Разработка урока по литературному чтению: «Илья Муромец – любимый народный богатырь»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения: 19 декабря.

Тема: «Илья Муромец - любимый народный богатырь»

Цель: познакомить с любимым народным богатырем Ильей Муромцем в былине, как жанре русского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с одним из жанров русского фольклора - былиной, ее отличительными особенностями;

  • Познакомить с новыми литературоведческими понятиями «гипербола», « архаизмы».

Развивающие:

а). Формировать познавательный интерес к устному народному творчеству;

б). Развивать умения:

  • развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

  • развивать устную выразительную речь учащихся.

  • анализировать и классифицировать, слушать товарищей.

  • положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

  • внимание и память учащихся

в). Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к литературе;

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

  • воспитание культуры общения со сверстниками;

  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;

воспитание культуры учебного труда, бережного отношения.

Оборудование:

  • учебник Р.Н. Бунеева «Литературное чтение» 2 класс. Часть 1 «Маленькая дверь в большой мир»;

  • тетрадь по литературному чтению;

  • компьютер, презентация;

Методы и приемы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа по учебнику.

Форма работы: урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Получаем знания на уроке чтения,

Постоянно развиваем разные умения.

И сегодня все готовы слушать и читать,

Чтобы интересное, новое с урока взять!

II. Проверка домашнего задания.

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по разделу «Сказочные богатыри». Домашним заданием было выразительное чтение по ролям 2 части «Сказки про Илью Муромца». (у доски ученики читают по ролям).

III. Сообщение темы и целей урока.

- А сегодня мы прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор», узнаем много устаревших слов, познакомимся с новыми литературоведческими понятиями, поупражняемся в выразительном чтении былины, выборочном чтении.

IV. Актуализация знаний.(Блиц опрос.)

-О чем рассказывают былины?

-Где обычно исполнялись былины?

-На каком инструменте они исполнялись?

-Каких былинных богатырей вы знаете?

-Какой богатырь самый любимый в народе?

-Прочитайте еще раз название былины.

-Кто ее герои?

-Где мы встречали имя Святогор?

-Найдите соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.

-Какое имя богатыря упоминается?

V. Вступительное слово учителя.

-Оказывается были на Руси богатыри, с которыми и Илью Муромцу силой не стоило меряться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович от слова - село, сельский. Нетрудно догадаться, что Микула был пахарем. Поэтому так и сказали старцы: «Его мать сыра - земля рубит». Обработка земли - работа очень тяжелая, всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

- Любимый богатырь былин - Илья Муромец - тоже был крестьянином, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец, после своего исцеления, это корчевка пней и расчистка полей для пахоты.

- Интересно, почему же странники не советовали Илье Муромце бороться со Святогором-богатырем. Рассмотрите рисунок и подумайте, что означает «его земля через силу носит»?

-Кто на рис. Святогор, а кто Илья Муромец?

-Проверим наши предположения. Всю ли былину будем читать?

VI. Слушание отрывка былины.

VII. Вопросы после прослушивания.

-Как встретились Илья Муромец и Святогор?

-Что произошло?

-Чем закончилась эта встреча?

-Как называется прием преувеличения силы богатыря? ( Гипербола).

Физминутка.

Дружно руки вверх подняли

И богатырями стали.

В сторону их развернули,

Вправо, влево заглянули.

Крепко на ногах стоим,

Русь врагам не отдадим!

VIII. Чтение былины учащимися с комментированием.

1 часть. Словарная работа.

Зычным голосом - звонким голосом.

Пуд-мера длины.

Сыть - еда.

Орда- оружие.

-Когда встретился со Святогором?

2 часть.

-Как он решил разбудить Святогора?

-Как он это сделал?

-Что из этого вышло?

-Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

3 часть.

-Что предложил Святогор Илье?

-Почему Илья не стал сражаться со Святогором?

Что значит побрататься?

IX. Работа с текстом после чтения.

  1. Обобщающая беседа.

-Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем - Святогором. Какое его имя? (сложное-святая гора.)

Святогор наделен большой физической силой. Зачем же Илья его будит?

-С чем сравнивает удары Ильи Муромца.

-Так говорила Баба Яга в волшебных сказках ( « Ох как больно русски мухи кусаются!»)

-Святогор настолько древен, что забыл русский дух.

-Конечно, Илья не был так силен, но его преимущество состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, где он нужен и подвиг его востребован.

-А Святогор - великан, но очень древний и время его подвигов прошло. Он сам не знает, куда бы применить свою силу, то ли палицу к небу подбрасывать, то ли встречного богатыря в карман положить. Да и земле тяжело носить такого великана.

2 часть. Наблюдение над языком былины.

-Почему в некоторых словах есть удвоенные гласные?

-Часто повторяются частица «да»?

X. Итог урока.

Просмотр слайдов. Чтение с места детьми комментарии с слайдов.

-Есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри Но любимым героем народа остается Илья Муромец.

«Как одно то на небе красно солнышко,

А один-то на Руси Илья Муромец…»


© 2010-2022