ПЕРВОКЛАССНИКИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕРВОКЛАССНИКИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ

ПЕРВОКЛАССНИКИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ

I. ЧТО С МОИМ РЕБЕНКОМ? Что такое "трудный" ребенок и как это проявля­ется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет вол­новаться родителей, беспокоиться бабушек и деду­шек, а самое главное - травмирует ребенка, который только-только ступил на трудный путь учения? Характерными признаками ребенка, медленно чи­тающего, долго думающего, со слабой памятью явля­ется его неумение сосредоточиться на задании, неу­мение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребенку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете и налей в нее чай", то сразу обнаружится, что ребенок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть ("налить чай") или на­чало задания ("...возьми чашку..."), детали же пропу­скают. А это значит - ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: по мате­матике - он не понимает условие задачи, т.к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку - ошибки, пропуски букв, перестановки, недописывание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он "неспособный", а лишь по той причине, что не успе­вает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочи­танное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна - они читают медленнее других, а это влечет за собой ряд проблем в последующем обучении. Такого ребенка отличает неспособность просле­живать причинно-следственные связи и делать соот­ветствующие выводы. У него не развивается способ­ность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, на­рушение статического равновесия, неловкость мел­кой моторики пальцев рук. Иногда руки ребенка не­достаточно тренированы, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти осо­бенности ребенка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от дру­гих, к потребности в помощи. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности, чтобы ребе­нок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению. Если ребенок теряет любознательность, это огра­ничивает возможности его развития. Стремление ре­бенка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука - самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребенка, хотя родители могут их предви­деть. Зачастую родители не согласны считать своего ребенка "трудным", перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя и школу. Многие родители считают, что ребенок сам справится с за­труднениями. Такая позиция невмешательства невер­на и опасна. У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отно­шение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему". Тем, кто воспитывает "трудных" детей, необходи­мо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты поведения ребенка Вас бес­покоят и почему? Что в его поведении вызывает улыб­ку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные ма­лыши? А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребенка на том основании, что са­ми они были такие же и никто их не учил, и ничего - научились. Общеизвестна и обычно вызывает снисходитель­ную усмешку способность бабушек и дедушек бало­вать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребенка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать реше­ние, а сами за него это делают, оставляя малышу лишъ механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обве­сти рисунок и т.д. Родителям и родным следовало бы избегать такой "помощи". При общении с ребенком родители должны прини­мать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним. Родители должны ответить себе на вопрос: "Что с моим ребенком? Что они видят и ценят в ребенке? Что у него не ладится? Как я могу помочь ему?"


II. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ. 1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обра­щайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу. Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и неуспехи. 2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей. 3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощ­ряйте за них. 4. Избегайте длинных объяснений или бесед. 5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребен­ке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина. 6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не за­ставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного по- ступка, ограниченную вашим тактичным контролем. 7. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание заня­тостыо, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка - все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он - ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь! 8. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была до­ведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т.д. Учите дово­дить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "переска­кивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую. Надо уметь дозировать работу, учитывать ее труд­ность. Сознание выполненного дела доставляет ре­бенку большую радость, особенно если вы это отме­тите: "Как, ты уже все прочитал, написал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца - сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1 -2 минуты и ваше участие: "Да­вай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это мо­жешь делать!" 9. Когда мы задаемся вопросом, что самое желан­ное для маленького ученика, мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и, особенно, доброе внимание, являющееся важным фактором формиро­вания поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обраща­ют внимание в общении со своим ребенком. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нуж­на похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив - его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов. 10. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. (Было бы неплохо, если бы для начала и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и по­надобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы нача­тое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось. Об­щаясь с ребенком, следуйте этим советам и все у него наладится!
Литература: Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. М: НПФ «Унисерв»1993

© 2010-2022