Окружающий мир. Тема урока Когда учиться интересно? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока в первом классе по предмету «Окружающий мир» Тема урока: КОГДА УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО? ПРОЕКТ «МОЙ КЛАСС И МОЯ ШКОЛА»
Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; формировать понятия, необходимые для организации успешной и интересной учебы, коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать познавательную и творческую активность; воспитывать интерес к изучению отношений с одноклассниками; подготовить к выполнению проекта «Мой класс и моя школа». Тип урока: конструирование способа действия. Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе; получат возможность научиться определять наиболее значимые события в классе, коллективно составлять рассказ о жизни в классе, школе; оформлять фотовыставку; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: обще учебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, значимых моментах в жизни класса, школы; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная, в парах. Образовательные ресурсы: фотовыставка на тему «Мой класс, моя школа».

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой. На улице зимнее, холодное утро, а у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу! - Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи! 2. Актуализация знаний УУД в начале урока -О чем мы говорили на прошлом уроке? (Мы много говорили о том, как грязь появляется вокруг нас и что надо делать, чтобы её было меньше.) Какая была тема урока? (Откуда в снежках грязь?)

Что же загрязняет нашу планету?(заводы, фабрики, автомобили) Какой опыт мы провели? Мы исследовали снежки и снеговую воду на содержание в них грязи. Что он показал? Какой вывод сделали юные исследователи? (Снег только выглядит чисто белым, на самом деле в нём содержатся частички грязи.)
-Откуда берутся снег и лед? (Снег и лед-это замерзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лед появляется в луже, на реке, на мокрой дороге.) -Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички? (проводили опыты) Какие выводы сделали? - Какие свойства имеют снег и лед? (Снег-белый, непрозрачный, мягкий, рыхлый. Лед-бесцветный, прозрачный, твердый, хрупкий.) -

3.Самоопределение к деятельности

  • Мы начинаем новую часть учебника «Окружающий мир». Рассмотрите ее. Чем она отличается от первой части? (На обложке другая картинка: была бабочка, а теперь - часы-ходики.)
  • Порассуждайте, о чем нам говорит эта картинка. (Примерный ответ. Наверное, авторы учебника хотели сказать о том, что время летит быстро, незаметно. А еще о том, что надо уметь видеть красоту окружающего мира, поэтому и часы у художника получились сказочные - они изображены в виде домика. Может быть, этим авторы учебника хотели сказать, что весь окружающий нас мир - это наш родной дом, который нужно любить, беречь и охранять.)
  • Что вы можете сказать об условных обозначениях? (Они остались такими же.)
  • Найдите на страницах учебника наших помощников - Муравьишку и Мудрую Черепаху. Они остались с нами? (Да.)
  • Прочитайте на с. 3 название раздела. (Где и когда?)
Прочитайте, чему мы будем учиться. 4. Сообщение темы урока, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности Подумайте и скажите, зачем нужно учиться в школе?
  • - Послушайте песню и попробуйте определить тему нашего урока.
  • Кто готов? Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О нашей школьной жизни.)
Прочитайте тему урока на с. 4 учебника*. (Когда учиться интересно?) Вот на этот вопрос нам и предстоит ответить на уроке.
  • Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
  • Муравьишка вновь готов загадать вам загадку. А вы готовы отгадать?
Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем. Там пишут и считают, Рисуют и читают. (Школа.) Первоклассникам нужно было составить предложения со словом «школа». Вот что у них получилось. Митя написал: «Вся школа отмечала Новый год». Коля написал: «Наша школа высокая и кирпичная». - Кто из ребят справился с заданием, а кто не выполнил? Правильно справились с заданием оба мальчика. У слова «школа» - есть несколько значений. Митя говорил о школе как о коллективе учеников, а Коля говорил о здании.
  • В какой школе и в каком классе вы учитесь? (Ответы детей.)
  • Вы не просто девочки и мальчики. Как вас теперь называют? (Школьниками, учениками, первоклассниками.)
5.Физкультминутка Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Делают «плавательные движения руками».) Поглядите: чайки важно (Движения руками.) Ходят по морскому пляжу. (Ходят, подражая чайкам.) Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. (Садятся за парты.)
6.Беседа, работа по учебнику
  • Вспомните, как вы пришли в первый класс. Расскажите об этом. Вам помогут фотографии, которые вы видите на доске.
(Рассказы-воспоминания детей о первом школьном дне.) - Послушайте стихотворение и скажите, в каком значении употребляется слово «класс». Каждый год звонок веселый Собирает вместе нас. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! Здравствуй, наш любимый класс!
  • Давайте подумаем, какое значение имеет слово «класс» (как помещение). -Я надеюсь, что класс, в котором вы находитесь, за эти полгода тоже стал для вас любимым.

Класс - это помещение, в котором проходят уроки. Его еще можно назвать кабинетом. Вот наш классный кабинет. Номер нашего кабинета -107 А еще класс - это группа учеников одного и того же года обучения, коллектив одноклассников. Вы все - один классный коллектив, т. е. класс. Прочитайте, какой вывод предлагает нам сделать Мудрая Черепаха. (Ученики читают вывод на с. 5.)
  • Интересно ли вам учиться?
  • Рассмотрите рисунок на с. 4 найдите на нем все предметы, благодаря которым процесс обучения становится интереснее (ответы детей).
- Как вы думаете, интересно ли этим детям учиться? - Какие в нашем классе есть предметы, которые помогают нам учиться?
  • А каким должен быть ваш коллектив, чтобы было интересно учиться? (Дружным, общительным, добрым, толерантным.)
  • Человек не может жить без общения с другими людьми.
  • А где начинается общение человека? К кому обращено его первое слово? (Общение начинается в семье).
  • -Кто поможет напомнить, что такое семья? (Семья - это близкие люди, которые вместе живут, вместе проводят свободное время, вместе отдыхают, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге, любят друг друга!)
- У каждой семьи есть свое семейное древо. Вы составляли свое. - Из ваших рассказов мы узнали, какие все разные: у вас разные характеры, интересы, увлечения. Но у всех вас есть одно место, где мы встречаемся, общаемся. - Что это за место? Догадались? (Это наша школа). - А более тесно, где вы общаетесь? (В классе). А когда и где вы можете общаться вне школы? (На каникулах, в выходные дни, в кино, в театре, в парке…отправить письмо или открытку). - Можно ли класс сравнить с семьей? - А с чем можно сравнить школу? (Школа - наш дом). - А какие из семейных традиций можно перенести в класс? - Можно ли сказать, что семья наша дружная, что все в ней стараются внести какой-то вклад? Ребята перед вами эмблема и генеалогическое древо нашего класса. Древо -устаревшая форма слова дерево. И я думаю, что у каждого из вас есть добрые пожелания, адресованные нашей дружной, классной семье. (После учащиеся прикрепляют свою ладошку к дереву). - Посмотрите на наше древо, какое красивое оно получилось, какие добрые пожелания на нем растут. Знайте, что в ваших силах сделать ваш класс более дружным!
  • - Давайте вспомним, как все начиналось, как создавалась наша семья. Кто хотел бы поделиться воспоминаниями о том, как прошел первый день в школе?
Что вы чувствовали? Какое было настроение? (Ответы детей.) А с помощью чего вы сможете вспомнить свои школьные годы, после того как закончите ее, через много лет? (С помощью фотографий, видеосъемки.) Кристина Щербакова приготовила свой проект в фотографиях. Сейчас мы вспомним какими идеями жил наш коллектив все это время. Поднимите руки, кому понравился проект? -Кристина, кто тебе помогал в работе? Большое спасибо. Впереди у нас много интересного. И вы, несомненно, достигнете определенных высот. Но уже сейчас у нас есть, кем гордиться. «Знаменитости» нашего класса - ….
  • Рассмотрите фотографии на с. 5.
  • Что можете сказать о ребятах на фотографиях (дружные, уважают друг друга, не мешают друг другу, помогают)
Поднимите руки, кто считает, что наш класс дружный? Расскажите, как вы помогаете друг другу учиться. (Своим дружеским отношением и сплоченностью.)
  • Кто еще вам помогает учиться? - Кто помогает вам на уроках открывать новые знания? (Учитель.)
  • Сделайте вывод: когда учиться интересно?
  • Прочитайте, какой вывод предлагает нам сделать Мудрая Черепаха. (Ученики читают вывод на с. 5.) (Когда помещение класса хорошо оснащено, в нем чисто, комфортно. Когда классный коллектив дружный и сплоченный.)
  • Класс - большая и дружная семья. А чтобы семья наша была по-настоящему дружной и сильной, будем придерживаться правил
7.Продолжение работы по теме урока Работа над проектом Ребята, как замечательно вы рассказываете о своем классе. Столько у нас событий происходит! Было бы здорово создать фотоальбом нашего класса, тогда уж точно ни одно событие не забудем. Ну как, вы согласны? Тогда нас ждет следующий проект «Мой класс и моя школа».
  • Рассмотрите фотографии из альбомов на с. 6-7 учебника. Что можно сказать о жизни этого класса? (Ребята дружные, помогают друг другу, ходят вместе в музей, играют на переменах в подвижные игры, в шахматы. Ребятам интересно в классе.)
  • Попробуем и мы составить свой классный альбом или летопись. Подумайте, о каких событиях можно рассказать в нашем альбоме.
(Класс делится на группы, учитель называет темы проектов.)
  1. Здравствуй, школа (1 сентября)!
  2. Мы уже ученики!
  3. Наши праздники.
  4. Наши помощники (учителя и родители).
  5. Наш классный кабинет.
  6. Наша школа (столовая, библиотека, раздевалка, музей, кабинет директора и т. д.) и др.
(Учащиеся также могут предложить свои темы. Далее дети в группах обсуждают тему проекта и распределяют между собой обязанности.) Презентация нашего проекта, т. е. выступление от каждой группы, пройдет в конце работы над этим разделом. Не забудьте про своих верных помощников - родителей. (Проекты оформляются в рабочей тетради (с. 4-5).) 8.Рефлексия (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 5, в рамке).)
  • Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) 9.Подведение итогов урока
  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Какой проект вам предстоит выполнить?
10.Рекомендации для занятий дома
  1. Обсудить проект «Мой класс и моя школа».
  2. Найти (можно выучить) стихи, загадки о школе.
11.Дополнительный материал Школа «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...» Не правда ли, это описание чем-то напоминает вашу школу и школьный двор? А ведь написаны эти Строки более 330 лет назад великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Это его грудами школа приобрела современный вид, появились классы и урок. А раньше школа выглядела совсем иначе. Первую школу, по легенде, открыл после потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же судить по археологическим раскопкам, то первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах - для обучения будущих священнослужителей, при дворцах - для детей знатных и богатых людей. Были и школы писцов, ведь нужны были грамотные люди, чтобы вести хозяйство и государственные дела. Тогда еще не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. В Академии древнегреческого философа Платона, например, занятия часто шли в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учебу и сколько лет учиться. Раньше знания часто буквально вбивали ученикам розгами. В одном египетском папирусе рассказывается, как ученика за какую-то провинность натри месяца, заковали в колодки. В конце XIX в. прохожий вновь наблюдал нечто подобное около лицея на улице Остоженке в Москве: «Кого-то драли: слышал плач». Все это ушло из современной школы. Всему приходится учиться, потому и школ в жизни каждого человека много, много и учителей. Но то, чему он научится в этих школах, у этих учителей, зависит от него самого. Надо взяться за учебу по-настоящему.
© 2010-2022