Конспект урока по математике по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 классе

Тема: «Деление на однозначное число и сводящиеся к нему случаи деления круглых чисел»

Тип урока: Рефлексия

Учебник: «Математика» 3 кл., Л.Г.Петерсон Основные цели: 1) формировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа, к фиксации затруднений по темам «Деление многозначного на однозначное», «Деление многозначного на однозначное с остатком», «Деление круглых чисел с остатком»; 2) тренировать умение записывать деление углом; находить частное и остаток, действуя по алгоритму; выполнять проверку деления с остатком. Повторить единицы измерения длины и массы и взаимосвязь между ними. Закрепить знания об алгоритме действий при нахождении взаимосвязи между величинами, выраженной конструкциями «больше на…», «меньше на…», «больше в…раз», «меньше в … раз». Тренировать в решении задач; 3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ход урока: 1. Мотивация к коррекционной деятельности: Цель:

1) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») 3) установить тематические рамки урока («могу»): отработать умения делить многозначное на однозначное (решать случаи сводящиеся к данному виду деления) с остатком и без, записывать и решать примеры «углом», осуществлять проверку деления; отрабатывать умения правильно решать задачи на разностное и кратное сравнение; и создать ориентировочную основу коррекционных действий.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске появляется цитата Томаса Манна: (слайд 1)

Плодотворная нива, великая сила и великая возможность - вот что такое время. Манн Т.

- Прочитайте цитату Томаса Манна. Как вы её понимаете? Как она может быть связана с уроком? (Наш урок - это возможность исправить ещё существующие затруднения по теме «Деление многозначного на однозначное» и сводящиеся к нему деление круглых чисел; потренироваться в решении задач повышенной сложности.)

- Скажите, как будем строить свою работу? (Мы сначала повторим необходимый материал. Если трудности есть выясним их причину, попытаемся её устранить и т.д.)

- На уроке вы будете постоянно обращаться к волшебным часам (они у вас на парте). На доске появляются общеклассные «волшебные часы»).Конспект урока по математике по теме
- Какой теме будет посвящён сегодняшний урок? (Повторению темы, которая была на предыдущих уроках.) Учитель открывает тему урока. (слайд 2)

Деление на однозначное число




Давайте сначала отгадаем кто сегодня пришел к нам в гости. (слайд 3) Устный счет: Сколько 1т = …ц 1т = …г 1м = …мм 1кг = …г 1м = …см 1км = …дм 1ц = …кг Учащиеся подходят к компьютеру и выбирают мышкой правильные ответы На доске появляется известный герой сказки Е. Шварца. (слайд 4) - Посмотрите на доску. Кто это? (Какой-то старичок.) - Это не старичок, это ученик 3 класса - Петя Зубов. - Из какой он сказки, и кто ее автор? (Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».) - Вспомните, почему Петя стал старым? (Он понапрасну тратил время. Его и ещё троих учеников злые волшебники превратили в стариков, а их молодость забрали себе.) - А мы с пользой поработали на предыдущих уроках математики? (Да, мы получили алгоритм деления многозначного на однозначное с остатком, алгоритм деления круглых чисел, применяли полученные алгоритмы при решении задач и примеров.) - Всё ли у вас получалось на уроках, посвящённых этим темам? (Нет, иногда мы ошибались в решении при использовании алгоритма этих видов деления; при решении задач на деление по содержанию не всегда получалось определить, куда девать остаток и т.п.)

- Хотите провести время с пользой и помочь Пете и его товарищам? (Да.) - Петя узнал, что если прийти поздно ночью в избушку вместе с товарищами, то можно будет вернуть столь важное и мимолётное «время»… Но сначала нужно всех заколдованных детей найти. - А нам что нужно сделать сначала? (Мы должны повторить необходимый материал.) - Чтобы герои встретились с Петей вам нужно выполнить задание, которое находится около каждого из героев. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Цель: 1) организовать повторение алгоритмов деления многозначного на однозначное (и сводящихся к нему случаев), смысла действия деления (взаимосвязь умножения и деления), правил решения в столбик, соответствующих эталонов; соотношение единиц измерения массы и длины; 2) эталон решения задач на разностное и кратное сравнение; 3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию; внимание, память; 4) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи; 5) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий; 6) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы; 7) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов 8) мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности: с целью коррекции результатов деятельности; с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона. Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Смысл действия деления. Взаимосвязь деления и умножения. Деление суммы на число. Деление круглых, сводящихся к укрупнению единиц.

На доске появляется Петя Зубов, повстречавший бабушку. (слайд 5)

- Посмотрите, Петя повстречал старушку… Но он боится обознаться… Поможете ему узнать является ли она ученицей Марусей Поспеловой? Для этого нужно решить примеры и выбрать из столбика примеров лишний. Из букв, соответствующих лишним примерам сложим слово…

- Что объединяет все примеры? (Они все на деление.)

- Как называются компоненты и результат при делении? (…)

Групповая работа:

42 : 7 =

Н

52 : 4 =

К

140:70

Ю

32: 2 =

О

59 : 7 =

Н

6300:900

Р

56 : 8 =

Л

96 : 3 =

П

3200:40

А

Почему лишний пример?

При анализе примера 32 : 2 = 16 ученик использует алгоритм деления суммы на число: чтобы разделить число, которого нет в таблице, нужно представить делимое в виде суммы удобных слагаемых, которые делятся на число, а затем разделить каждое из слагаемых на это число, полученные результаты сложить: 32 : 2 = (20 + 12) : 2 = 20 : 2 + 12 : 2 = 16). Этот пример и является лишним… Благодаря решению выделяется первая буква - «О».

В результате решения дети находят лишний пример: 59 : 7. При решении этого примера используем эталон деления с остатком. Решение примера проговаривается по алгоритму.

- Вы нашли новую букву нужного слова (Н). Что получилось? (ОН.)

- Как думаете, какую букву нужно взять из третьего столбика? («А», чтобы получилось слово «она».)

- Докажите, что выражение, относящееся к этой букве лишнее в своём столбике. (Все выражения решаются с помощью эталона деления круглых чисел с помощью укрупнения единиц счёта. В отличие от других выражений в делимом и делителе не одинаковое количество нулей, поэтому и результат будет не однозначным числом.)
- С вашей помощью Петя убедился, что перед ним заколдованная девочка. - Обратимся к волшебным часам: те, кто считает, что при повторении они были настоящими учениками (на волшебных часах, которые лежат у вас на парте - на красном секторе круга поставьте «+», если не всё получалось делать самому - «?») (слайд 6)
2) Решение примеров на основе знания алгоритмов деления многозначного на однозначное с остатком (и сводящиеся к нему случаи).

- Побежали герои дальше и увидели… (слайд 7)

(На доске появляется новая старушка) ученицу третьего класса - Наденьку Соколову. Петя и Маруся сразу узнали в ней заколдованную девочку, потому что она прыгала в классики, которые нарисовала на дорожке.

- Посмотрите, на что похож рисунок на асфальте? (На тетрадный лист, на котором хотят производить деление «углом».)

Конспект урока по математике по теме

- Какие алгоритмы деления вы знаете? (Деление многозначного на однозначное с остатком и без, деление круглых чисел с остатком и без.)

- Какой из этих алгоритмов является основным для других? (Алгоритм деления многозначных чисел на однозначное.) На доске появляются названные эталоны

- Мы не будем терять время, как Надя Соколова, давайте потренируемся в применении названных алгоритмов.

Ученики оформляют решение у себя в тетради, каждый пример один из учеников решает с объяснением (по шагам соответствующего алгоритма) на доске.

- Узнайте результат деления:

629 : 3= 209 (ост. 2) 2 105 000 : 600 = 3508 (ост. 200)

Оформление примеров на доске и в тетрадях:

Конспект урока по математике по темеКонспект урока по математике по теме - Обратимся к волшебным часам: те, кто считает, что при повторении они были настоящими учениками (на волшебных часах, которые лежат у вас на парте - на красном секторе круга поставьте «+», если не всё получалось делать самому - «?») (слайд 8)
ФИЗМИНУТКА (тренажер для глаз) (слайд 9) 3) Соотношение единиц измерения длины и массы. Задачи на кратное и разностное сравнение. На доске появляется изображение старичка (последнего заколдованного мальчика). (слайд 10)
- А это - Вася Зайцев. Ученик второго класса. Вместо того, чтобы учиться, он катался на троллейбусе. Посмотрите на этот троллейбус. Что вы видите на борту? (Единицы измерения длины и массы.) (слайд 11)
- Вася Зайцев хулиганил, подвергая свою жизнь опасности. Он катался на троллейбусе, держась за выступающие штанги… Что вы видите над и под ними? (Вопросы задач на кратное и разностное сравнение.) - Каким эталоном вы пользуетесь, чтобы ответить на эти вопросы? (Эталоном разностного и кратного сравнения). Озвучьте эталоны.
- На доске запишите ответ: на сколько 5 км больше 5 метров. Как рассуждали? (Сначала нужно, пользуясь эталоном соотношения единиц соотношения длины, перевести 5 км в м, 5 км=5000м; затем пользуясь эталоном разностного сравнения, из 5000 - 5 = 4995м. Затем 4995м переводим в км и м: 4995м = 4км 995м.) - Узнайте во сколько раз 5м меньше 5 км (сначала переведём всё в метры, а затем 5000 : 5 Ответ: 1000 раз) Аналогично идёт работа над задачами: «Во сколько 3 центнера меньше 6 тонн? На сколько 6 тонн больше 3 центнеров?» - Что вы сейчас повторили? (…) - Вы не теряли время зря? (Нет, то, что повторяли пригодиться в дальнейшей работе.) - Обратимся к волшебным часам: те, кто считает, что при повторении они были настоящими учениками (на волшебных часах, которые лежат у вас на парте - на красном секторе круга поставьте «+», если не всё получалось делать самому - «?») (слайд 12) ФИЗМИНУТКА (двигательная) 4) Решение задач (слайд 13) От города до домика волшебников 14км. Сначала ребята ехали на троллейбусе 4км 800м, затем на автобусе - на 1км 350м больше, а оставшийся путь прошли пешком по лесу. Какое расстояние ребята прошли пешком? Самостоятельное выполнение чертежа схемы задачи с последующей проверкой на экране. Решение задачи на доске 14км = 14000м 4км 800м = 4800м 1км 350м = 1350м

  1. 4800+1350 = 6150м - проехали на автобусе.
  2. 14000 - 4800 - 6150 = 3050м = 3км 50м
Ответ: ребята прошли пешком 3км 50м. - Обратимся к волшебным часам: те, кто считает, что при повторении они были настоящими учениками (на волшебных часах, которые лежат у вас на парте - на красном секторе круга поставьте «+», если не всё получалось делать самому - «?») (слайд 14)
3. Самостоятельная работа в группе

Решение задач на нахождение периметра и площади.

Наконец ребята добрались до домика волшебников. Чтобы войти в домик и перевести часы им нужно решить последнее задание. Найти периметр и площадь домика.

Откройте конверты и выполните задание в группах.

Проверка по эталону.

В результате получилось слово «СПАСИБО» (слайд 15) Наш урок подходит к концу. 4. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса: - Пока вы работали Петя Зубов и его товарищи вновь стали детьми и скорее побежали в школу. Они поняли, что такое время, и как оно бесценно. - Вспомните, афоризм Т. Манна? (Плодотворная нива, великая сила и великая возможность вот что такое время .) (слайд 16)

- Стало ли время на сегодняшнем уроке для вас плодотворным? (Да.)

- Какие возможности вы успели реализовать? (Мы выявили свои затруднения в изученных темах «Деления многозначного на однозначное и случаев сводящимся к нему»; // мы увидели, что у нас затруднений нет.)

- Какие затруднения возникали? (В решении заданий на нахождение результата деления многозначного на однозначное, в делении круглых, в решении задач на кратное и разностное сравнение, на установление взаимосвязи между единицами измерения длины, массы.) - Взгляните на часики, которые вы заполняли «+» и «?» в течение урока. Оцените свою работу на уроке. И используя смайлики, отразите свою самооценку покажите всем. Что можем сказать, глядя на смайлики? (Не все довольны работой.) - Над чем надо поработать? (…) - Где вы можем этим заняться? (На следующих уроках, дома.) Домашнее задание: с.47 №5. ☺ Придумать и выполнить в тетради по одному примеру, аналогичные тем, на которые были допущены ошибки.

© 2010-2022