- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «В гостях у книги»
Программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «В гостях у книги»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мещерякова Г.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новокурлакская средняя общеобразовательная школа
Аннинского района Воронежской области
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
от « 31 » августа 2015 г.
протокол № ___1__
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ Новокурлакская СОШ
Директор школы ___________ Камсарина Г.В..
приказ №__106__ от « 1 » сентября 2015 г.
Программа курса внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО
«В гостях у книги»
(общекультурное направление)
Разработчик рабочей программы:
учитель начальных классов
Мещерякова Галина Викторовна, I К К
Новый Курлак
2015
-
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Нормативные правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011, регистрационный № 22540);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Учебный план МКОУ Новокурлакская СОШ
Курс «В гостях у книги» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общекультурное развитие личности». Программа внеурочной деятельности «В гостях у книги» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели программы: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
-
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: - обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; - уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; - использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Формы организации занятий:
-
литературные игры,
-
конкурсы,
-
библиотечные уроки,
-
путешествия по страницам книг,
-
проекты,
-
экскурсии,
-
спектакли.
-
Описание места курса внеурочной деятельности
-
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
-
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Критерии сформированности читательского интереса младших школьников:
-
умение работать с книгой;
-
начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
-
знание библиографических сведений.
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
-
соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
-
умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
-
умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
-
умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
-
умение находить в книге сведения об авторе;
-
различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
-
умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
-
знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
-
знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
-
умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
-
осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
-
умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
-
умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
-
умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
-
умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
-
знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
-
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п
Раздел
Кол-во ч
Содержание занятия
Формы внеурочной деятельности
Книги-сборники. Басни и баснописцы 3 Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Конкурс чтецов. Инсценирование.
Игровая деятельность. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект.
Итого 34
-
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Тема занятия
Формы внеурочной деятельности
Дата
план
факт
История книги. Библиотеки (3 ч.)
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
4.09
Первые книги. Библия. Детская библия.
11.09
18.09
Экскурсия в сельскую библиотеку.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч.)
Волшебный мир сказок.
Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». Сравнение сказок с загадками.
Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»
25.09
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
2.10
Сказки с загадками. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
9.10
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)
История басни.
Конкурс чтецов. Мультфильмы.
Инсценирование басен (работа в группах).
16.10
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого.
23.10
Русские баснописцы. Инсценирование басен.
30.10
Книги русских писателей о природе (4 ч.)
Русские поэты о природе.
Книги-сборники стихотворений об осени
Чтение и обсуждение рассказов Бианки. Викторина.
13.11
Рассказы В. Бианки о природе
20.11
В. Бианки «Синичкин календарь»
27.11
Викторина по книге Бианки
4.12
Книги зарубежных писателей о природе (3 ч.)
Книги зарубежных писателей.
Сбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».
11.12
С. Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции».
18.11
Литературная игра по книге С.Лагерлёф
25.11
Животные - герои детской литературы (4 ч.)
Книги-сборники произведений о животных.
Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Каталог, каталожная карточка.
Переводчики рассказа.
Отзыв на прочитанную книгу.
15.01
Рассказы о животных А. Куприна.
22.01
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» .
29.01
Художники-иллюстраторы книг о животных.
5.02
Дети - герои книг (3 ч.)
Дети - герои книг. Типы книг.
Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
12.02
Книги-сборники произведений о детях.
19.02
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - твоих сверстниках».
26.02
Газеты и журналы для детей (3 ч.)
Библиотечный урок: детская периодика.
Самостоятельная работа с книгой в читальном зале.
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
История создания журнала «Мурзилка»
4.03
Детские газеты и журналы.
11.03
Электронные периодические издания: «Детская газета»,
журнал «Антошка» и др.
18.03
Сказки зарубежных писателей (3 ч.)
Редьярд Киплинг. Сказки просто так.
Чтение сказок Р. Киплинга.
Сбор информации о Ш. Перро и Г.-Х. Андерсене.
Сказочный марафон.
Рисунки к сказкам. Мы - художники.
Просмотр мультфильмов по сказкам
1.04
Сказки Шарля Перро
8.04
Путешествие в сказочный мир Г.-Х. Андерсена
15.04
Книги о детях войны (3 ч.)
Книги о детях войны. Л.Воронкова «Девочка из города». Аннотация.
Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов. Оформление «Книги памяти».
22.04
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
29.04
Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой»
6.05
«Книги, книги, книги…» (2 ч.)
Создание классной газеты «Книголюбы».
Практическая работа в библиотеке. Игра «Что узнали о книгах?».
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы
13.05
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы
20.05
-
Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности
-
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс. Дидактический материал. - М., 5 за знания, 2006
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Весёлая литературная игра в начальной школе. Методическое пособие.
-
Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов. -М. ТЦ Сфера, 2012
-
Сухин И.Г. Чтение. Литературные викторины: 1-4 классы - М.: Эскмо, 2007