Творческий проект Аллея славы учителей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Введение Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в души воспитанников наибольшие сокровища - душевность, человечность, порядочность. Актуальность работы. Будущее города - это сегодняшние ученики, которых воспитывают учителя, работающие в школах нашего города. Костанай гордится своими учителями, которые взрастили не одно достойное поколение нашего города. Среди них: юристы, военные, врачи, политики и спортсмены. В сердцах учеников, их учителя остались навек. В городе есть памятники, памятные доски, обелиски, посвященные героям и известным жителям города, но нет, ни одного места, где увековечен их благородный и нелегкий труд. Нет места, куда могут прийти благодарные ученики и коллеги. Гипотеза проекта: мы предполагаем, что разработав проект «Аллея славы учителей», возрастет статус учителя. Объект нашего проекта - архитектурные памятники и достопримечательности. Предметом настоящей работы являются архитектурные памятники города Костаная. Цель проекта: Разработка и создание проекта «Аллея славы учителей» Задачи: 1. Провести анкетирование среди жителей города на тему «Нужна аллея памяти учителям?» 2. Спланировать местоположение аллеи. Разработать макет аллеи. 3. Составить смету к проекту. Методы исследования: анкетирование, сбор информации, изучение литературы, анализ. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.























1. История архитектуры Понятие «архитектура» имеет несколько смыслов. Архитектура - древнейшая сфера человеческой деятельности («искусство строить» - по определению Альберти) и ее результат. Главный смысл понятия архитектура состоит в том, что это совокупность зданий и сооружений различного назначения, это пространство, созданное человеком и необходимое для его жизни и деятельности. Архитектура зарождается вместе с человечеством, сопровождает его в историческом развитии. В ней отражаются мировоззрение, ценности, знания людей, живших в различные исторические эпохи. В ней сосредоточены особенности культуры представителей разных национальностей. Архитектурные памятники, дошедшие до нас из глубины веков, помогают нам понять цели, взгляды, мысли, традиции и привычки, представления о красоте, уровень знаний людей, которые когда-то жили на Земле. Для чего возводились архитектурные сооружения? Прежде всего они возводились для удобства жизни и деятельности человека. Они должны были служить его пользе: беречь его от холода и жары, дождей и палящего солнца. Они должны были создавать комфортные условия для различной деятельности человека - давать достаточное освещение, обеспечивать звукоизоляцию или хорошее распространение звука внутри помещения. Возводимые сооружения должны быть прочными, безопасными и долго служить людям. Но человеку свойственно еще и стремление к красоте, поэтому все, что он делает, он старается сделать красивым. Архитектура - удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство. Только соразмерное, гармоническое единство этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры, неподвластным времени, подобно памятникам литературы, ваяния, музыки. Если же какой-то из элементов зодчества - наука, техника или искусство - начинает подавлять остальные, то истинная архитектура скатывается на одно из тупиковых направлений, именуемых функционализмом, техницизмом, эклектизмом или еще каким-нибудь «измом». Пирамиды - фантастические фигуры из камня, устремленные к Солнцу. Своими громадными размерами, совершенством геометрической формы они поражают воображение. Недаром эти творения рук человеческих считали одним из чудес света. 1.1 Архитектура Византии В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константино­поль. История архитектуры Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V-VIII .вв.), средне-византийский (VIII-XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII-XV вв.). Време­нем высшего расцвета был первый период, особенно время царствова­ния Юстиниана (20-60 гг. VI в.), ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу, покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземно­морья, Италии и Адриатики. Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характер­ную черту византийской культуры. Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии доминирующих типов монументального ка­менного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий, несмотря на региональ­ные различия, в которых проявля­лись особенности и традиции отдель­ных народов, Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур-купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры. Архитектура Византии наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня, и также из кирпича с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводча­тые, иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался восточный прием - тромпы. Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами извест­няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си­рия, Закавказье). В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич - цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3-5 рядов плин­фы, уложенных на толстом слое раст­вора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась. Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю-без применения дорогостоящих лесов. При возведении ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре­дельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отли­чается от конструкции римских сво­дов, возводимых по деревянным кру­жалам. Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми листами. Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали растяж­ные кольца, изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа. Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба, Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный. В восточных областях империи, где преобладал в кладке естествен­ный камень, своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на раст­воре. Среди сводчатых форм, выпол­ненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очер­танием. Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напи­санный на рубеже VI-VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере основы­вающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени. Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики». Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы, свойст­венное древнегреческому зодчест­ву, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада. Аркада на колоннах, появившая­ся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды - конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть -колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители, передающей сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор­му опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде лег­кого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы отличались целесообразностью. В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в вос­точных районах Сирии, Малой Азии, Закавказье. Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения. Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекто­рами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532-537 гг., в прав­ление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое вы­дающееся произведение византий­ского зодчества. Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако не­смотря на грандиозные размеры, ар­хитектурные формы не подавляют человека. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достига­ло размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась об­разцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. 1.2 Архитектура в Казахстане Истории архитектуры Казахстана свойственны три периода Первый период - с древнейшего времени (время зарождения культурного ландшафта) до начала ХХ века, характеризуется «пунктирностью» проявления эстетизированного ландшафта, привнесением канонизированных приемов композиционного решения объектов, появлением первых общественных объектов ландшафтной архитектуры и сопутствующих озелененных территорий при культовых сооружениях. Второй период - в ХХ веке отдельным этапом в развитии архитектуры Казахстана можно выделить временной отрезок с 1920 до 1991 года - период обобществления искусственно озелененных территорий - питомников, рощ, садов. Кроме этого, в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями, разрабатываемыми центральными и зональными специализированными научно-исследовательскими институтами СССР, на данном этапе сеть объектов ландшафтной архитектуры характеризуется расширением специализации парков и садов. В архитектурно-ландшафтной организации городов превалирующее значение принадлежит Центральным полифункциональным паркам. Третий период - конец ХХ - начало ХХI веков - период становления независимого государства РК характеризуется поиском национальной идентичности в области ландшафтного проектирования. В русле общемировых тенденций в рамках проектных предложений и первых примеров строительства идет выработка путей формирования региональной «биопозитивной» архитектуры. Период Независимости РК совпадает с началом процесса глобализации, оказывающего активное влияние на все сферы жизнедеятельности. В ландшафтной архитектуре влияние глобализационных процессов проявилось в композиционном решении Дендропарка в г. Алматы. Начиная с 90-х годов, идет процесс поиска идентичности в ландшафтной архитектуре Казахстана. Один из выявленных путей - проектирование и строительство нового (для РК) типа объектов или отдельных зон в городских парках и садах - этнографических парков, ведется концептуальное проектирование. 1.3 Архитектурные памятники в Костаная В Костанае общество охраны памятников при горисполкоме начало действовать с 1973-го года. А в 1981-м году облисполком утвердил список памятников истории и культуры области, подлежащих государственной охране. К памятникам архитектуры союзного значения были отнесены бюсты дважды Героев Советского Союза И. Ф. Павлова и Л.И. Беды (автор обоих - скульптор Шварц, г. Москва, 1951 г.). С республиканской категорией значения приняты на госохрану: памятник В. И. Ленину (скульптор Щербаков, архитектор Покровский, Москва, 1967 г. бронза, гранит, Парк Победы); памятник И. Алтынсарину по пр. Аль-Фараби, 56 (Щербаков, 1970. г.Москва, гранит, мрамор); памятник-надгробье И. Алтынсарину (1966 г. Кустанайский район, в 0,5 км от п. Мичуринский, гранит); братская могила героев Гражданской войны (Аллея героев, парк Победы, мрамор, бетон). По информации общества, на все памятники были заведены паспорта и учетные карточки, оформлены охранные обязательства. Однако по имеющимся в облгосархиве документам отдела культуры, паспорта имеются лишь на 20-ти памятниках архитектуры и истории, в то время как на учете в 1990-м году состояло 69, из них - 19 архитектурных, 23 - историко-революционных, 27 мемориальных досок. В таком виде в 1992-м году эстафету переняла государственная инспекция по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия в составе областного управления культуры. Своего расчетного счета инспекция не имела, все средства (арендная плата за пользование памятниками архитектуры, штрафы и другие поступления) аккумулировались на спецсчете облуправления культуры. Особая тема - памятники архитектуры Костаная. В основном к этому разделу отнесены дома и особняки самых богатых купцов ХIХ и начала ХХ веков. В соответствии с Законом РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия» акимом Костанайской области 19-го января 1996-го года утверждены схемы охранных зон этих памятников истории с местной категорией охранного значения. Охранные зоны - зоны регулируемой застройки вокруг памятника, зависят они от высоты здания, длины, колеблются в пределах 20-50 метров от основания здания. Знают ли костанайцы, какие именно здания в городе являются архитектурными памятниками? Назову некоторые. Здание физкультурно-спортивного общества «Енбек» по ул. Алтынсарина, 124 - бывшее здание переселенческого управления. Здесь же должна находиться и мемориальная доска И. Ф. Голованову - избраннику от города во 2-ю Думу. ТОО «Конай», агропромышленная компания, занимает бывший особняк купца Давлеткадиева, что по ул. Алтынсарина, 126. Городская архитектура находится в бывшем доме купца Сенокосова, там в разное время располагались горвоенкомат, областной центр здоровья, страховое общество «Гранит», адрес - ул. Алтынсарина, 128. Областная юношеская библиотека им. Алтынсарина по ул. Повстанческой, 74 была когда-то домом купца Воронова. Булочная по ул. Повстанческой, 59 - это когда-то магазин заводчика Столя, в котором, сменяя друг друга, располагались и здание мелкооптового магазина, и оптика. К памятникам «красной» архитектуры, названной так исключительно из-за цвета использованного кирпича, относятся и художественная школа им. Никифорова, и здание департамента здравоохранения, и архитектурное ателье «Дом». В «художке» раньше были медучилище, городское трехклассное училище, госпиталь, школа № 12. А чиновники от медицины заселили сегодня бывшую первую земскую больницу, в которой позже располагался госпиталь № 3597. «Дом» архитекторов сегодня работает в здании бывшего учительского института, успевшего еще раньше быть госпиталем и спецкомендатурой УВД. Детская музыкальная школа № 2 по ул. Дулатова, 37 - это некогда школа купца Пятакова. Хочу обратить внимание на жилой дом по ул. 1 Мая, 100, костанайцы наверняка помнят его как здание вспомогательного детсада. Прямо в охранной зоне этого памятника архитектуры сооружена пристройка из силикатного кирпича, построены гаражи. Облмузей и ресторан «Вкусная жизнь» поместились в пассаже купцов Яушевых. Там в свое время был народный дом, в нем в 1896 г. снимала комнату известная советская писательница Л. Сейфулина). В этот же комплекс построек входит красная расстрельная стена. К сожалению, фрагменты биографии старинных особняков легко теряются в наше время. Так на здании по ул. Толстого, 66 (за социальной академией) не обнаружено надписи, удостоверяющей его статус. По документам же известно, что в начале ХХ века оно являлось собственностью купца Рязанцева, а затем в 1919-м году в нем размещался торгово-промышленный банк, затем БМТ «Спутник», общество защиты прав потребителей. На здании по ул. Толстого, 40 сегодня можно увидеть табличку «Алма-атинская академия экономики и статистики. Костанайский институт». Это бывший дом купца Кияткина, потом здание «Земконя». Здание тоже краснокирпичное. Это строители уже двадцатого века «сотворили» его серым. Да и мемориальная плита, гласящая, что «В этом доме 3-го апреля 1918-го года сформировалась первая организация РСДРП в Кустанае» уже давно отсутствует. Нет мемориальной плиты из белого мрамора и на памятнике гражданской архитектуры современности, здании Школы детского творчества, вчерашнего Дворца пионеров, установленной в честь провозглашения Советской власти в Кустанае. Сколько их появилось новых жилых домах областного центра.


2. Исследовательская работа. Экспериментальная часть нашего исследования проводилась в 4 «Б» классе СШ №4 города Костаная. Проект предполагает проведение трех основных этапов: I этап - проведение анкетирования. II этап - разработка проекта. III этап - составление сметы проекта. На первом этапе мы провели анкетирование учащихся 4 «Б» класса, родителей. В опросе участвовало 25 респондентов 9-10 летнего возраста, 15 родителей. Респондентам надо было ответить только на один вопрос:
  1. Нужна ли в Костанае аллея славы учителей?
Ответы учащихся мы занесли в таблице 1 и отобразили в виде круговой диаграммы. Ответы на вопрос «Нужна ли в Костанае аллея славы учителей?» Таблица 1 Ответы Кол-во учащихся % учащихся Да, нужна 29 72% Нет, не нужна 7 18% Воздержавшиеся 4 10%
Диаграмма 1 Творческий проект Аллея славы учителей
По результатам анкеты видно, что большая часть учеников и родителей (72%) считают необходимым создание в городе архитектурного объекта «Аллея славы учителей», причем ответ на поставленный вопрос был получен незамедлительно. 18% респондентов считают, что данный объект в городе не нужен. 10% - воздержались. Проведенное анкетирование среди жителей города и учащихся школы показало, что жители города хотят увидеть в будущем, место, где можно было бы почить память учителей. II этап - разработка проекта. Изучив, расположение архитектурных памятников в нашем городе, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивным местом расположением аллеи станет микрорайон Наурыз. Его главная задача - продемонстрировать поднятие статуса учителя. Создать постоянно действующую экспозицию планировалось путем привлечения фирм - поставщиков материалов и услуг, работающих с прогрессивными технологиями. Современная планировка территории продумана настолько, что даже при небольшом количестве участников аллея остается привлекательным местом отдыха горожан. Современный парк органично вписывается в планировку микрорайона Наурыз. Усиленные искусственным рельефом плани­ровочные решения (имеющийся перепад высот использован так, что баланс перемещения земляных масс был сведен к нулю) увязаны с окружающим ландшафтом и существу­ющими постройками. С ними гармонично сочетается цветовая гамма конструктивных эле­ментов, подпорных стен, лестниц и пандусов. В основу композиционного решения легла форма листа бумаги с пером, которые играют роль экспозиционных площадок. В то же время архитектурная выразительность и активность форм не даст затеряться общему ландшафтному решению аллеи среди экспозиций, предлагаемых участниками. «Лист бумаги и перо» окружен просторной пешеходной дорожкой, имеющей форму эллипса. Замыкая экспозицию, она зрительно расширяет площадку и упрощает техническое обслуживание территории. В центре парка организована площадь фонтанов. Ее предназначение - демонстрация современных приемов гидропластики, используемых в городе. По периметру площади, установлены эксклюзивные осветительные приборы в виде цветущих ландышей, выполненные по авторским чертежам. Максимально продумана инженерная инфраструктура парка. В частности, к каждой экс­позиционной площадке подве­ден поливочный водопровод и электричество. Особая роль в организации ландшафта отводится активному рельефу. Использование и искусственное создание перепада высот в проектируемом рельефе дает неоспоримые преимущества в организации ландшафта, позволяя при незначительных затратах создать оригинальные формы, вплетая в единое неповторимое композиционное решение. Как в природе нет ни одного повторяющегося ландшафта, так и в разработке нашего проекта количество решений ограничено только фантазией. Творческий проект Аллея славы учителей











III этап - составление сметы проекта. Название видов работ Единица измерения Количество Стоимость Итого Заправка посадочных лож по 0,8 куб.м (включая стоимость плодородного грунта, дренажа, навозного перегноя) шт. 48 1760 84480 Подбор, хранение, доставка, посадка, включая стоимость стимуляторов, удобрений, растяжек шт. 48 350 16800 Стоимость саженцев шт. 48 4000 192000 Стоимость рулонного газона "Универсал" тг/м2 1780 900 1602000 Доставка и разгрузка тг/м2 1780 200 356000 Финишное выравнивание и очистка территории,нанесение слоя торфопесчаной смеси слоем, 0,05м, внесение стартовых комплексных удобрений , выравнивание, прикатка, пролив, укладка рулонного газона, пролив газона, первая стрижка газона тг/м2 1780 1900 3382000 Плитка тротуарная "Орнамент"
тг/кв.м 5000 1 300
6500000 Скамейка тг/шт 20 20000 400000 Урны тг/шт 20 5500 110000 Таким образом, приблизительная сумма, затраченная на «Аллею славы учителей» составляет 9 599 480 тенге.




Заключение Реализация данного проекта позволит создать аллею, которая станет местом памяти и воспоминаний о днях, проведенных в школе, о прекрасных учителях. Аллея памяти учителей станет местом проведения Вахты памяти учителей в День знаний и День учителя. Думаем, что в даль­нейшем необходимо будет дополнять материал.






















Литература 1. А.В. Иконников. Художественный язык архитектуры. М: Стройиздат. 1992. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004 3. cmet4uk.ru/forum/2-15155-1 4. Терновой И.К. Костанайская область: прошлое и настоящее, часть II, Костанай, 2008 г., с. 507. 5. Костанай - Википедия [электронный ресурс] ru.wikipedia.org/wiki/ Костанай

20

© 2010-2022