План-конспект по русскому языку во 2 классе на тему Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Оборудование: А3-проблемные вопросы, А4- девиз урока, А4-самооценка-таблица, алгоритм, памятка «Работа в паре», мультимедийный проектор, презентация, учебник, смайлики «Рефлексия».

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, настрой на урок.

У: Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Девиз нашего урока: Ум да разум надоумят сразу .Слайд 2

II.Актуализация опорных знаний

1.Чистописание.

Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

3 . Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах и корне..(слайд №3)

- Грибная пора наступила. Смотри:

Из леса грибочку несут грибники.

А где-то еще притаился грибок…

Заглядывать нужно под каждый листок!

- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны). Физкультминутка «По грибы» ( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).

- Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

(Дети предлагают свои варианты)

- Почему мы испытываем затруднение? (Не знаем какие слова называются (родственными) однокоренными.

- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать? (что такое родственные слова)

- Что нам в этом поможет? (личный опыт, учитель, учебник)

4. Формулируем цель и задачи урока:

1) Что такое корень? (Слайд 6 )

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова .

5) Признаки однокоренных слов .

- Какие части растения вы знаете? (Слайд 7)

Учитель загадывает загадку: (Слайд 8)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Слайд 9,10)

5. Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, уютный и округлый.

Делаем вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Стр.116-117 учебника, читаем правило.

6. Итак, какие же признаки есть у родственных слов?

Родственные слова - это:

1) слова близкие по смыслу.

Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова (грибная, грибочки, грибники, грибок). Докажите.

2) в словах должна быть общая часть

Как называется общая часть? (корень)

Выделите в словах общую часть.(гриб-)

Как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)

Слайд №2 «признаки родственных слов»

V. Физкультминутка.

VI. Упражнения на закрепление.

Слайд №3. «Как растут слова».

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень -

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Ну а вот и садовод.

И садовник с ним идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

- Найдите однокоренные слова. Выпишите. Выделите общую часть - корень.

2. Игра «Засели домик».

Одновременно в три домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?

Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.

На доске: лис- мор- вод-

Лиса морской вода

Лист моряк водичка

Лисонька мороз водный

Лисий морячок водитель

3.Слайд №4 «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

4.Слайд №5

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

- Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ёжик.

Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы - отвечаете. Если ответ правильный - хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.

Что мы называем корнем?

Какие слова называются однокоренными?

Какую мы цель ставили в начале урока?

2.Оцените свою работу. Обведите ту цифру, на какую, вы считаете, работали сегодня. (у детей оценочный лист с цифрами от 1 до 10). Кто поставил себе 10? 9? И т.д.

3.Д/з: упр.318 стр.118 (выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).


© 2010-2022