Корейская сказка «Честный мальчик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК «Школа 2100»

Тема: Честный мальчик (корейская сказка). Цель: формирование читательской компетентности учащихся Задачи:

  • Учить пониманию текста на уровне содержания;

  • учить эмоциональному переживанию прочитанного;

  • учить выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

  • развивать умение прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заглавию, иллюстрации;

  • развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием;

  • развивать воображение, память, речь;

  • совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения;

  • воспитывать честность, сострадание.

Оборудование к уроку: Учебник литературного чтения для 2 класса, рабочая тетрадь по литературному чтению, книга «Честный мальчик» издательства «Детская литература».

Структура и ход урока


Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I. Организационный момент.

  1. Настрой на работу.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается …

Поприветствуйте друг друга и пожелайте удачи на уроке.

2) Знакомство с детской периодической печатью.

  • А знаете ли вы, как приветствуют друг друга жители разных стран?
  • Хотите узнать?
Тогда слушайте.



















  • Интересно? Ещё много интересного вы можете прочесть на страницах этого журнала. (Ещё раз демонстрирую журнал).
  • Начинаем урок литературного чтения.

Урок

Ответы детей.


  • Да…

Статью зачитывает один из учеников.

«"Ели ли вы сегодня?", "Здоров ли ваш скот?" - спрашивают при встрече жители Монголии.

"Я вас вижу!" - приветствуют друг друга зулусы.

"Как поживаете?" - интересуются англичане.

Русские и американцы пожимают друг другу руки.

Китайцы пожимают руки сами себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щёку.

Жители острова Самоа обнюхивают друг друга.

Тибетцы снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку при этом держат за ухом, будто прислушиваются.»

II. Актуализация знаний

  • Как называется раздел, в котором мы изучаем сказки?

Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.

  • Что объединяет все эти сказки?

  • Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости?

  • Ребята, а трудно ли быть честным?

  • Что значит, быть честным?

  • Иногда люди друг другу не говорят правду. Правильно ли это?

  • Сказка мудростью богата.


  • Учат мудрости.

  • Глупость, жадность.

Высказывания детей.

Рассуждения детей

III.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу «Где правда, там и счастье»

  • Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Сегодня на уроке нам нужно либо доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» (демонстрирую книгу «Честный мальчик)

Читают запись на доске.

Высказывания детей.

IV. Открытие новых знаний.

  1. Работа с текстом до чтения.

(Выполняют задание 1 на с.35 в рабочей тетради)

а) Работа с заглавием сказки.

  • Что можно узнать из заглавия?

  • Кто автор данной сказки?
  • А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ?
Совершенно верно, страна называется Корея, а корейцы - очень трудолюбивый народ. б) Рассматривание иллюстрации и беседа.
  • Рассмотрите иллюстрацию.
  • Кто герои сказки?
  • Как они выглядят?
  • Где происходит действие?
  • Что необычного видите на иллюстрации?

- Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком?
  • Как вы догадались?

в) Составление сказки по ключевым словам
  • Прочитайте ключевые слова к сказке и составьте по ним сказку.
  • Кто хочет поделиться с нами составленной сказкой?
  • Слова были у всех одинаковые, а содержание сказок получилось разное. Почему?
  1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Сова».
  2. Работа с текстом во время чтения.
Давайте прочитаем сказку и сравним её с нашими, оправдаются ли наши предположения? а) Чтение учащимися про себя.
  • Оправдались ли наши предположения?
  • Кто герои сказки?
  • За что старик наградил мальчика?
б) Повторное чтение сказки вслух, ответы на вопросы по содержанию сказки и деление её на части. Давайте внимательно прочитаем сказку, разделим её на смысловые части, и постараемся понять ее содержание. (План по мере его составления записывается на доске)
  • Почему мальчику пришлось идти за дровами?


  • Что случилось с мальчиком?
  • Как отнесся к этому мальчик?

  • Можно ли случившееся назвать "бедой"?

  • Как бы вы озаглавили эту часть?
Читаем дальше.
  • Как это «топор дороже золота»?
  • Почему?


  • Что произошло?
  • Кто же этот старичок?
  • Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.
  • Как озаглавим эту часть?
Продолжим чтение
  • Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял золотой топор? Найдите в тексте ответ.
  • Почему старичок ухмыльнулся?


  • Как старичок выполнил обещание?
  • Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

  • Подберите название к 3 части.
Давайте прочитаем, чем закончилась сказка.
  • Как понимаете выражение «Не позарился на серебро, да золото»?
  • Почему мальчик не взял себе чужого?
  • Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

  • Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.
  • Как озаглавим 4 часть?
  • Прочитайте, какой план у нас получился.




4) Работа с текстом после чтения.
  • Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежат ему?
  • Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
  • Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»?
  • Кто в ней носитель мудрости?
  • В чём проявилась его мудрость?
  • А за что наградил старичок мальчика? Выберите наиболее точную формулировку в задании 2 на с.35 рабочей тетради.
  1. Физкультминутка.
«Личностные качества»

Отзывчивость, леность, почтительность, хитрость, вежливость, грубость, справедливость, жадность, доброта, смелость, уступчивость, злобность, заботливость, внимательность, эгоизм, честность, трудолюбие.

  • Молодцы, вы были очень внимательны к качествам личности.


  • Главный герой мальчик и он честный.

  • Корейский народ.

  • Корея.


  • Мальчик и старик.

Описываю внешний вид героев.

  • На берегу какого-то водоёма.

  • Старик выходит из воды. Он похож на Водяного, борода из волн.


  • Добрые.

  • Улыбка на лице старика добрая и взгляд ласковый. Он по дружески обнял мальчика.

Читают ключевые слова, составляют сказку.

2-3 человека рассказываю составленные сказки.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

  • Мальчик и старик.

  • За честность.

Дети читают первую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»


  • Отец умер, а мать с утора до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги

  • Он уронил топор в воду.

  • Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?»

  • Да, отец мальчика умер, а мальчик рубил дрова и продавал их на рынке.

  • С мальчиком случилась беда.

Дети читают 2 часть до слов: "Сказал он так и под водой скрылся"

  • Он был ему слишком дорог.

  • Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова.
  • Появился старичок.

  • Он волшебник.

  • А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».

  • Встреча мальчика со стариком.

Дети читают 3 часть сказки до слов: «- Вот мой топор, дедушка, - говорит».


  • Он «усмехнулся в седую бороду»

  • Был удивлён поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.

  • Он нашел топор мальчика.

  • Проверял мальчика - возьмёт ли он чужое?

Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

-Три топора.

Чтение сказки до конца.

  • Не хотел взять чужого.


  • Он был честным.

  • Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.

  • «Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».


  • Награда за честность.

Читают план:

1. С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда за честность.


  • Старик не стал бы ему помогать.


  • Он похож на волшебника. Хотел убедиться в честности мальчика.

  • Потому, что старик поступил мудро.


  • Старик.

  • Он наградил мальчика.

Обводят наиболее точную формулировку.


Если качество положительное - учащиеся хлопают в ладоши, если отрицательное то топают ногами

V. Первичное закрепление и беседа о жанре произведения.

  • А для чего мы внимательно читали сказку?

  • Для чего необходимо понимать содержание?

  • Назовите главную мысль сказки.


  • Похожа ли эта сказка и те, которые мы придумали по ключевым словам?

Вот мы говорим сказка, сказка, а докажите что данное произведение - сказка.

  • К какой группе сказок её можно отнести?
  • Есть ли в сказке отрицательные герои?

  • Чтобы понять содержание.

  • Выделить главную мысль произведения.

  • Старичок наградил мальчика за его честность и трудолюбие.

  • И да и нет.


  • В этом произведении есть зачин, троекратный повтор, волшебные события, устойчивые сказочные обороты, добрый конец.

  • Волшебная.

  • Нет.

VI . Рефлексия. Прочитайте пословицу-эпиграф к нашему уроку. Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что где правда, там и счастье? Почему?

  • Почему корейский народ выбрал именно такое заглавие для своей сказки? Можно ли озаглавить по другому?

  • Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? Чему учит сказка?


  • В жизни эти качества важны или нет?
  • Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?
  • Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который не хочет стать честным?
Ответьте на вопрос: чем схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»?

Самооценка деятельности на уроке.

Домашнее задание: учебник с.28-30, подготовить чтение по ролям и пересказ по составленному плану.

Дети высказывают своё мнение.


  • Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым….

  • Важны. Дети высказывают свою точку зрения

Высказывания детей.

Высказывания детей.


  • Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются. В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие.

5

© 2010-2022