Конспект урока по русскому языку Корень слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель:

1. Ознакомить с признаками родственных однокоренных слов.

2. Развивать умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные.

3. Учить выделять общую часть родственных слов.

4. Способствовать развитию речи учащихся.

5. Формировать орфографическую зоркость.

6. Развивать устную и письменную речь.

Ход урока

Сегодня на уроке мы превратимся в исследователей.

Чем они занимаются?

Что мы можем изучать на уроке русского языка?

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко… ровно…глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Веселы, добры мы снова -

И к занятиям готовы!

1. Словарно - орфографическая работа.

З а п и с ь н а д о с к е :

с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь

- Что записано на доске? (слова)

- Что общего у этих слов? (Все они имена существительные).

- Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило)

- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

- В каких словах орфограммы, можно проверить?

(В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной

согласной на конце.)

2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили?

(Если их соединить, то получится слово.)

- Какое это слово? (Корень.)

- Какие значения имеет это слово ? (корень)

Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре)

- Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.)

2. Работа над темой.

1)Объяснение нового материала

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Что мы называем корнем слова? ( Корень - это общая часть

родственных слов.)

-Что мы должны выяснить на уроке?

· узнать

· находить

· выделять

2)Образование родственных слов

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба

- Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка)

- Рыбная ловля. (рыбалка)

- Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

- Ловить рыбу (рыбачить)

- Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка,

рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.)

- Сравните их и скажите, что в них имеется общего?

(В этих словах есть общая часть -рыб-.)

- Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие

по значению.)

- Как называются эти слова? (Родственные)

- Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению,

называются родственными.)

- Как обозначим общую часть в словах?

- Можно сказать «выделим корень».

- От какого корня образовались все эти слова? (-рыб-)

- Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от

одного и того же корня? (однокоренные)

- Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило)

Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике с. 43

- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

(Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

- Сделаем вывод:

· Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению.

· Общая часть родственных слов называется корнем

· Поэтому у родственных слов есть другое название - однокоренные.

· Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

3) - Как рождаются родственные (однокоренные) слова.

Посадили в землю зёрнышко, оно стало прорастать. Появился росток дерева, дерево росло. Росло и выросло.

-Какая общая часть у этих слов?

-Как теперь мы будем называть эту часть? Давайте запишем эти слова в тетрадь и отметим корень.

4)- Выполним следующее упражнение с целью развития умения

распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.

- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень.

Докажите свой выбор.

Белка, беленький, белить,

водяной, вода, водитель,

грусть, печальный и грустить.

Все ли слова родные - однокоренные?

Итог: - Какие слова называем однокоренными?

Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения

распознавать однокоренные слова и выделять в них корень)

Физ. минутка

4) - Работа в парах.

- Перед вами конверт. Из данных предложений составьте связный текст.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

- Прочитайте получившийся текст.

- Найдите в тексте однокоренные слова , докажите свой выбор. Выделить корень.

Снег, снежок.

- Почему вы сделали такой выбор? Докажите.

(В этих словах есть общая часть и общее значение.)

- Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне

чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может

происходить чередование согласных звуков.

4. Итог урока.

- Какую цель ставили?

- Расскажите о чём говорили на уроке по плану:

- Что такое родственные слова?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как по - другому можно назвать родственные слова?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Что может происходить с согласными звуками в корне слова?

- Какого достигли результата? ( )

- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания

предыдущего материала, взаимопомощь)

- Чью работу на уроке вы могли бы отметить? ( - )


© 2010-2022