Конспект по литературному чтению К. Чуковский

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема К. Чуковский «Федорино горе»

Цели урока:

организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения

отработать выразительное чтение через решение различных исполнительских задач.

Задачи

Обучающие: 1 анализ литературного произведения

2 развитие познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3 подтверждение своего высказывания цитатами из текста

Развивающие: 1. развитие умения давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих

2. развитие коммуникативных умений учащихся; монологической и диалогической речи, умения работать с информацией

3. сопоставление фактов, умение отстаивать свою точку зрения

Воспитательные: 1. воспитание доброжелательного отношения к окружающим

2. стимулирование желания включаться в творческую деятельность.



  1. Организация начала урока

Прозвенел и смолк звонок

начинается урок.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и дума, что сегодняшний день принесет радость общения друг с другом.

  1. Актуализация опорных знаний

Какой раздел мы изучаем?

Фамилии каких писателей вы помните?

Пока мы говорили, герои некоторых произведений нам прислали телеграммы

1. «Сапоги скрипят, Каблуки стучат. Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.»(Муха-Цокотуха)

2. «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.(Мойдодыр»)

3. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

4…И со слезами просил: - Мой милый, хороший Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше(Телефон)

3. Постановка учебной задачи -Вам знакомы эти строки? -Кто же их написал? (портрет) с каким произведением К. Чуковского мы познакомились? - Сформулируйте тему урока 4. Проверка домашнего задания Д.З. было у всех разное. Послушаем сообщение о К. И. Чуковском (1уч.) Вывод: сначала сказки он рассказывал своим детям, а уже потом они стали известны и полюбились всем. (На доске выставка рисунков) Что видно из рисунков Маши? 5. Усвоение новых знаний а)Работа по теме произведения ( жанр, образы, язык) - Мы с вами уже прочитали сказку. - О чем она? ( о том как убежала посуда и как бабушка не мыла ее. О том как бабушка уговаривала посуду вернуться и она вернулась) - Для кого была написана эта сказка? (для всех кто не любит убираться в квартире) У: автор хочет показать что получается если кругом грязно О жанре - почему стихотворение названо сказкой? ( все что там было в жизни не бывает, коты, курица, посуда разговаривают) Об образах - а кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные посуда) Учитель: Да. В сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь - Посуда. мебель - А как ведут себя эти предметы? (как люди) О языке я выделила слова, немного мне непонятные. Прочитайте их. 6.Работа в группах

1….за ними из темного леса идет- ковыляет Федора

2 тут Федорины коты расфуфырили хвосты 3 прусаков и пауков я повымету! -Подумайте,посовещайтесь в группа, что эти слова обозначают. Скажите свои предположения. Ученые свои предположения называют гипотезами. А что с ними нужно делать? Проверять. -А как проверять? Дети: можно поискать в интернете, в учебнике, дополнительной литературе, спросить у гостей задание 1 гр. задание 2 гр. задание 3гр. задание 4 гр. Итак, приступаем к обсуждению. Проверка: (Словарь) ковылять- идти хромая с трудом медленно расфуфырили- 1 одеться слишком нарядно, крикливо 2(переносное значение) начать сердиться, горячиться пруссаки- рыжие тараканы 7.ФИЗМИНУТКА б).Прослушивание аудиозаписи
Прослущаем 1-3 часть Как К. И. Чуковский говорит об убегающей посуде. -Какие звуки произносятся (фонограмма) в) выразительное чтение с. 13 - прочитайте строки о ножах - Сколько раз автор употребил слово «держи» - Какой звук повторяется? -Слышите, повтор звука(Ж)помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Посмотрите на иллюстрацию. - вот они бегут, друг о друга стучат, скрежещут ж-ж-ж. _А теперь послушаем как убегают блюдца. с. 14 - прочитайте Что мы слышим, когда произносим дзынь- дзынь? Действительно «дзынь» очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. -Напомните, какие животные и птицы встречаются в сказке? (коза, коты, курица) - Прочитайте, что говорит курица? с. 17 куд-куда куд-куда вы откуда и куда ко-ко-ко ко-ко-ко жить вам будет нелегко -Мы слышим как курица что делает? (кудахчет) г) чтение по ролям 4 ч. - Читаем по ролям и готовимся проинсценировать эту часть 8. Продолжение работы над произведением (сюжет) По сюжету _С чего начинается сказка? - Почему коза растопырила глаза (удивилась и испугалась) с 17. -А теперь найдите место где объясняется причина бегства посуды. - Писатель мог бы сначала сказать о причине бегства, а потом описать ее. - Как думаете, почему К. И. Чуковский построил свою сказку иначе? - Так как мы ее прочитали? (чтобы было интереснее читать) - А какое еще стихотворение Чуковского начинается с необычных действий, объяснение которым он дает потом? (Мойдодыр) «Убежало одеяло, улетела простыня и подушка как лягушка…. - Так чем закончилась сказка? (Федора исправилась, посуда вернулась) - Что говорит самовар в конце сказки? - Почему он называет героиню по отчеству «Федора Егоровна» ( простил, зауважал т.к. она исправилась) - Какой бы вы дали совет Федоре и ребятам которые не любят ухаживать за своими вещами? - Какая это сказка? шутливая, грустная, серьезная, веселая? ( шутливая, но есть и серьезный смысл) - Чему учит писатель? (внимательному отношению друг к другу, доброте, порядку) 9. Закрепление знаний и способов действий. Тест - А теперь мы проверим, как вы внимательно читали сказку. -Возьмите листочки, ручки. Я читаю утверждение, если верно ставите «+», если нет «-« (1 ученик за крылом) 1 метла пошла за лопатой 2 чайник побежал за кофейником 3 утюги бегут покрякивают 4 самовар бежит за столом 5 Федора побежала за посудой 6 посуде встретился крокодил 7 а посуда вперед и вперед по лужам идет 8 посуде стало Федору жалко 9 долго долго целовала и ругала Федору посуда 10 чайник угостил Федору сладким чаем - Поменяйтесь листочками и проверьте по эталону. 10. Рефлексия Мы говорили о посуде и у нас на партах лежат тарелочки. Так вот если вы старались сегодня, себя проявили - поднимите зеленую тарелочку. Если пока не все удалось- желтую тарелочку. Если были трудности- красную.

11. Домашнее задание Подобрать подходящие по смыслу пословицы или выучить понравившийся отрывок.

































































Корней Иванович Чуковский это псевдоним, а настоящее имя его Николай Васильевич Корнейчуков. Родился он в Петербурге в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождения Пришлось самостоятельно проходить обучение. Потом он сдал экзамены и получил аттестат

Он рано начал писать стихи и поэмы В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.

Тогда же он стал обращать внимание на речь и обороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз

Вообще-то, Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником он стал совершенно случайно. Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его домой в ночном поезде под перестук колес стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил, Крокодилович...

Мальчик очень внимательно слушал. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю наизусть.

. Его стихи легко читаются и запоминаются. «Сами лезут с языка» как говорят малыши. С тех пор стали появляться новые стихотворения: «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит».

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, он прожил много лет. Его знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы, и всей Советской страны, и за её рубежами.



© 2010-2022