III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1.

«Русь светлое, пригожее место, страна света».

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2.

Русичи - русские. Дубравы - леса.



Береста - кора березы. Гусли струнный инструмент.

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов.

Какие это слова? Выделите

общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду

из родника?

Родственные.


IV. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как вы представляете родник.



© 2010-2022