- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературному чтению: «Илья Муромец – любимый народный богатырь»
Разработка урока по литературному чтению: «Илья Муромец – любимый народный богатырь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гаврилюк О.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Дата проведения: 19 декабря.
Тема: «Илья Муромец - любимый народный богатырь»
Цель: познакомить с любимым народным богатырем Ильей Муромцем в былине, как жанре русского фольклора.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с одним из жанров русского фольклора - былиной, ее отличительными особенностями;
-
Познакомить с новыми литературоведческими понятиями «гипербола», « архаизмы».
Развивающие:
а). Формировать познавательный интерес к устному народному творчеству;
б). Развивать умения:
-
развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
-
развивать устную выразительную речь учащихся.
-
анализировать и классифицировать, слушать товарищей.
-
положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления
-
внимание и память учащихся
в). Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
Воспитательные:
-
создать условия для формирования познавательного интереса к литературе;
-
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
-
воспитание культуры общения со сверстниками;
-
содействие формированию этических норм поведения на уроке;
воспитание культуры учебного труда, бережного отношения.
Оборудование:
-
учебник Р.Н. Бунеева «Литературное чтение» 2 класс. Часть 1 «Маленькая дверь в большой мир»;
-
тетрадь по литературному чтению;
-
компьютер, презентация;
Методы и приемы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа по учебнику.
Форма работы: урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Получаем знания на уроке чтения,
Постоянно развиваем разные умения.
И сегодня все готовы слушать и читать,
Чтобы интересное, новое с урока взять!
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по разделу «Сказочные богатыри». Домашним заданием было выразительное чтение по ролям 2 части «Сказки про Илью Муромца». (у доски ученики читают по ролям).
III. Сообщение темы и целей урока.
- А сегодня мы прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор», узнаем много устаревших слов, познакомимся с новыми литературоведческими понятиями, поупражняемся в выразительном чтении былины, выборочном чтении.
IV. Актуализация знаний.(Блиц опрос.)
-О чем рассказывают былины?
-Где обычно исполнялись былины?
-На каком инструменте они исполнялись?
-Каких былинных богатырей вы знаете?
-Какой богатырь самый любимый в народе?
-Прочитайте еще раз название былины.
-Кто ее герои?
-Где мы встречали имя Святогор?
-Найдите соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.
-Какое имя богатыря упоминается?
V. Вступительное слово учителя.
-Оказывается были на Руси богатыри, с которыми и Илью Муромцу силой не стоило меряться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем в чем его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович от слова - село, сельский. Нетрудно догадаться, что Микула был пахарем. Поэтому так и сказали старцы: «Его мать сыра - земля рубит». Обработка земли - работа очень тяжелая, всегда мечтали крестьяне о легкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.
- Любимый богатырь былин - Илья Муромец - тоже был крестьянином, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец, после своего исцеления, это корчевка пней и расчистка полей для пахоты.
- Интересно, почему же странники не советовали Илье Муромце бороться со Святогором-богатырем. Рассмотрите рисунок и подумайте, что означает «его земля через силу носит»?
-Кто на рис. Святогор, а кто Илья Муромец?
-Проверим наши предположения. Всю ли былину будем читать?
VI. Слушание отрывка былины.
VII. Вопросы после прослушивания.
-Как встретились Илья Муромец и Святогор?
-Что произошло?
-Чем закончилась эта встреча?
-Как называется прием преувеличения силы богатыря? ( Гипербола).
Физминутка.
Дружно руки вверх подняли
И богатырями стали.
В сторону их развернули,
Вправо, влево заглянули.
Крепко на ногах стоим,
Русь врагам не отдадим!
VIII. Чтение былины учащимися с комментированием.
1 часть. Словарная работа.
Зычным голосом - звонким голосом.
Пуд-мера длины.
Сыть - еда.
Орда- оружие.
-Когда встретился со Святогором?
2 часть.
-Как он решил разбудить Святогора?
-Как он это сделал?
-Что из этого вышло?
-Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?
3 часть.
-Что предложил Святогор Илье?
-Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
Что значит побрататься?
IX. Работа с текстом после чтения.
-
Обобщающая беседа.
-Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем - Святогором. Какое его имя? (сложное-святая гора.)
Святогор наделен большой физической силой. Зачем же Илья его будит?
-С чем сравнивает удары Ильи Муромца.
-Так говорила Баба Яга в волшебных сказках ( « Ох как больно русски мухи кусаются!»)
-Святогор настолько древен, что забыл русский дух.
-Конечно, Илья не был так силен, но его преимущество состоит в том, что Илья принадлежит своему времени, где он нужен и подвиг его востребован.
-А Святогор - великан, но очень древний и время его подвигов прошло. Он сам не знает, куда бы применить свою силу, то ли палицу к небу подбрасывать, то ли встречного богатыря в карман положить. Да и земле тяжело носить такого великана.
2 часть. Наблюдение над языком былины.
-Почему в некоторых словах есть удвоенные гласные?
-Часто повторяются частица «да»?
X. Итог урока.
Просмотр слайдов. Чтение с места детьми комментарии с слайдов.
-Есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри Но любимым героем народа остается Илья Муромец.
«Как одно то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец…»