Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


народные приметы погоды Задачи: познакомить с многообразием народных примет; учить наблюдать народные приметы погоды, анализировать их, делать выводы; развивать любознательность, воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия: - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; -предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев
Регулятивные универсальные учебные действия - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации обокружающем мире.
Коммуникативные универсальные учебные действия - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, учитывать другое мнение и позицию; - уметь договариваться, приходить к общему решению , адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач

Предметные результаты

- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные результаты

-уметь получать информацию из практической деятельности.

быть толерантным к мнению одноклассников.

уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Тип урока: : изучение нового материал

Оборудование: Проектор, презентация «Народные приметы». Портреты поэтов.









Ход урока I. Организационный момент. - Ребята , если вы отгадаете загадки, то сможете определить тему урока (Слайд 2 )
Пушистая вата Плывет куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
Что за звездочка такая На жакете, на платке Вся сквозная вырезная А сожмешь, вода в руке? (Снежинка)
Старик у ворот Тепло уволок Сам не бежит А стоять не велит. (Мороз)
На минуту в землю врос Знаменитый чудо-мост Чудо мастер смастерил Мост высокий без перил (Радуга)
- О чем пойдет речь на уроке? - Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра - солнце, днем - облачность, вечером - осадки.) - Какая сегодня стоит погода? II. Введение в тему. Постановка цели. - Что лишнее? (Сентябрь - новосел осени, желтый месяц, златоцвет.) Почему? (Это не примета.) Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок. Наша задача - научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет. III. Повторение изученного. - Послушайте сказку про погоду, которую сочинила Ольга Раенко.

Золотая белочка Жила-была Золотая белочка, да такая золотая, что как прыгнет на луч света, так засветится. Она жила в молодом дубе. У неё был сын с коричневой шёрсткой. Однажды белочка пошла за ягодами. Она шла-шла и увидела, что цветы вянут, да побежала к хозяину цветочной поляны, к ёжику. Ёжик говорит: - Дождей нету, тучки не летят, а идёт подготовка к грибному сезону. Как школьная повариха? Расстроится ведь… Белка говорит: - Озеро уже не озеро, а пустыня. Воды в нём капелька осталась! Хоть бы дождик прошёл! Белочка побежала в соседний лес. Там живёт аист. Он всегда знал, какая будет погода. Он сказал: - Что ж, погода всё время будет солнечной. Ни облачка. Белочка испугалась, что ни грибочка не вырастет, да побежала к пшеничному полю и обрадовалась, увидев колосившуюся пшеницу на нём, закричала: - Хоть хлеб у нас будет! Далее побежала она к водопаду, увидела много ягод подле него, хрустальную воду и бобров. Бобры предложили: - Вы что под засухой живёте? Перебирайтесь всем лесом к нам. Так золотая белка нашла новый дом жителям леса у водопада. Автор: Ольга Раенко, 10 лет - Как вы думаете, что сильнее: дождь, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду. (Слайд 3) - Что такое погода? Погода - состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями. - Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.) (Слайд 4) - Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.) - Что вам известно об этой науке? О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды». Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды - один раз днем, второй раз ночью - и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов. Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды. IV. Изучение нового материала. - Откройте учебник на странице 13-14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.) - На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.) (Слайд 6) - Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь. Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды: (Слайды 7- 13) 1.Летом на небе много звезд - к ясной погоде. 2.Кукушки поют обыкновенно в хорошую погоду, когда стоят теплые, ясные дни. 3.Голуби воркуют - на хорошую погоду
4.Появление жука-навозника - верная примета хорошей погоды. 5.Поздно вечером громко поют сверчки - к хорошей погоде 6.Лебеди летят на юг поздно - осень будет долгой и теплой. 7.Комары летают роем - будет хорошая погода.
- Прочитайте народные приметы плохой погоды (Слайд 13-19)
1.Лошадь ложится на землю - перед сырой погодой 2.Перед грозой раки вылезают на поверхность и зарываются в песок. 3. Гром в сентябре предвещает теплую осень 4.Если бабочки-крапивницы прячутся, значит, 5.через час-другой пойдет дождь 6.Паук забился в середину паутины - к ненастью 7.Ворона купается к ненастью

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать - хлебушка не едать», «без примет ходу нет». Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь - наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания. Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются». - Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий - мартом, седьмой - июлем, а десятый - октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте! Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году - двенадцать! - сохранились до наших дней.


V. Проверка домашнего задания. - Давайте проведем аукцион «Осенние приметы». Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает. VI. Изучение нового материала. Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске. Лягушки квакают - к дождю. Бабье лето ненастно - осень сухая. Комары в ноябре - быть легкой зиме. Гуси летят высоко - будет много снега, низко - мало. Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход. - Как вы думаете, это простые приметы или сложные? - Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.) - Правильно. Но есть приметы очень сложные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)Ф и з к у л ь т м и н у т к а Мы топаем ногами: топ-топ-топ, Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп, Мы руки поднимаем, мы руки опускаем - И бегом, бегом, бегом. (На месте бег.) - Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока. Ваша задача - внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции. Т е м а л е к ц и и «Живые барометры». 1-й ученик. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Известен, например, такой исторический факт. Осенью 1974 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины, поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Основанием для такого приказа было полученное командующим сообщение о том, что неожиданно пауки начали энергично плести паутину. А так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже ничто не могло остановить французские полки. 2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, - это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали - значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию. 3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума - жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3-4 случаях из 100! 4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра. 5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа - вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).
- Зачем нам необходимы все эти знания, чем они могут быть полезны для нас? (Если мы будем хорошо знать приметы, научимся наблюдать, то мы сами сможем лучше всяких метеорологов прогнозировать погоду.) - Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?
(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.) - Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую - ненастья.)

Приметы хорошей погоды

Приметы ненастной погоды

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Утром роса на траве

Утром нет росы

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Утром стелется туман

Кошки умываются

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Прохладно после захода солнца

Около луны и солнца виден круг

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Конспект и презентация к уроку окружающего мира Народные приметы погоды (3 класс)

Барометр поднимается

Барометр понижается


В и к т о р и н а «Народные приметы». - Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать: 1. Названия животных. … купается к ненастью. (Ворона.) … выходят из-под земли - хорошей погоды не жди. (Кроты.) … кричат к дождю. (Журавли.) … работают - погода меняется. (Пауки.) Когда … после заката солнца неустанно летают - жди ясной погоды. (Летучие мыши.) … много и долго поют - сохранится хорошая погода. (Жаворонки.) … летают высоко - на сухую погоду. (Ласточки.) … перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром. (Воробьи.) ... стаями с криками вьются над гнездами - погода переменится. (Грачи.) … проснулись рано и жужжат сильно - к хорошей погоде, теплу.
(Мухи.) 2. Названия растений. Отцветают … - падают холодные росы. (Розы.) … перед дождем поднимает ветви. (Ель.) … сближает листочки, наклоняется - перед ненастьем. (Клевер.) Закрыт цветок … - жди дождя. (Фиалки.) Если рано утром … развернут венчики - жди ясной погоды. (Ноготки.) Листья … закручиваются книзу - к сухой погоде. (Папоротник.) Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.) С листьев … обильно капает влага - перед ненастьем. (Ива.) Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.) Если на … много шишек - год будет добрый. (Сосна.) VII. Итог урока. О приметах осени пишут и поэты (Слайд 20) Старайся наблюдать различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранних хлад, опасных винограду. А. С. Пушкин




Мелькает желтый лист на зелени дерев Работы кончил серп на нивах золотистых И покраснел уже вдали ковер лугов И зрелые плоды висят в садах тенистых… Н.Греков
А сколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом - и она обязательно поделится с вами своими секретами. - На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде. Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.



© 2010-2022