Программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «В гостях у книги»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Аннинского района Воронежской области



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

от « 31 » августа 2015 г.

протокол № ___1__


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МКОУ Новокурлакская СОШ

Директор школы ___________ Камсарина Г.В..

приказ №__106__ от « 1 » сентября 2015 г.










Программа курса внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО

«В гостях у книги»

(общекультурное направление)








Разработчик рабочей программы:

учитель начальных классов

Мещерякова Галина Викторовна, I К К


















Новый Курлак

2015

  1. Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Нормативные правовые документы:
  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011, регистрационный № 22540);
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  7. Учебный план МКОУ Новокурлакская СОШ

Курс «В гостях у книги» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общекультурное развитие личности». Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели программы: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: - обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; - уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; - использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг,

  • проекты,

  • экскурсии,

  • спектакли.

  1. Описание места курса внеурочной деятельности

Программа курса «В гостях у книги», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с общекультурным направлением, сориентированным на закрепление интереса детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «В гостях у книги» отводится 1 час в неделю продолжительностью 40 - 45 минут. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в группе, наполняемостью 14 человек. Данная программа ориентирована на воспитанников 7-9 лет (2, 3 классы).
  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Содержание программы «В гостях у книги» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа внеурочной деятельности - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование потребности в систематическом чтении. Предметные умения: - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
  1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Критерии сформированности читательского интереса младших школьников:

  • умение работать с книгой;

  • начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);

  • знание библиографических сведений.

Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:

  • соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;

  • умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;

  • умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;

  • умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;

  • умение находить в книге сведения об авторе;

  • различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;

  • умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.

Начитанность характеризуется, следующими показателями:

  • знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;

  • знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;

  • умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,

  • осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

  • умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);

  • умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;

  • умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;

  • умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;

  • знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности


№ п/п

Раздел

Кол-во ч

Содержание занятия

Формы внеурочной деятельности

История книги. Библиотеки 3 Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игровая деятельность. Самостоятельный выбор книги.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 3 Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд.

Книги-сборники. Басни и баснописцы 3 Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Конкурс чтецов. Инсценирование.

Книги о родной природе 4 Сборники стихотворений о родной природе. Книги В. Бианки. Викторина. Слушание, обмен мнениями. Проект
Зарубежные писатели о природе 3 С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».
Животные - герои детской литературы 4 Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника. А. Брем «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Библиотечный урок. Реклама книги.
Дети - герои книг 3 Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Игровая деятельность. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект.
Газеты и журналы для детей 3 Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газети журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пятьуглов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Сказки зарубежных писателей 3 Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники. Переводчики книг. Сказки Ш.перро, Г.Х.Андерсена, Р. Киплинга. Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
Книги о детях войны 3 Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Творческая работа.
«Книги, книги, книги…» 2 Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники. Практическая работа в библиотеке. Игровая деятельность.

Итого 34



  1. Календарно-тематическое планирование занятий


Тема занятия

Формы внеурочной деятельности

Дата

план

факт

История книги. Библиотеки (3 ч.)

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

4.09


Первые книги. Библия. Детская библия.

11.09


18.09


Экскурсия в сельскую библиотеку.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч.)

Волшебный мир сказок.


Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». Сравнение сказок с загадками.

Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»

25.09


Сказки бытовые, волшебные, о животных.

2.10


Сказки с загадками. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

9.10


Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)

История басни.

Конкурс чтецов. Мультфильмы.

Инсценирование басен (работа в группах).

16.10


Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого.

23.10


Русские баснописцы. Инсценирование басен.

30.10


Книги русских писателей о природе (4 ч.)

Русские поэты о природе.

Книги-сборники стихотворений об осени

Чтение и обсуждение рассказов Бианки. Викторина.

13.11


Рассказы В. Бианки о природе

20.11


В. Бианки «Синичкин календарь»

27.11


Викторина по книге Бианки

4.12


Книги зарубежных писателей о природе (3 ч.)

Книги зарубежных писателей.

Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).

С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».


11.12


С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».

18.11


Литературная игра по книге С.Лагерлёф

25.11


Животные - герои детской литературы (4 ч.)

Книги-сборники произведений о животных.

Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

Каталог, каталожная карточка.

Переводчики рассказа.

Отзыв на прочитанную книгу.

15.01


Рассказы о животных А. Куприна.

22.01


Книга Дж. Лондона «Бурый волк» .

29.01


Художники-иллюстраторы книг о животных.

5.02


Дети - герои книг (3 ч.)

Дети - герои книг. Типы книг.

Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

12.02


Книги-сборники произведений о детях.

19.02


Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - твоих сверстниках».

26.02


Газеты и журналы для детей (3 ч.)

Библиотечный урок: детская периодика.

Самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

История создания журнала «Мурзилка»

4.03


Детские газеты и журналы.

11.03


Электронные периодические издания: «Детская газета»,

журнал «Антошка» и др.

18.03


Сказки зарубежных писателей (3 ч.)

Редьярд Киплинг. Сказки просто так.

Чтение сказок Р. Киплинга.

Сбор информации о Ш. Перро и Г.-Х. Андерсене.

Сказочный марафон.

Рисунки к сказкам. Мы - художники.

Просмотр мультфильмов по сказкам

1.04


Сказки Шарля Перро

8.04


Путешествие в сказочный мир Г.-Х. Андерсена

15.04


Книги о детях войны (3 ч.)

Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов. Оформление «Книги памяти».

22.04


Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

29.04


Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой»

6.05


«Книги, книги, книги…» (2 ч.)

Создание классной газеты «Книголюбы».

Практическая работа в библиотеке. Игра «Что узнали о книгах?».

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы

13.05


Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы

20.05







  1. Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности


  1. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс. Дидактический материал. - М., 5 за знания, 2006

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Весёлая литературная игра в начальной школе. Методическое пособие.

  3. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов. -М. ТЦ Сфера, 2012

  4. Сухин И.Г. Чтение. Литературные викторины: 1-4 классы - М.: Эскмо, 2007


© 2010-2022