- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование информационно-коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе»
«Формирование информационно-коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селегень Л.Н. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сакская общеобразовательная школа I-III ступеней №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова
Сакского городского совета Автономной Республики Крым
Формирование информационно-коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе
Проект кафедры «Начальное обучение»
Информационно-коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, именно поэтому её формированию уделяется особое внимание.Что такое коммуникативная компетентность?
- Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.
- Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Что такое информационная компетентность?
-
Это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
-
Умение работать со всеми видами источниками информации.
Информационно-коммуникативная компетентность учителя
Информационная компетентность учителя предполагает умения:
-
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
-
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
-
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию распространяемую по каналам СМИ;
-
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса;
-
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
-
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативная компетенция учителя определяется минимум тремя составляющими:
-
когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
-
операционной (как специалист реализует свои знания на практике);
-
позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).
Пути формирования информационно - коммуникативной компетентности учителя
Самообразование учителя
Диагностика коммуникативной компетентности учителя.
Лист диагностики
(Дать ответ «да» «нет» «не знаю»)
-
Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понято
-
Я владею культурой общения.
-
Я могу испытать чувство гордости за успехи коллег.
-
Я могу признать свою ошибку.
-
Я могу отстаивать свою точку зрения.
-
Я умею делать выводы.
Работа за компьютером
Информационно-коммуникативные компетентности ученика начальной школы
Пути формирования информационно коммуникативной компетентности ученика Для реализации технологии формирования информационно коммуникативной компетентности школьников должна быть сконструирована образовательная среда как условие обучения и развития. Образовательная среда ориентируется на осознание школьником целостного миропонимания; на получение представления об информационных объектах и на их преобразование в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств; на овладение школьником совокупностью общеобразовательных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде.
Заседание кафедры «Начальное обучение»
Для успешного формирования информационно-коммуникативной компетентности младшие школьники должны уметь:-
работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для возрастного восприятия;
-
строить монологическое высказывание(по предложенной теме, по заданному вопросу);
-
участвовать в диалоге;
-
элементарно обосновывать высказанное суждение;
-
искать (проверять) необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки;
-
упорядочивать информацию;
-
владеть первоначальными умениями работы с интерактивной доской;
-
уметь работать в группе;
-
знать языки общения, используемые народной культурой.
Вывод: Информационно-коммуникативная компетентность включает в себя не только сформированные представления о современной компьютерной среде, ресурсах Интернета, владение компьютером, но и умение высказывать своё мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение детьми навыков общения и взаимодействия.