- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якушенко В.В. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Имя прилагательное. Обобщение.
Технологии: личностно - ориентированная, технология сотрудничества, информационно коммуникативная технология, игровая.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы
Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
Образовательные:
-
систематизировать знания учащихся об именах прилагательных;
-
способствовать развитию умений распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число и падеж;
-
усилить практическую направленность обучения;
Развивающие:
-
развивать орфографическую зоркость, память, наблюдательность, самостоятельность, внимательность;
-
развивать грамотную устную речь, умение правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;
Воспитательные:
-
воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение.
-
Воспитывать организованность, сосредоточенность, положительное отношение к учёбе;
Мотивация урока:
-
стимулировать интерес к предмету «русский язык»
-
создание на уроке ситуации успеха, поощрения за успешное выполнение заданий.
План урока:
Этап урока
Время (минуты)
-
Организационный момент
-
Установление дисциплины
-
Проверка готовности к уроку
-
Создание мотивации на учебную деятельность
-
Постановка целей и задач урока:
-
Загадка об имени прилагательном (определение темы урока)
-
Фронтальная работа (закончите предложения)
-
Работа по теме:
-
Словарная работа
-
Работа в группах
Путешествие по морю прилагательных:
-
Остров Антонимов
-
Остров Синонимов
-
Остров Развлекательный (грамматическая эстафета)
-
Индивидуальная работа на карточках
-
Итог урока
Гора знаний (могу, знаю, учусь, не знаю)
-
Домашнее задание
Ход урока:
I Организационный момент
- Установление дисциплины
- Проверка готовности к уроку
- Создание мотивации на учебную деятельность:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд №1)
- Как вы понимаете смысл этой фразы? (ответы детей)
II Постановка целей и задач урока:
- Загадка:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
- Итак, что же это? (Имя прилагательное)
- Верно. Сегодня мы завершим работу над именами прилагательными и покажем, что же мы узнали об этой части речи.
2. Фронтальная работа
-Закончите предложения:
- Имена прилагательные отвечают на вопросы … и обозначают …
- Имена прилагательные всегда связаны с …
- Имена прилагательные изменяются по …
- Какова роль имён прилагательных в речи? (Они уточняют, украшают речь, помогают нарисовать словами картину)
III Работа по теме:
1. Словарная работа:
- Давайте проведем разминку в виде словарной работы. Я буду называть прилагательные, а вы должны по описанию догадаться о каком словарном слове идет речь и записать в тетрадь
- Прекрасная, солнечная, морозная …
- Старательный, прилежный, умный …
- Вкусное, парное, коровье …
- Быстроходный, белоснежный, двухпалубный …
- Ежедневная, свежая, интересная …
- Белые, кучевые, пушистые…
- Меховое, дорогое, тёплое…
Проверка:
(взаимопроверка, ученики в парах меняются тетрадями и проверяют друг у друга)
Погода, ученик, молоко, корабль, газета, облака, пальто.
- Работа в группах
- Что могут обозначать имена прилагательные?
(дети в группах заполняют таблицу, затем проводится проверка)
-Определите, что означают прилагательные
Красный, синий, серая, чёрное, оранжевый, зелёный, голубой, коричневая …
Цвет
Овальный, круглая, квадратное, прямоугольное, треугольный …
Форма
Кислый, сладкий, горький, солёный, острый …
Вкус
Большой, маленький, небольшой, великоватый, огромный, длинный, широкий, высокий …
Величина
Стеклянный, золотой, деревянный, каменный, металлический, пластмассовый, бумажный, матерчатый …
Материал (из чего сделан предмет)
Холодный, мягкий, интересный, красивый, умный, общительный …
Качества
-Итак, прилагательные могут обозначать - цвет, форму, вкус, величину, материал, качество.
-Чтобы продолжить нашу работу нам необходимо отправиться в путешествие по морю прилагательных.
3. Остров Антонимов
-Набираем команду (подберите противоположное по значению прилагательное)
злой - добрый
робкий - смелый
ленивый - трудолюбивый
безвольный - волевой
грустный -весёлый
- Остров Синонимов
Игра «Третий лишний»
Храбрый, отважный, трусливый
Грустный, печальный, радостный
- Какая орфограмма есть в слове «радостный»?
- Как проверить эту орфограмму?
Быстрый, скорый, медленный
- Какая орфограмма есть в слове «медленный»?
- Умеем ли мы проверять такие орфограммы?
Родная, близкая, чужая
- Какая орфограмма в слове «чужая»?
- Какое правило знаем?
5. Остров «Давайте, поиграем»
- Имя прилагательное - веселая и яркая часть речи. И мы, прибыв на остров «Игровой», проведем ряд игр.
- Прослушайте песню и как можно больше запишите имён прилагательных.
-
Грамматическая эстафета:
-
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Найдите словосочетание (существительное + прилагательное), определите род, число и падеж прилагательного.
- Прежде чем выполнить это задание, скажите, от чего завися грамматические значения имён прилагательных?
ПОМНИ!
Имена существительные - приказывают!
Имена прилагательные - подчиняются!
(Дети работают в группах, каждой группе по одной пословице)
- Под лежачий камень и вода не течет.
- У плохого мастера и пила плохая.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.
-
Проверь безударную гласную в корне имени прилагательного:
родного края;
в сосновом бору;
большим размером.
-
В группе однокоренных слов найди прилагательное:
ласка, ласкать, ласковый, ласкающий,
горечь, горчить, горько, горький,
доброта, добрый, подобреть.
-
Согласуй имя прилагательное с существительным
родн... (краем, отечества, городом).
-
Измени прилагательное по родам
яркий...
умный...
большой...
-
Докажите, что прилагательные изменяются по числам.
-
Образуй от существительного однокоренное прилагательное
добро;
милосердие;
отзывчивость.
-
Разбери прилагательное по составу
безумный;
приморский;
заоблачный.
-
Какие прилагательные имеют переносное значение?
Свежий хлеб, свежая газета;
Тёплое молоко, тёплое отношение;
Острый меч, острый взгляд;
Сладкое варенье, сладкая речь;
Железный характер, железный топор.
- Работа на карточках:
- Допишите падежные окончания прилагательных. Укажи падеж.
Из - под снега в поле чист___ ручеёк струится быстр___ .
Под высок___ косогором у реки живут стрижи.
Ярко светит зорька в небе голуб___ .
Тихо всходит солнце над больш___ селом.
IV. Итог урока:
Проводится в виде «горы успеха» (дети говорят чему они научились, что узнали, чему ещё надо учиться и чего они ещё не знают и хотели бы узнать)
Не знаю …
Учусь …
Знаю …
Могу …
- А закончим наш урока игрой. Я буду называть слова разных частей речи, а вы, если услышите имя прилагательное должны будете его поймать (хлопнув в ладоши).
Молоко, холодный, дождь, я, у него, снег, жарко, морозная, солнечная, она, собака, дождливый, вы, гулять, снежный, мороз …
-Скажите, а какие слова вы не можете отнести ни к какой известной вам части речи?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках?
V. Домашнее задание:
-
Заполнить свою «гору успеха» на индивидуальных карточках
-
Выполнить упражнение - стр.56 упр 127