- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по грамоте Звук [а]. Буквы А, а
Разработка урока по грамоте Звук [а]. Буквы А, а
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Артыкбаева Б.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата _____________
Предмет: Подготовка к обучению грамоте и письму
Урок 4
Тема: Звук [а]. Буквы А,а
Цель:
- учить выделять звук [а] в словах, находить его место (начало, середина, конец слова);
- дать понятие «гласный» звук;
- дифференцировать понятия «звук» - «буква»;
- познакомить с правилом написания большой буквы;
- совершенствовать навыки слого-звукового анализа, постановки ударения;
- закрепить знания о предложении;
- учить читать звукоподражания с буквой А;
- развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические выводы.
Ход занятия.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
- Улыбнитесь друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза
Повторяйте за мной:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Настрой на работу
Актуализация знаний
- На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит). По сюжетному рисунку составляется рассказ про Айболита, который лечит животных. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: Под каким деревом сидит доктор? Какая птица нарисована рядом? Какие цветы растут под деревом?
- Что записано под рисунком? (Предложения)
- Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания.) Предложения должны произноситься с разной интонацией.
- В каких случаях люди произносят эти предложения? (Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.)
Ответы учащихся.
Сообщение лексической темы урока
Сегодня мы поговорим о докторе Айболите и познакомимся с буквой и звуком [а].
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)
- Вот и первое задание от нашего доктора, а за каждый правильный ответ доктор дает витамин. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)
- Назовите картинки, которые вы видите. (Овца, коза, аисты)
- Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово аисты. Аисты - это птицы, а овца и коза - домашние животные. Слово аисты обозначает много предметов, а слова овца и коза - один предмет. В слове аисты ударение падает на первый слог, а в словах овца и коза - на второй. В слове аисты пять звуков, а в словах овца и коза по четыре звука. В слове аисты три слога, а в словах овца и коза по два.)
- 1. С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Чем отличается звук [а] и буква А? Звук мы сказали, т.е. произнесли и услышали, а букву написали и увидели. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Вот тогда придешь домой. 2. Анализ образа буквы «А, а» - печатная, двух видов: большая и маленькая. Для чего нужна большая буква? С большой буквы пишутся имена и фамилии людей. Первое слово в предложении также пишется с большой буквы (поэтому мы обозначаем его прямоугольником с черточкой).
- 1. Рассмотрите подпись под рисунком (с. 24). Прочитать гласные буквы, это значит, надо их назвать. Индивидуально и хором читают предложения А-а-а! А-а-а. Объясняют их смысл и находят нужную интонацию. (Айболит просит зверей открыть рот и произнести: «А-а-а!». У акулы болят зубы, и она произносит монотонно «А-а-а. А-а-а.»)
- Как назвать одним словом? (Фрукты)
- Соедините рисунки со звуко-буквенными схемами.
- Сколько слогов в каждом слове? (Дети выделяют в тетради.)
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- Поставьте ударение в словах.
- В каких словах слог со звуком [а] является ударным?
- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих I' I раницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквы.)
- По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше н больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят пустые клеточки.
- Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.
Участвуют в разговоре
Работа в тетради
Работа со схемами
- Раскрасить картинку.
-
Чтение стихотворения В. Измайлова «Как появились буквы».
Палочки, Но для них палочки, крючочки Крючочки, Нету знаков - букв. Закорючки, Эй, крючки Точки И точки, Бегали толпою Черточки, И поодиночке. Кружочки! Ссорились, Собирайтесь вместе, Мирились, Становитесь в строчки Прыгали без дела. И шагайте слаженно Наконец, По листу бумажному! Без дела Черточки послушались, Жить им надоело. Прекратили драки, И сказал им кто-то Превратились в нужные Умный и серьезный: Правильные знаки.
Взяться за работу Стали всем понятными
Никогда не поздно. Буквами печатными.
Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков, Прибежали в книжку.
- Печатанье букв А, а в тетради. Преподаватель рассматривает с детьми букву, спрашивает: Сколько элементов в большой букве? (Три) Какие элементы? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна- короткая.) Сколько элементов в маленькой букве? (Два) Какие элемент (Прямая с закруглением вверху и внизу, овал.)
Работа в тетради
- С какой буквой познакомились? (А)
- Какой звук обозначает гласная буква А? (Гласный звук [а])
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Придумайте слова со звуком [а] в начале (середине, конце)
Ответы детей
Рефлексия учебной деятельности
- У меня сегодня всё получилось. Я сегодня доволен своей работой на уроке.
Если да - зеленый, нет- красный, сомневаюсь -синий.
Занятие 7 Грамота. Звук [а]. Буквы А, а Цель:
- учить выделять звук [а] в словах, находить его место (начало, середина, конец слова);
- дать понятие «гласный» звук;
- дифференцировать понятия «звук» - «буква»;
- познакомить с правилом написания большой буквы;
- совершенствовать навыки слого-звукового анализа, постановки ударения;
- закрепить знания о предложении;
- учить читать звукоподражания с буквой А;
- развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать самостоятельность, активность, умение делать логические иыиоды.
К)
Ход занятия
- На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит). По сюжетному рисунку составляется рассказ про Айболита, который лечит животных. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: Под каким деревом сидит доктор? Какая птица нарисована рядом? Какие цветы растут под деревом?
- Что записано под рисунком? (Предложения)
- Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания.) Предложения должны произноситься с разной интонацией.
- В каких случаях люди произносят эти предложения? (Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.)
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)
- Вот и первое задание от нашего доктора, а за каждый правильный ответ доктор дает витамин. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)
- Назовите картинки, которые вы видите. (Овца, коза, аисты)
- Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово аисты. Аисты - это птицы, а овца и коза - домашние животные. Слово аисты обозначает много предметов, а слова овца и коза - один предмет. В слове аисты ударение падает на первый слог, а в словах овца и коза - на второй. В слове аисты пять звуков, а в словах овца и коза по четыре звука. В слове аисты три слога, а в словах овца и коза по два.)
- 1. С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Чем отличается звук [а] и буква А? Звук мы сказали, т.е. произнесли и услышали, а букву написали и увидели. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Вот тогда придешь домой. 2. Анализ образа буквы «А, а» - печатная, двух видов: большая и маленькая. Для чего нужна большая буква? С большой буквы пишутся имена и фамилии людей. Первое слово в предложении также пишется с большой буквы (поэтому мы обозначаем его прямоугольником с черточкой).
- 1. Рассмотрите подпись под рисунком (с. 24). Прочитать гласные буквы, это значит, надо их назвать. Индивидуально и хором читают предложения А-а-а! А-а-а. Объясняют их смысл и находят нужную интонацию. (Айболит просит зверей открыть рот и произнести: «А-а-а!». У акулы болят зубы, и она произносит монотонно «А-а-а. А-а-а.»)
- Как назвать одним словом? (Фрукты)
- Соедините рисунки со звуко-буквенными схемами.
- Сколько слогов в каждом слове? (Дети выделяют в тетради.)
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- Поставьте ударение в словах.
- В каких словах слог со звуком [а] является ударным?
- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих I' I раницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквы.)
- По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше н больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят пустые клеточки.
- Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.
- Раскрасить картинку.
-
Чтение стихотворения В. Измайлова «Как появились буквы».
Палочки, Но для них палочки, крючочки Крючочки, Нету знаков - букв. Закорючки, Эй, крючки Точки И точки, Бегали толпою Черточки, И поодиночке. Кружочки! Ссорились, Собирайтесь вместе, Мирились, Становитесь в строчки Прыгали без дела. И шагайте слаженно Наконец, По листу бумажному! Без дела Черточки послушались, Жить им надоело. Прекратили драки, И сказал им кто-то Превратились в нужные Умный и серьезный: Правильные знаки.
-
Взяться за работу Стали всем понятными
-
Никогда не поздно. Буквами печатными. Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку Много разных звуков, Прибежали в книжку.
- Печатанье букв А, а в тетради. Преподаватель рассматривает с детьми букву, спрашивает: Сколько элементов в большой букве? (Три) Какие цементы? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна- короткая.) Сколько элементов в маленькой букве? (Два) Какие элемент (Прямая с закруглением вверху и внизу, овал.)
- С какой буквой познакомились? (А)
- Какой звук обозначает гласная буква А? (Гласный звук [а])
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Придумайте слова со звуком [а] в начале (середине, конце).