Разработка урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имя прилагательное. Обобщение.

Технологии: личностно - ориентированная, технология сотрудничества, информационно коммуникативная технология, игровая.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы

Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся об именах прилагательных;

  • способствовать развитию умений распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число и падеж;

  • усилить практическую направленность обучения;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, память, наблюдательность, самостоятельность, внимательность;

  • развивать грамотную устную речь, умение правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение.

  • Воспитывать организованность, сосредоточенность, положительное отношение к учёбе;

Мотивация урока:

  • стимулировать интерес к предмету «русский язык»

  • создание на уроке ситуации успеха, поощрения за успешное выполнение заданий.





План урока:

Этап урока

Время (минуты)

  1. Организационный момент

  1. Установление дисциплины

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Создание мотивации на учебную деятельность


  1. Постановка целей и задач урока:

  1. Загадка об имени прилагательном (определение темы урока)

  2. Фронтальная работа (закончите предложения)


  1. Работа по теме:

  1. Словарная работа

  2. Работа в группах

Путешествие по морю прилагательных:

  1. Остров Антонимов

  2. Остров Синонимов

  3. Остров Развлекательный (грамматическая эстафета)

  4. Индивидуальная работа на карточках


  1. Итог урока

Гора знаний (могу, знаю, учусь, не знаю)


  1. Домашнее задание

Ход урока:

I Организационный момент

  1. Установление дисциплины
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Создание мотивации на учебную деятельность:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд №1)

- Как вы понимаете смысл этой фразы? (ответы детей)

II Постановка целей и задач урока:

  1. Загадка:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить
!

- Итак, что же это? (Имя прилагательное)

- Верно. Сегодня мы завершим работу над именами прилагательными и покажем, что же мы узнали об этой части речи.

2. Фронтальная работа

-Закончите предложения:

  • Имена прилагательные отвечают на вопросы … и обозначают …
  • Имена прилагательные всегда связаны с …
  • Имена прилагательные изменяются по …
  • Какова роль имён прилагательных в речи? (Они уточняют, украшают речь, помогают нарисовать словами картину)

III Работа по теме:

1. Словарная работа:

- Давайте проведем разминку в виде словарной работы. Я буду называть прилагательные, а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь

  • Прекрасная, солнечная, морозная …
  • Старательный, прилежный, умный
  • Вкусное, парное, коровье …
  • Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …
  • Ежедневная, свежая, интересная …
  • Белые, кучевые, пушистые…
  • Меховое, дорогое, тёплое…

Проверка:

(взаимопроверка, ученики в парах меняются тетрадями и проверяют друг у друга)

Погода, ученик, молоко, корабль, газета, облака, пальто.

  1. Работа в группах

- Что могут обозначать имена прилагательные?

(дети в группах заполняют таблицу, затем проводится проверка)

-Определите, что означают прилагательные

Красный, синий, серая, чёрное, оранжевый, зелёный, голубой, коричневая …

Цвет

Овальный, круглая, квадратное, прямоугольное, треугольный …

Форма

Кислый, сладкий, горький, солёный, острый …

Вкус

Большой, маленький, небольшой, великоватый, огромный, длинный, широкий, высокий …

Величина

Стеклянный, золотой, деревянный, каменный, металлический, пластмассовый, бумажный, матерчатый …

Материал (из чего сделан предмет)

Холодный, мягкий, интересный, красивый, умный, общительный …

Качества

-Итак, прилагательные могут обозначать - цвет, форму, вкус, величину, материал, качество.

-Чтобы продолжить нашу работу нам необходимо отправиться в путешествие по морю прилагательных.

3. Остров Антонимов

-Набираем команду (подберите противоположное по значению прилагательное)

злой - добрый

робкий - смелый

ленивый - трудолюбивый

безвольный - волевой

грустный -весёлый

  1. Остров Синонимов

Игра «Третий лишний»

Храбрый, отважный, трусливый

Грустный, печальный, радостный

- Какая орфограмма есть в слове «радостный»?

- Как проверить эту орфограмму?

Быстрый, скорый, медленный

- Какая орфограмма есть в слове «медленный»?

- Умеем ли мы проверять такие орфограммы?

Родная, близкая, чужая

- Какая орфограмма в слове «чужая»?

- Какое правило знаем?

5. Остров «Давайте, поиграем»

- Имя прилагательное - веселая и яркая часть речи. И мы, прибыв на остров «Игровой», проведем ряд игр.

  1. Прослушайте песню и как можно больше запишите имён прилагательных.
  2. Грамматическая эстафета:

  1. Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Найдите словосочетание (существительное + прилагательное), определите род, число и падеж прилагательного.

- Прежде чем выполнить это задание, скажите, от чего завися грамматические значения имён прилагательных?

ПОМНИ!

Имена существительные - приказывают!

Имена прилагательные - подчиняются!

(Дети работают в группах, каждой группе по одной пословице)

  • Под лежачий камень и вода не течет.
  • У плохого мастера и пила плохая.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.
  1. Проверь безударную гласную в корне имени прилагательного:

родного края;

в сосновом бору;

большим размером.

  1. В группе однокоренных слов найди прилагательное:

ласка, ласкать, ласковый, ласкающий,

горечь, горчить, горько, горький,

доброта, добрый, подобреть.

  1. Согласуй имя прилагательное с существительным

родн... (краем, отечества, городом).

  1. Измени прилагательное по родам

яркий...

умный...

большой...

  1. Докажите, что прилагательные изменяются по числам.

  2. Образуй от существительного однокоренное прилагательное

добро;

милосердие;

отзывчивость.

  1. Разбери прилагательное по составу

безумный;

приморский;

заоблачный.

  1. Какие прилагательные имеют переносное значение?

Свежий хлеб, свежая газета;

Тёплое молоко, тёплое отношение;

Острый меч, острый взгляд;

Сладкое варенье, сладкая речь;

Железный характер, железный топор.

  1. Работа на карточках:
  • Допишите падежные окончания прилагательных. Укажи падеж.

Из - под снега в поле чист___ ручеёк струится быстр___ .

ПРазработка урока по русскому языкуод высок___ косогором у реки живут стрижи.

Ярко светит зорька в небе голуб___ .

Тихо всходит солнце над больш___ селом.

IV. Итог урока:

Проводится в виде «горы успеха» (дети говорят чему они научились, что узнали, чему ещё надо учиться и чего они ещё не знают и хотели бы узнать)

Разработка урока по русскому языку

НРазработка урока по русскому языкуе знаю …

УРазработка урока по русскому языкучусь …

ЗРазработка урока по русскому языкунаю …

Могу …

- А закончим наш урока игрой. Я буду называть слова разных частей речи, а вы, если услышите имя прилагательное должны будете его поймать (хлопнув в ладоши).

Молоко, холодный, дождь, я, у него, снег, жарко, морозная, солнечная, она, собака, дождливый, вы, гулять, снежный, мороз …

-Скажите, а какие слова вы не можете отнести ни к какой известной вам части речи?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках?

V. Домашнее задание:

  1. Заполнить свою «гору успеха» на индивидуальных карточках

  2. Выполнить упражнение - стр.56 упр 127



© 2010-2022