• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Педагогический проект Активизация познавательной деятельности на уроках математики, как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету

Педагогический проект Активизация познавательной деятельности на уроках математики, как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Педагогический проект Активизация познавательной деятельности на уроках математики, как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету.






Активизация познавательной деятельности на уроках математики, как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету.








Алимова Ремзие Рустамовна

Учитель начальных классов.






1. Введение.

Именно математика в первую очередь
защищает нас от обмана чувств и учит,
что одно дело - как на самом деле устроены
предметы, воспринимаемые чувствами,
другое дело - какими они кажутся;
эта наука даёт надёжнейшие правила;
кто им следует - тому не опасен обман чувств.
Л. Эйлер

К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.

В наш век - век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капельке воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний.

По справедливому мнению психологов, «есть такое общее психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные».

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Педагогическая наука и практика характеризуют современную отечественную систему образования как кризисную: снижается интерес учеников к математике, уровень ее усвоения, уровень логических рассуждений и представлений о математике как науке и математической культуры в целом. В педагогической литературе описывается взаимосвязь мотивации к учебному предмету и качества знаний обучающихся, поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению математики. Учитывая данное положение вещей, я взяла за основу своей деятельности тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках математики - как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету».

2. Стратегический план.

2.1. Общие стратегические задачи.

Анализируя педагогическую литературу, опыт работы моих коллег и мой собственный опыт, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования.

В результате были выявлены следующие противоречия:

  • между традиционным подходом к обучению математике в начальной школе и необходимостью внедрения идей развивающего обучения;

  • между слабыми вычислительными навыками у большинства учеников начальной школы и необходимостью постоянного совершенствования обучения данному предмету;

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

. разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

  • снижение качества знаний.

На основе установленных противоречий определена проблема: совершенствование обучения математике в начальной школе на основе активизации познавательной деятельности на уроках.

Причин этому много, но, по-моему, главная из них в том, что в большинстве случаев именно сами знания и навыки в начальной школе рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащиеся испытывают большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала.

Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности учащихся к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Это объясняется, я думаю, тем, что большинство учителей привыкли давать детям знания в готовом виде, используя объяснительно - иллюстративный метод, не развивали познавательную активность школьников. Это ещё раз убедило меня в актуальности выбранной мною темы и позволило сформулировать цель моей работы.

2.2. Цель проекта.

Цель проекта - Выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования критического мышления ,формировать личность каждого ребенка, владеющей умениями и навыками познавательной деятельности, обладающей повышенным интересом к математике.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

. выявить наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики;

  • проверить на практике позитивное влияние данных способов на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

  • разработать дидактический материал по математике, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

. разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

  • совершенствовать диагностику результатов активности обучения математике.

Я убеждена, что если мне удастся решить поставленные цели и задачи, то это окажет позитивное влияние не только на повышение качества знаний по математике, но и на всестороннее развитие личности на всех уроках и во внеурочной деятельности. 2.3. Целевые группы.

Целевые группы проекта: учитель, учащиеся 1 - 4 классов, родители обучающихся. 2.4. Стратегия проекта. 2.4.1. Для достижения цели я применяю следующие формы и методы работы на уроках математики:

  • Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

  • Использование математических и логических игр, задач, упражнений.

  • Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики.

  • Внеурочная работа по предмету.
  • Использование блок-схем, опор, кроссвордов;

Вся система моей работы направлена на формирование навыков познавательной, творческой деятельности учащихся, что поможет им в самостоятельной, взрослой жизни.

2.4.2. Основные области и направления стратегических изменений.

Хотелось мне, чтобы на уроках было интересно, материал запоминался лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе. Главное, чтоб не боялись предмета, и всё усваивали легко без напряжения.

Период обучения в начальной школе является фундаментом для зарождения мотивации учения, формирования учебно-познавательного интереса, создания оптимальной образовательной структуры, способствующей развитию и дальнейшей самореализации творческой личности ученика.

Широкое применение различных способов повышения активности обучающихся на уроках и внеурочное время, активизирует индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Учебная деятельность-это деятельность, которая сознательно направлена на усвоение знаний. В процессе активного участия самих детей, учащиеся начальных классов становятся более самостоятельными в принятии решений учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний, так как в процессе усвоения знаний, умений и навыков приёмы умственной деятельности выполняют различные функции. Интенсивность достигается за счёт систематического труда не только на уроках, но и в повседневной жизни, во всех видах деятельности школьников.

2.4.3. Ожидаемые результаты.

Успешное освоение содержания учебной деятельности, расширение собственного познавательного опыта каждого ученика.

Развитие мотивации к изучению математики за счет расширения пространства учебного предмета.

Повышение общей результативности учебного труда, что выражается в динамике качества знаний учащихся.

Формирование творческой активности обучающихся.

2.5. Управление проектом.

Из года в год решаю задачу: как научить ребенка учиться? В качестве главного условия внедряю выбор и реализацию соответствующих современных образовательных технологий.

В целом процесс обучения строю на основе педагогики сотрудничества, учитывая особенности учебного материала, уровень подготовленности обучающихся, их индивидуальные способности.

. Использование математических и логических игр, задач, упражнений.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал.

Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др. Они очень известны, но, тем не менее, хочу напомнить, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ». Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут. Дети играют, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли.
В играх - путешествиях ненавязчиво обогащается запас знаний, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества, И главное - огромный эффект; ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания.

  • Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики.

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Вместо термина "устный счёт", удобнее пользоваться термином "устные упражнения".

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи: 1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. 2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Так как уроки математики в начальных классах, как правило, имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в моем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.

При подборе упражнений для урока я учитываю то, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для

усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

. Математические фокусы.

Они нередко используются на математических вечерах.

Большинство математических фокусов связано с «угадыванием» чисел.

«Сейчас я угадаю Ваш день рожденья. Умножь число дней в дате рождения

на 20, добавь 3, сумму умножь на 5 и добавь номер месяца, затем умножай на

20 и добавь 3, умножай на пять и добавь число, образованное двумя

последними цифрами года рождения». Также на математическом вечере можно провести математическую игру. Для школьников будет интересно подготовить к вечеру стенгазету на математические темы (Приложение 11, 13).

Заключение

Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы - не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению - нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.

Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.



© 2010-2022