Урок по русскому языку (2 класс) Использование синонимов в речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока№2. Использование синонимов в речи.

Цель: выработка навыка коммуникативно оправданного использования синонимов в речи.

Задачи урока: -закрепить понятие о синонимах, научить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд. -развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас . - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-синонимы в тексте - осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения. - содействовать усвоению классификации и объединения слов по значению в тематические группы; - упражнять детей в отработке действий работы со слова;

Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка


Метапредметные УУД:


познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить; соотносить изученные понятия с реальной жизнью; коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Этапы работы

Ход урока

1.

Организационный момен

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по-вашему это значит?

( нужно учить новое, не забывая старого)

2.

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

- В домашнем задании из упр.37, стр. 27 надо было из синонимов составить предложения и записать их в тетрадь.(чтение составленных предл.)

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

-О словах-синонимах.

Учитель:Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

- Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

- Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах - синонимах?

- Есть словари синонимов.

2.Орфографическая работа.

-вставьте недостающую букву в таблицу

б

г

ж

ф

т

с

Работая в паре,составьте диктант из 5 слов на эту орфограмму(Идёт контроль со стороны обучающихся за правильностью выполнения задания)

3.

Самоопределение к деятельности.

Работа по учебнику

Упр39(с.28)

Списать слова-синонимы.

Разыграть диалог со словами.

(мама,мамочка,матушка)

-Определите тему нашего урока(Использование синонимов в речи)

-Чему хотите научиться?(Точно употреблять синонимы в словах)

4.

Изучение нового учебного материала

Работа в группах

Найди синонимы, докажи

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! -

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

Найди синонимы, докажи

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный

Исследуем оттенок значения.

- За окном зима, непредсказуемое время года… Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление по-разному можно назвать?

Подберите синонимы.

-Ребята, слова метель, вьюга, буран, пурга - синонимы, так как имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения. Ребята посмотрели значение в словаре и сейчас нам расскажут.

Метель- сильный ветер со снегом;

Вьюга- снежная буря (круговерть);

Буран- метель в степи;

Творческое задание.

Придумаем предложения, запишем на доске 2 предл.

(С утра поднялась сильная метель. Яростная вьюга занесла все дома снегом. Страшный буран разыгрался в степи. Начинается снежная пурга.)

- Обведите синонимы простым карандашом в кружок.

Физминутка.

- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Зимний ветер закружился.

Заметался по степи.

Рой снежинок подхватился,

Побеги за ним и ты!

5.

Закрепление учебного материала.

Работа по учебнику

Упр. 38(с. 28)

(убеждаемся,что синонимы не всегда заменяют друг друга)

6.

Организация рефлексивной деятельности учащихся.


-Перед вами карточки с несколькими рядами слов. Зачеркните одно слово.Догадайтесь,как надо рассуждать.(зачёркиваем слово,не являющееся синонимом к трём другим.)

1.Застенчивый,стеснительный,смелый,стыдливый.

2.Зябнуть,идти,стыть,мёрзнуть.

3.Комната,светлица,дом.

7.

Подведение итогов урока.

- А теперь подведём итоги.

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

  1. Синонимы - это слова близкие по смыслу.

2.От греч. одноименный - одно имя.

Какие особенности синонимов?

Каждый синоним имеет свой оттенок значения

- Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что было неожиданным? Чему научились? Что особенно понравилось?

-Кто затруднялся на уроке?

-Оцените своё настроение с помощью смайликов.

8.

Задания на дом

Упр125(с.12) Р.Т.

© 2010-2022