- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы по формированию мотивации к освоению УУД
Из опыта работы по формированию мотивации к освоению УУД
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравцова Н.П. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
Формирование мотивации
у младших школьников
к освоению
универсальных учебных действий
Кравцова
Наталья Петровна,
г. Таганрог
Формирование мотивации у учащихся к освоению универсальных учебных действий
Современные условия жизни нашего общества поставили перед учеником новые задачи. Прежде говорили: «Учись!» Теперь главный лозунг в образовании: «Учись учиться». Кто не научился в школе учиться, у кого нет мотивации к учению, тот рано или поздно отстанет от жизни. Идея непрерывного образования прописана в Концепции модернизации образования. Умение учиться теперь становится таким же важным (а может быть, и более важным) результатом школьных лет, как и знания. В Фундаментальном ядре содержания общего образования стандартов второго поколения «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта подается как овладение универсальными учебными действиями. Они четко выделены отдельным блоком, и предполагается, что это позволит им уделить приоритетное место в рамках изучения конкретных предметов. А.Г.Асмолов в книге «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» отмечает, что «наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе», т.к. «на первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы», т.е. мотив является первым звеном в любой деятельности.
Условия
Задачи
ОперацииНабирая новые классы, я отмечаю, что дети, в большинстве своем, ходят в школу и учатся, потому что так хотят родители, так принято. Они очень быстро удовлетворяют свое любопытство и через месяц уже ходить в школу не хотят. Потому что трудно, потому что по утрам хочется спать, потому что дома есть занятия интересней, потому что никак не могут понять правила - как им кажется, новой игры - игры в школу. То есть ведущий вид деятельности изменился, а мотив к нему не сформирован. Поэтому я разработала цикл занятий, целью которого стало формирование учебной мотивации у младших школьников. Главной задачей на пути реализации этой цели стала задача помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности, научить детей самих мотивировать себя на учебную деятельность с помощью вопросов, адресованных самому себе и ответов на них, т.е. формированию внутренней мотивации. - Зачем мне этому нужно учиться? - Кому еще это может понадобиться? - Смогу ли я обойтись без этого? - Где и когда я буду этим пользоваться? - Кого это обрадует? - Кому от этого будет польза? - Где и как я могу этому научиться? Помимо этой задачи мною решались более узкие задачи на каждом отдельном занятии:
- формирование умения общаться со сверстниками в группе, отстаивать свою точку зрения;
- формирование умения выбирать собственные приоритеты в сконструированном общем варианте;
- развитие речи;
- диагностирование индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся и другие.
Темы занятий.
- Соблюдение правил поведения в школе.
- Соблюдение правил поведения на уроке.
- Работа со словарями и справочной литературой.
- Работа над ошибками.
- Восстановление пропущенного материала.
- Составление схемы или модели к учебной задаче.
- Передача содержания текста.
- Составление текста по плану в соответствии с задачей.
- Планирование деятельности.
10 баллов
Школьная дезадаптация
10-14 баллов
Низкая мотивация
15-19 баллов
Внешняя мотивация
20-24 балла
Средняя норма
25-30 баллов
Высокий уровень
мотивации
-
10%
32%
51%
7%
-
-
17%
48%
35%
Помимо этого в конце учебного года я попросила детей отметить по 10-бальной шкале, на сколько важным для своего успешного обучения они считают:
- Соблюдение правил поведения в школе. 10 б.
- Соблюдение правил поведения на уроке. 10 б.
- Работу со словарями и справочной литературой. 8,7 б.
- Работу над ошибками. 9,1 б.
- Восстановление пропущенного материала. 10 б.
- Составление схемы или модели к учебной задаче. 8,2 б.
- Передачу содержания текста. 10 б.
- Составление текста по плану в соответствии с задачей. 9,4 б.
- Планирование деятельности. 8,1 б.
Использованная литература
-
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1974
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1974
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. М.,2008 г.
-
Асмолов А.Г. От действия к мысли. Как проектировать УУД в начальной школе. М.,2008
-
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998
-
Соловейчик С.Л. Ученье с увлеченьем. М., 1976