Обобщение знаний об имени прилагательном

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном». Уровень образования: начальное общее образование Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: обобщение знаний об имени прилагательном на основе животного и растительного мира.

Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ. Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова - М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы. Цель урока:

  • обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
  • закрепить лексико - грамматические признаки прилагательных;
  • развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
  • осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру. Формируемые УУД на уроке. Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное. Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли. Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, тексты, листы оценивания.

+

Тема:" Обобщение знаний об имени прилагательном".


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей!

Сегодня на уроке необходимы: ручки, карандаши, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное -хорошее настроение.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом.

В нём найдут приют и птицы,

Зайки, волки, кабаны. ( лес)

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Проведем пальчиковую гимнастику.

1.Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

За письмо теперь пора.

Учитель: Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.
2.Минутка чистописания.

Учитель: Начнем с минутки чистописания.

- Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют это время - утром года.

- О каком времени года они нам говорят?

( О весне)

Учитель: Какой первый звук в слове весна?
Дайте характеристику этому звуку. ( Согласный, парный звонкий)
Напишите красиво!
Вв Вв Вв Вв ва ве во

3.Актуализация знаний.

- отгадайте загадку?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех

(Подснежник).

Опишите подснежники какие цветы?

Обобщение знаний об имени прилагательном

Д: Красивые, чудесные, ароматные, белые, голубые, красные, жёлтые и т .д.

У: Какая часть речи помогла описать этот цветок?

Д: Имя прилагательное.

Учитель: Итак. Тогда тема наша ….

Тема нашего урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Слайд №2

Учитель: - как вы понимаете слово обобщение? (закрепление)

-Какую цель мы поставим перед собой?

( блиц опрос) НАХОДИТЬ ………ИМ.ПРИЛ.

ИЗМЕНЯТЬ……..ПО ЧИСЛАМ.

УПОТРЕБЛЯТЬ………. В РЕЧИ.

5. Учитель: (Словарная работа)

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами.

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

Обобщение знаний об имени прилагательном

Обобщение знаний об имени прилагательном

Обобщение знаний об имени прилагательном

Запишите в тетрадь столбиком. (по одному ученику работают у доски: найдите орфограммы. )

Земляника, ландыши, гвоздика, берёза,

- Ребята. Дайте точное описание предметам.

-какие вопросы помогут?

Запишите в тетрадь. ( сладкая, белые, кудрявая, тонкая) проверяю

- К какой части речи относятся слова? -Что обозначают имена прилагательные?( Признак) - Какие признаки могут называть имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер.

Животный и растительный мир - это удивительный мир нашей Земли.

Все люди должны заботиться о животных и растениях.

- Какое из этих растений занесено в Красную книгу природы?

(Ландыши)

6. Сравнение групп предметов по числам. : перелётные, зверь, дятел, съедобные, пёстрый, птицы, хищный, грибы

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

- На какие две группы вы разделили эти слова?

- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

- Докажите.

(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет)

(Это имена существительные )

- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?

(Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета)

- Составьте из этих слов словосочетания.

- Проведите стрелочки.

Вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным.

-Что вы ещё заметили?

- Скажите, а в одном ли числе стоят существительные?

- Определите число имён прилагательных.

Вывод: прилагательные изменяются по числам. ( рассказать правило)

7. Роль имени прилагательного в нашей речи.

1) Работа с двойным текстом

- Продолжим наше исследование.

- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста :

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят перелётные птицы.

Учитель: О чем первый текст?

Дети: О весне.

Учитель: А второй текст о чём?

Дети: О весне.

Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

Дети: Наличие прилагательных.

Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Дети: Они сделали текст более красивым, интересным. Самостоятельная работа: - Выпишите эти слова которые «украсили текст, сделали его более интересным. ( через запятую).

Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Физкультминутка:

Сели все правильно, прижались к спинке стула,

руки опустили вниз, ноги поставили на пол,

выполняем гимнастику для глаз - Посмотреть вверх, затем вниз. - Посмотреть вправо, затем влево.

Быстро и легко поморгать глазами, "как мотылек". С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.

Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки.

Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.

Закрыть глаза, улыбнуться немного так посидеть.

Работа в парах.

8.Текст - описание. Что такое тест - описание?

- Ребята, посмотрите еще раз на эти тексты.

- Скажите, какой из текстов, относится к тексту - описание?

(Даётся описание предмета или явления)

- Какой вопрос можно поставить к тексту - описанию?

(Какой?)

Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

-Какие слова(имена прилагательные) помогли вам узнать о гвоздике???
Самостоятельная работа в парах -Прочитайте. Подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета пропущены? Восстанови пропущенные слова:
1.Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
2.Ландыш - самый душистый цветок. На тоненьком стебле растут листья овальной формы. Цветы ландыша белые, словно маленькие колокольчики.
3.Земляничка, земляничка- …(красненькая) невеличка, …(беленький) цветочек И …(тройной) листочек. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Это дерево похоже на девушку. Белый и гладкий ствол точно стройная фигурка. Тонкие свисающие ветки с листочками похожи на длинные косы. Листья у берёзы овальной формы с резными краями. Их можно сравнить с маленькими монетками. От лёгкого дуновения ветерка они колышутся и как будто тихонько звенят.

С незапамятных времён берёза была символом России, воплощающим русский национальный характер. Её лёгкий чудесный наряд, величавость, красота очаровывают. Нельзя пройти мимо, не полюбовавшись берёзой!
ВЫВОД: Какую роль выполняли прилагательные? (Описывает предмет, украшает речь, сравнивает, уточняет...)

9. Работа с синонимами и антонимами. Работа в парах. ( задание на карточках)

- Мы с вами знаем, что в русском языке есть синонимы и антонимы.

- Что это за слова?

Весной паутины много - на жаркое лето. ( подобрать синонимы)

Купаются воробьи ранней весной - к теплу. ( подобрать антонимы) проверить по словарю

11.Обобщение материала:

Учитель: А сейчас, ребята, давайте обобщим, что мы знаем об имени прилагательном.

На доске магнитом закреплен желтый круг, на котором написано «прилагательное»; на держателе для наглядных пособий развешаны карточки в форме лепестков ромашки, виолы, листьев растений. На листьях ромашки написаны слова, относящиеся к имени прилагательному, на других лепестках написаны слова, не относящиеся к имени прилагательному.
Учитель: А сейчас, нужно среди лепестков собрать только те, которые относятся к имени прилагательному, и прикрепить их к «прилагательному» (получилась ромашка).
Учительитак

Ученик: Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какое? какие? какой?

Обозначает признак предмета, изменяется по числам.

12.Подведение итогов, оценивание:

Учитель: Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Дети читают стихи.

Очень занимательное -
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.


Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное"!
Не скажем маме "милая, красивая, любимая",


Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.


Самооценивание: - Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне понравилось…. Мне было интересно…. Мне было трудно…. смайлики Домашнее задание с.99.упр 3 Составить и записать два предложения с именами прилагательными, подчеркнуть их и указать число.


Обобщение знаний об имени прилагательном












© 2010-2022