- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку, 3 класс Как отличить глагол от других частей речи
Конспект урока по русскому языку, 3 класс Как отличить глагол от других частей речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьмина О.П. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8. Как отличить глагол от других частей речи?
(«Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?») Цель: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Организационный момент
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
- Осознание языка как средства общения; представление о богатых возможностях русского языка; элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. (Л.)
- Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. (Р.)
- Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. (П-1.) Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. (П-2.)
-Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата. (К.)
- Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. (Л.)
- Понимать и принимать учебную задачу. Планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать его фиксацию в схематичной форме; на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его; использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как выполненных действий, так и результата. (Р.)
- Понимать информацию, представленную в словесной и модельной форме, использовать её для решения практических задач; понимать и применять разные способы фиксации информации. Осознавать и использовать общий способ действия для решения конкретных задач. (П-1.) Осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в тексте (П-2.)
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось: -
Начинать урок пора!
Выполняют действия, которые отражены в стихотворении
- Актуализация знаний
Ход урока I. Организационный момент. II. Орфографическая минутка. Б..лить, б..лезнь, гр..бник, приг..рюнился, уг..стить, г..стиница, загр..зняешь, гр..за. - Какая орфограмма встретилась во всех словах? Как ее решили? - Какие 2 группы можно составить из этих слов?
Письмо под диктовку.
Работа в парах.
III.Формирование предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель: Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Сообщение новой темы. - Как вы отличаете имя существительное от глагола? - Это и будет темой нашего урока.
Признаки
Существительное
Глагол 1. Обозначает предмет 1. Обозначает действие 2. Отвечает на вопросы: кто? что? 2. Отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что делать? 3. Изменяется по числам, по падежам 3. Изменяется по числам, по временам - На какие пункты при определении части речи следует обратить особое внимание? (На пункты 1 и 2.) - Найдите из орфографической минутки пару родственных слов, состоящую из глагола и существительного. - Докажите, что это разные части речи. - А вот Алёша легко решил эту «Орфографическую задачу». Прочитайте об этом на с. 84 учебника. Прав ли он? - Что вы думаете о словах лежать, бег, ходьба? (Хоть они все называют действие, но они разные части речи.) - Так что важно при определении части речи? Чтение сообщения из упр. 254.
Работа по таблице.
Самостоятельная работа.
Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки. Ножки накрест - опускайся И команды дожидайся. А когда скажу: «Вставай» - Им рукой не помогай.
Закрепление изученного материала. 1. - Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово? Игра «Сортировщики». - Распределите слова по 3 группам: существительные, прилагательные и глагол. Зелень, зеленеть, синий, зелёный, друг, синеть, дружный, синева, дружить. Самопроверка с доски. - Что можете сказать о словах каждого столбика? Что общего? (Это слова родственные, только разных частей речи.) 2. - Давайте еще раз вспомним о главных различиях у частей речи и заполним табличку из упр. 255. Письмо по памяти: Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Человеку чай полезен - Чайник в доме неспроста. - Определите, если сможете, у всех слов части речи. - Найдите родственные слова. Докажите, что это слова разных частей речи. 3. - Образуйте от данных слов родственные слова другой части речи. боль - бег - холод - гадание - 5. Самостоятельная работа. - Сделайте в тексте «окошки». Детвора любит мастерить разные вещицы. Ребятишки принесли из леса сосновые шишки. Они запасли веточки и листочки. Надя Скворцова вырезала полоски из цветной бумаги. И вот открылась мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. - Выпишите из текста однокоренные слова с корнем припишите еще к ним два слова других частей речи.
Самостоятельная работа.
Самопроверка с доски.
Письмо по памяти.
Самостоятельная работа.
IV.Итог урока
Цель: способствовать формированию рефлексии - Продолжите мое предложение: Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно… - Проверьте себя! Посмотрите п. 1 памятки «Анализируем слово» на с. 134. Домашнее задание: упр. 258. - Подумайте, сколько значений у слова «опушка».
Ответы учащихся.