- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческий проект Аллея славы учителей
Творческий проект Аллея славы учителей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | МУХАМЕДЖАНОВА Л.М. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Введение Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в души воспитанников наибольшие сокровища - душевность, человечность, порядочность. Актуальность работы. Будущее города - это сегодняшние ученики, которых воспитывают учителя, работающие в школах нашего города. Костанай гордится своими учителями, которые взрастили не одно достойное поколение нашего города. Среди них: юристы, военные, врачи, политики и спортсмены. В сердцах учеников, их учителя остались навек. В городе есть памятники, памятные доски, обелиски, посвященные героям и известным жителям города, но нет, ни одного места, где увековечен их благородный и нелегкий труд. Нет места, куда могут прийти благодарные ученики и коллеги. Гипотеза проекта: мы предполагаем, что разработав проект «Аллея славы учителей», возрастет статус учителя. Объект нашего проекта - архитектурные памятники и достопримечательности. Предметом настоящей работы являются архитектурные памятники города Костаная. Цель проекта: Разработка и создание проекта «Аллея славы учителей» Задачи: 1. Провести анкетирование среди жителей города на тему «Нужна аллея памяти учителям?» 2. Спланировать местоположение аллеи. Разработать макет аллеи. 3. Составить смету к проекту. Методы исследования: анкетирование, сбор информации, изучение литературы, анализ. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. 1. История архитектуры Понятие «архитектура» имеет несколько смыслов. Архитектура - древнейшая сфера человеческой деятельности («искусство строить» - по определению Альберти) и ее результат. Главный смысл понятия архитектура состоит в том, что это совокупность зданий и сооружений различного назначения, это пространство, созданное человеком и необходимое для его жизни и деятельности. Архитектура зарождается вместе с человечеством, сопровождает его в историческом развитии. В ней отражаются мировоззрение, ценности, знания людей, живших в различные исторические эпохи. В ней сосредоточены особенности культуры представителей разных национальностей. Архитектурные памятники, дошедшие до нас из глубины веков, помогают нам понять цели, взгляды, мысли, традиции и привычки, представления о красоте, уровень знаний людей, которые когда-то жили на Земле. Для чего возводились архитектурные сооружения? Прежде всего они возводились для удобства жизни и деятельности человека. Они должны были служить его пользе: беречь его от холода и жары, дождей и палящего солнца. Они должны были создавать комфортные условия для различной деятельности человека - давать достаточное освещение, обеспечивать звукоизоляцию или хорошее распространение звука внутри помещения. Возводимые сооружения должны быть прочными, безопасными и долго служить людям. Но человеку свойственно еще и стремление к красоте, поэтому все, что он делает, он старается сделать красивым. Архитектура - удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство. Только соразмерное, гармоническое единство этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры, неподвластным времени, подобно памятникам литературы, ваяния, музыки. Если же какой-то из элементов зодчества - наука, техника или искусство - начинает подавлять остальные, то истинная архитектура скатывается на одно из тупиковых направлений, именуемых функционализмом, техницизмом, эклектизмом или еще каким-нибудь «измом». Пирамиды - фантастические фигуры из камня, устремленные к Солнцу. Своими громадными размерами, совершенством геометрической формы они поражают воображение. Недаром эти творения рук человеческих считали одним из чудес света. 1.1 Архитектура Византии В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V-VIII .вв.), средне-византийский (VIII-XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII-XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры. Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов, Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур-купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры. Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы. Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Основными строительными материалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье). В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич - цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3-5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась. Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю-без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами. Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа. Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба, Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный. В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растворе. Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием. Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени. Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики». Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада. Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады - конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть -колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы отличались целесообразностью. В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах Сирии, Малой Азии, Закавказье. Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения. Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532-537 гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. 1.2 Архитектура в Казахстане Истории архитектуры Казахстана свойственны три периода Первый период - с древнейшего времени (время зарождения культурного ландшафта) до начала ХХ века, характеризуется «пунктирностью» проявления эстетизированного ландшафта, привнесением канонизированных приемов композиционного решения объектов, появлением первых общественных объектов ландшафтной архитектуры и сопутствующих озелененных территорий при культовых сооружениях. Второй период - в ХХ веке отдельным этапом в развитии архитектуры Казахстана можно выделить временной отрезок с 1920 до 1991 года - период обобществления искусственно озелененных территорий - питомников, рощ, садов. Кроме этого, в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями, разрабатываемыми центральными и зональными специализированными научно-исследовательскими институтами СССР, на данном этапе сеть объектов ландшафтной архитектуры характеризуется расширением специализации парков и садов. В архитектурно-ландшафтной организации городов превалирующее значение принадлежит Центральным полифункциональным паркам. Третий период - конец ХХ - начало ХХI веков - период становления независимого государства РК характеризуется поиском национальной идентичности в области ландшафтного проектирования. В русле общемировых тенденций в рамках проектных предложений и первых примеров строительства идет выработка путей формирования региональной «биопозитивной» архитектуры. Период Независимости РК совпадает с началом процесса глобализации, оказывающего активное влияние на все сферы жизнедеятельности. В ландшафтной архитектуре влияние глобализационных процессов проявилось в композиционном решении Дендропарка в г. Алматы. Начиная с 90-х годов, идет процесс поиска идентичности в ландшафтной архитектуре Казахстана. Один из выявленных путей - проектирование и строительство нового (для РК) типа объектов или отдельных зон в городских парках и садах - этнографических парков, ведется концептуальное проектирование. 1.3 Архитектурные памятники в Костаная В Костанае общество охраны памятников при горисполкоме начало действовать с 1973-го года. А в 1981-м году облисполком утвердил список памятников истории и культуры области, подлежащих государственной охране. К памятникам архитектуры союзного значения были отнесены бюсты дважды Героев Советского Союза И. Ф. Павлова и Л.И. Беды (автор обоих - скульптор Шварц, г. Москва, 1951 г.). С республиканской категорией значения приняты на госохрану: памятник В. И. Ленину (скульптор Щербаков, архитектор Покровский, Москва, 1967 г. бронза, гранит, Парк Победы); памятник И. Алтынсарину по пр. Аль-Фараби, 56 (Щербаков, 1970. г.Москва, гранит, мрамор); памятник-надгробье И. Алтынсарину (1966 г. Кустанайский район, в 0,5 км от п. Мичуринский, гранит); братская могила героев Гражданской войны (Аллея героев, парк Победы, мрамор, бетон). По информации общества, на все памятники были заведены паспорта и учетные карточки, оформлены охранные обязательства. Однако по имеющимся в облгосархиве документам отдела культуры, паспорта имеются лишь на 20-ти памятниках архитектуры и истории, в то время как на учете в 1990-м году состояло 69, из них - 19 архитектурных, 23 - историко-революционных, 27 мемориальных досок. В таком виде в 1992-м году эстафету переняла государственная инспекция по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия в составе областного управления культуры. Своего расчетного счета инспекция не имела, все средства (арендная плата за пользование памятниками архитектуры, штрафы и другие поступления) аккумулировались на спецсчете облуправления культуры. Особая тема - памятники архитектуры Костаная. В основном к этому разделу отнесены дома и особняки самых богатых купцов ХIХ и начала ХХ веков. В соответствии с Законом РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия» акимом Костанайской области 19-го января 1996-го года утверждены схемы охранных зон этих памятников истории с местной категорией охранного значения. Охранные зоны - зоны регулируемой застройки вокруг памятника, зависят они от высоты здания, длины, колеблются в пределах 20-50 метров от основания здания. Знают ли костанайцы, какие именно здания в городе являются архитектурными памятниками? Назову некоторые. Здание физкультурно-спортивного общества «Енбек» по ул. Алтынсарина, 124 - бывшее здание переселенческого управления. Здесь же должна находиться и мемориальная доска И. Ф. Голованову - избраннику от города во 2-ю Думу. ТОО «Конай», агропромышленная компания, занимает бывший особняк купца Давлеткадиева, что по ул. Алтынсарина, 126. Городская архитектура находится в бывшем доме купца Сенокосова, там в разное время располагались горвоенкомат, областной центр здоровья, страховое общество «Гранит», адрес - ул. Алтынсарина, 128. Областная юношеская библиотека им. Алтынсарина по ул. Повстанческой, 74 была когда-то домом купца Воронова. Булочная по ул. Повстанческой, 59 - это когда-то магазин заводчика Столя, в котором, сменяя друг друга, располагались и здание мелкооптового магазина, и оптика. К памятникам «красной» архитектуры, названной так исключительно из-за цвета использованного кирпича, относятся и художественная школа им. Никифорова, и здание департамента здравоохранения, и архитектурное ателье «Дом». В «художке» раньше были медучилище, городское трехклассное училище, госпиталь, школа № 12. А чиновники от медицины заселили сегодня бывшую первую земскую больницу, в которой позже располагался госпиталь № 3597. «Дом» архитекторов сегодня работает в здании бывшего учительского института, успевшего еще раньше быть госпиталем и спецкомендатурой УВД. Детская музыкальная школа № 2 по ул. Дулатова, 37 - это некогда школа купца Пятакова. Хочу обратить внимание на жилой дом по ул. 1 Мая, 100, костанайцы наверняка помнят его как здание вспомогательного детсада. Прямо в охранной зоне этого памятника архитектуры сооружена пристройка из силикатного кирпича, построены гаражи. Облмузей и ресторан «Вкусная жизнь» поместились в пассаже купцов Яушевых. Там в свое время был народный дом, в нем в 1896 г. снимала комнату известная советская писательница Л. Сейфулина). В этот же комплекс построек входит красная расстрельная стена. К сожалению, фрагменты биографии старинных особняков легко теряются в наше время. Так на здании по ул. Толстого, 66 (за социальной академией) не обнаружено надписи, удостоверяющей его статус. По документам же известно, что в начале ХХ века оно являлось собственностью купца Рязанцева, а затем в 1919-м году в нем размещался торгово-промышленный банк, затем БМТ «Спутник», общество защиты прав потребителей. На здании по ул. Толстого, 40 сегодня можно увидеть табличку «Алма-атинская академия экономики и статистики. Костанайский институт». Это бывший дом купца Кияткина, потом здание «Земконя». Здание тоже краснокирпичное. Это строители уже двадцатого века «сотворили» его серым. Да и мемориальная плита, гласящая, что «В этом доме 3-го апреля 1918-го года сформировалась первая организация РСДРП в Кустанае» уже давно отсутствует. Нет мемориальной плиты из белого мрамора и на памятнике гражданской архитектуры современности, здании Школы детского творчества, вчерашнего Дворца пионеров, установленной в честь провозглашения Советской власти в Кустанае. Сколько их появилось новых жилых домах областного центра.
2. Исследовательская работа. Экспериментальная часть нашего исследования проводилась в 4 «Б» классе СШ №4 города Костаная. Проект предполагает проведение трех основных этапов: I этап - проведение анкетирования. II этап - разработка проекта. III этап - составление сметы проекта. На первом этапе мы провели анкетирование учащихся 4 «Б» класса, родителей. В опросе участвовало 25 респондентов 9-10 летнего возраста, 15 родителей. Респондентам надо было ответить только на один вопрос:
- Нужна ли в Костанае аллея славы учителей?
Диаграмма 1
По результатам анкеты видно, что большая часть учеников и родителей (72%) считают необходимым создание в городе архитектурного объекта «Аллея славы учителей», причем ответ на поставленный вопрос был получен незамедлительно. 18% респондентов считают, что данный объект в городе не нужен. 10% - воздержались. Проведенное анкетирование среди жителей города и учащихся школы показало, что жители города хотят увидеть в будущем, место, где можно было бы почить память учителей. II этап - разработка проекта. Изучив, расположение архитектурных памятников в нашем городе, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивным местом расположением аллеи станет микрорайон Наурыз. Его главная задача - продемонстрировать поднятие статуса учителя. Создать постоянно действующую экспозицию планировалось путем привлечения фирм - поставщиков материалов и услуг, работающих с прогрессивными технологиями. Современная планировка территории продумана настолько, что даже при небольшом количестве участников аллея остается привлекательным местом отдыха горожан. Современный парк органично вписывается в планировку микрорайона Наурыз. Усиленные искусственным рельефом планировочные решения (имеющийся перепад высот использован так, что баланс перемещения земляных масс был сведен к нулю) увязаны с окружающим ландшафтом и существующими постройками. С ними гармонично сочетается цветовая гамма конструктивных элементов, подпорных стен, лестниц и пандусов. В основу композиционного решения легла форма листа бумаги с пером, которые играют роль экспозиционных площадок. В то же время архитектурная выразительность и активность форм не даст затеряться общему ландшафтному решению аллеи среди экспозиций, предлагаемых участниками. «Лист бумаги и перо» окружен просторной пешеходной дорожкой, имеющей форму эллипса. Замыкая экспозицию, она зрительно расширяет площадку и упрощает техническое обслуживание территории. В центре парка организована площадь фонтанов. Ее предназначение - демонстрация современных приемов гидропластики, используемых в городе. По периметру площади, установлены эксклюзивные осветительные приборы в виде цветущих ландышей, выполненные по авторским чертежам. Максимально продумана инженерная инфраструктура парка. В частности, к каждой экспозиционной площадке подведен поливочный водопровод и электричество. Особая роль в организации ландшафта отводится активному рельефу. Использование и искусственное создание перепада высот в проектируемом рельефе дает неоспоримые преимущества в организации ландшафта, позволяя при незначительных затратах создать оригинальные формы, вплетая в единое неповторимое композиционное решение. Как в природе нет ни одного повторяющегося ландшафта, так и в разработке нашего проекта количество решений ограничено только фантазией.
III этап - составление сметы проекта. Название видов работ Единица измерения Количество Стоимость Итого Заправка посадочных лож по 0,8 куб.м (включая стоимость плодородного грунта, дренажа, навозного перегноя) шт. 48 1760 84480 Подбор, хранение, доставка, посадка, включая стоимость стимуляторов, удобрений, растяжек шт. 48 350 16800 Стоимость саженцев шт. 48 4000 192000 Стоимость рулонного газона "Универсал" тг/м2 1780 900 1602000 Доставка и разгрузка тг/м2 1780 200 356000 Финишное выравнивание и очистка территории,нанесение слоя торфопесчаной смеси слоем, 0,05м, внесение стартовых комплексных удобрений , выравнивание, прикатка, пролив, укладка рулонного газона, пролив газона, первая стрижка газона тг/м2 1780 1900 3382000 Плитка тротуарная "Орнамент"
тг/кв.м 5000 1 300
6500000 Скамейка тг/шт 20 20000 400000 Урны тг/шт 20 5500 110000 Таким образом, приблизительная сумма, затраченная на «Аллею славы учителей» составляет 9 599 480 тенге.
Заключение Реализация данного проекта позволит создать аллею, которая станет местом памяти и воспоминаний о днях, проведенных в школе, о прекрасных учителях. Аллея памяти учителей станет местом проведения Вахты памяти учителей в День знаний и День учителя. Думаем, что в дальнейшем необходимо будет дополнять материал.
Литература 1. А.В. Иконников. Художественный язык архитектуры. М: Стройиздат. 1992. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004 3. cmet4uk.ru/forum/2-15155-1 4. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее, часть II, Костанай, 2008 г., с. 507. 5. Костанай - Википедия [электронный ресурс] ru.wikipedia.org/wiki/ Костанай
20