Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. А. Есенин Поет зима-аукает

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №1»



УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВО 2 «Б» КЛАССЕ НА ТЕМУ:


С.А. Есенин "Поет зима - аукает…"

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Антошкина Н.Н.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин Поет зима-аукает


г. Малоархангельск-2015 г.

Использование ИКТ в начальной школе. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Предлагаю вам урок литературного чтения во 2 классе на тему:

С.А.Есенин "Поет зима - аукает…с использованием ИКТ.

Результаты деятельности:

Личностные результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима - аукает…».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

- Учить заботиться о птицах.

-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В..

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы, игр детей зимой.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: лист самооценки

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Кто здесь хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю вам удачи -

За работу, в добрый час!

-Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами.

Определение времени года через загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

- Какое это время года? (Зима)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

2.Работа с картинами

Слайд 1 -Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

Слайд 2 Поделитесь своими чувствами.

-В чём различие картин?

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

- Что вам очень нравится зимой?

- А что вы зимой очень не любите?

-Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

- На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

3. Формулировка темы урока учениками.

Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?

- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года - зиме. А вот с чьим стихотворением?

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: Слайд 3

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина. Слайд 4.

- Стихотворение называется «Поет зима - аукает…» Слайд 5

Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?

(о суровой зиме)

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведением.

А)Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники на с.127

- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

- Слушаем музыку зимы. Слайд 6

( Включение звукового эффекта - метель.)

- Предположите, какое стих. по настроению?

- Изображать природу можно по-разному:

художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей

Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение.

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

- Какое настроение у вас возникло?

- Почему?

- Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

- А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

Прочитайте, что делает зима?

- Это живой предмет?

- А что с ним делает Есенин?

- Этот прием называется… олицетворение.

- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? Слайд 7

Словарная работа.

- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? Слайд 8

- Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк - собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

- Этот литературный прием называется … олицетворение.

- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.

- Как мы будем читать эти строки?

При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

Чтение 2 строфы.

- Обратите внимание на ударения.

- Опишите словами, какую картину представили.

- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?

- Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? Слайд 9

- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

- С кем сравнивает воробьев? Почему?

- Этот прием называется…сравнение.

- С каким чувством прочитаем эти строки?

Физминутка.

- Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

- Что вы представили? Слайд 10

- Как надо читать строки о пташках?

- Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова - синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели).Слайд 11.

- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

- Что такое ставни?

- Бешеный рев вьюги - это какой рев?

Выразительное чтение 3 строфы.

Чтение 4 строфы.

- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

- Что хорошего?

- Как прочитаем слова о весне?

- Зачем автор упоминает о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

- Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения)

- О чём мечтают воробышки?

- Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

- На кого похожа весна у Есенина?

- В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны.

- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны?

- Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

- С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение)

Ответы детей.


Ответы детей.


4 строфы



(много разных звуков в лесу - сто звонов - сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)


(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)



Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка. Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения.

Ответы детей.

Ответы детей.

(он спрятал их от холодной вьюги)

(у мёрзлого окна)

(окно, покрытое морозными узорами


(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость - есть надежда; он успокаивает птичек)

5.Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

- С каким чувством будем читать?

-Все ли одинаково?

- В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

- А где будем делать небольшие остановки при чтении?

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

6. Беседа о С.А.Есенине.



7.Слушание Кантаты-пьесы.

- Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения?

- В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Слайд 13 Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России. Слайд 14 Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

- Какие стихи Есенина вы знаете?

Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

Повторное чтение стихотворения.

А теперь послушайте какую музыку-пьесу к стихотворению Есенина написал Свиридов Георгий Васильевич - русский композитор.

Ответы детей



Чтение стихотворений наизусть. В ожидании зимы, Берёза, Зима, Бабушкины сказки

8.Рефлексия деятельности

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки - воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

- У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

Учитель читает стихотворение В.Скифа)

За окном продрогшего

Вижу воробья.

Где твой дом воробышек?

Где твоя семья?

В поле за сугробами -

Темень, холода.

Воробей - воробышек,

Где твоя еда?

Зачирикал крохотный:

- Что найду - еда!

Прыгаю да охаю

В злые холода.

За окошко брошу я

Сладкий пирожок:

- Прилетай, воробышек!

Милый мой дружок!

- Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой - подкармливайте их.

9. Домашнее задание

слайд 15

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».

10.Оценочная деятельность

- Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку. СПАСИБО ЗА УРОК!


© 2010-2022