Развивающее занятие

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Белякова Лариса Николаевна

Средняя общеобразовательная школа № 18 города Костромы

Учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

Контактный E-mail: [email protected]

Такие занятия можно проводить:

  • во внеурочной деятельности

  • на группах продлённого дня

  • в логопедических группах

  • занятиях с психологом



Занятие состоит из трех блоков:

  1. Вводная часть (10 мин)
  2. Основная часть. Коррекционно - развивающий блок (20 мин)
  3. Заключительная часть (10 мин)

В вводной части занятия у учащихся создается определенный положительный эмоциональный фон, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на коррекционных занятиях, постепенно закрепляется у учащихся и переносится на другие школьные уроки. Для создания положительного эмоционального фона учащиеся улыбаются друг другу и говорят добрые слова. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Под влиянием физических упражнений:
  • увеличивается объем памяти,
  • повышается устойчивость внимания,
  • ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
  • убыстряются психомоторные процессы.
Благодаря этому обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для основной части занятия я подбирала задания с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур. Это игровые упражнения, оказывающие активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Такие задания зарекомендовали себя как действенное средство «подтягивания» развития детей, так как, опираясь на интерес и привычные для них виды деятельности (игровую, предметно-практическую, художественную). Одновременно ставят их каждый paз перед все более сложными условиями и целями деятельности. В течение всего занятия происходила частая смена деятельности. У учащихся не наблюдалось переутомления, так как часто проходили кратковременные физкультминутки в игровой форме, они незаметно вплетались в «сюжет путешествия». Дети имитировали движения животных, играли в снежки, устраивали снегопад (дыхательная гимнастика). Что только способствовало поддержанию высокого эмоционального настроя. В течение всего занятия держалась интрига. Учащиеся не знали детали от чего, или от кого они получают за правильно выполненное задание. И каково было их удивление и восторг, когда в результате работы получился замечательный снеговик. Заключительная часть занятия посвящена подведению итогов, обсуждению результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Выполняя рефлексию, учащиеся видят свои плюсы и минусы в знаниях материала, а также намечают планы на будущее. Учащиеся вырабатывают адекватную самооценку. А также учатся различать эмоциональный настрой и определять его согласно эталону. Коррекция эмоционально волевой сферы. На уроке были применены следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. На уроке было рационально распределено время, незаметны переходы от одного этапа урока к другому. Применялись средства ИКТ, не перезагружая урок. Была подобрана хорошая классическая музыка в сопровождение ручной работы учащимися и для эмоционального настроя ребят. Я считаю, на занятии удалось реализовать поставленные задачи. Занятие очень понравилось учащимся.



Конспект урока Тема
Нетрадиционный урок. Коррекционно - развивающее занятие. «Путешествие в зимний лес».
Класс, УМК; 2 класс, «Школа России» Тип урока: Обобщающий урок

Цель:



Задачи:

  • Уточнение и закрепление знаний учащихся о жизни животных зимой; расширение непосредственных впечатлений и представлений о жизни животных зимой;
  • Коррекция и развитие психических функций;
  • Формирование положительного отношения к предмету и окружающему миру в целом.

  • Развитие умения осуществлять различные умственные действия,
  • развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
  • развитие общеинтеллектуальных навыков;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие навыков самоконтроля.

  • Воспитание бережного отношения и любовь к природе;
  • воспитание умения правильно одеваться в зимнее время года с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • воспитание самостоятельности детей.

Межпредметные связи Окружающий мир, ИЗО, чтение Ресурсы: - основные











- дополнительные Оформление для доски:
  • План - схема на доске (нарисован мелом), приложение №2;
  • задание №1, приложение №3;
  • схемы пути продвижения в формате А3, приложение №4;
  • ребус со словом волк в формате А3, приложение №5;
  • шифрограмма с лишним словом медведь в формате А3, приложение №7;
  • рисунок «Кто спрятался в этом лесу?», задание №2 в формате А3, приложение №6;
  • рисунок со снеговиками для задания на развитие внимания; приложение №8;
  • текс «Заяц», задание №3, приложение №9
  • результат работы «Снеговик», приложение №10
  • снеговики, разрезанные на отдельные детали (по одному снеговику на каждую группу);
  • альбомы для штриховки, карточки с заданиями по группам, цветные карандаши, клей-карандаш
Весь материал дублируется в меньшем разделе для учащихся
  • рефлексивные листы
  • шарики из ваты;
  • листы бумаги для «снежков»;
  • классическая музыка для детей;
  • компьютер;
  • презентация «Зимний лес».



Организация пространства


Фронтальная, групповая, индивидуальная работа. 6 групп детей, по 2 человека в группе Дата проведения 18 февраля 2010 года

Место проведения МОШИС(п)ОО №3 Семинар по теме: «Коррекционно - развивающая направленность в учебной и воспитательной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» (программа семинара и отзывы о занятии прилагаются - приложение №1)

План урока
  1. Вводная часть (12 мин)
  • Орг. момент (2 мин)
  • Мозговая гимнастика (2 мин)
  • Актуализация знаний (5 мин)
  • Дыхательная гимнастика (2 мин)
  • Физкультминутка (1 мин)

  1. Основная часть. Коррекционно - развивающий блок (20 мин)
  • Гимнастика для глаз (1 мин)
  • Физкультминутки (четыре по 1 мин)

  1. Заключительная часть (13 мин)
  • Итог занятия (10 мин)
  • Рефлексия (3 мин)




Эта-

пы

уро-

ка

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Решение коррекционных задач I. Вводная часть. Орг. момент (2 мин) Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Звучит музыка, на экране СЛАЙД №1 - картина зимнего леса. Учитель приветствует детей. - Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.
Учащиеся приветствуют учителя, улыбаются, говорят друг другу добрые слова. Создание положительного эмоционального фона на занятие



Мозговая гимнастика (2 мин) Цель: активизировать работу обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний
- Какое время года у нас сейчас? - Чем красиво это время года?
- Давайте нарисуем 3 снежинки правой рукой, теперь 3 снежинки левой рукой, а теперь 3 снежинки двумя руками одновременно Отвечают на вопросы. - Сейчас на улице зима. - Только зимой бывает снег, этим и красиво это время года. Выполняют упражнение мозговой гимнастики Активизация работы обоих полушарий
Актуализация знаний (5 мин) Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению новых знаний; определить тему, цели и задачи, показать практическую значимость изуче­ния нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
На крыле доски расположен рисунок в формате А3, а на партах у учащихся в формате А5
Учитель объясняет задание.
Возьмите конверт №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) Найди пары рисунков, связанных между собой, и соедини их линией.
Соедините, пожалуйста, на доске, так как вы это сделали в задании №1


Подготовка к определению темы и задач урока: -Как вы думаете, какая из картинок подходит к сегодняшнему дню? -О чем мы сегодня поведем речь?
Уточняет тему занятия: -А точней мы отправимся в путешествие в зимний лес. -Дети, что мы с вами делаем на развивающих занятиях?
- Посмотрите за окно, что вы там видите? -А сегодня что будем делать?
-Давайте и мы с вами сделаем снегопад. - Какой бывает снегопад?



Учащиеся берут из рабочего материала к уроку конверт №1 и выполняют задание


Выполняют задание на доске, проверяют у себя в группах Один из учащихся выполняет работу на доске.

- Дети лепят снеговика и снеговик, - Ещё зимний лес и елка.
Определяют тему занятия: - Мы будем говорить о зиме, лесе.
Определяют задачи занятия: - Мы развиваем память, внимание. - Мы развиваем ум.
- За окном идет снег.
- Снег красиво падает крупными хлопьями.
Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи








Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи

Дыхательная гимнастика (2 мин) Цель: увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм, обеспечить приток кислорода в головной мозг. Упражнение «Снег идёт!».
Учитель раскладывает на столе кусочки ваты.
- Сейчас зима. На улице падает снежок. Давайте подуем на снежинки! - Возьмите подготовленные «снежинки» на вашем рабочем месте и устройте «снегопад».

Дети выполняют упражнение. Берут кусочки ваты и дуют. Сначала они дуют сильно, затем тихо, плавно Увеличение объема дыхания и нормализация его ритма
Речевая зарядка. Цель: активизировать губные мышцы, развитие речевого дыхания, внятности и выразительности речи. - Чтобы создать хорошее и разогреть наши губы настроение скажем чистоговорку. Ма, ма, ма, ма, ма, ма, ма! На дворе идет зима. Ме, ме, ме, ме, ме, ме, ме! Мы готовились к зиме! Мо, мо, мо, мо, мо, мо, мо! Продается эскимо. Му, му, му, му, му, му, му! А кому? Кому? Кому? Мы, мы, мы, мы, мы, мы, мы! Нам,- сказали мамы. Ма, ме, ми, мо, му, мы, ма! Ай, да вкусная зима!
Проговаривают чистоговорку.
Детям нравится это упражнение, они с улыбкой, с выражением, с желанием и хорошим настроением выполняют упражнение Развитие речевого дыхания; внятности и выразительности речи
Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Физкультминутка Цель: развитие двигательной моторики - Прежде, чем отправиться в лес, что мы должны сделать? Учитель говорит и показывает движения. - Давайте наденем обувь, пальто, шапку, варежки. - Все тепло оделись? - Выходим «на улицу» (обходит вокруг парты). - А теперь пошли (обходят круг по классу)
- Мы должны одеться
Имитируют одевание. Обошли вокруг своей парты, затем круг по классу. Развитие двигательной моторики; уточнение знаний о правильном подборе одежды в зимнее время года

II. Коррекционно - развивающий блок (основная часть занятия) Цель: развитие общеинтеллектуальных навыков; -активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия; развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности; комплексное воздействие на развитие эмоциональной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Показывает карту - план путешествия (урока) -Чтобы не заблудиться в лесу мы возьмем с собой карту. (На доске нарисована карта). Мы постараемся отыскать в лесу животных….
- Возьмите конверт №2 - Кого из животных вы видите на рисунке?


- Какую ошибку сделал художник? К кому из животных мы отправимся прямо сейчас, вы узнаете, отгадав загадку:

Отгадайте загадку. Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? .... (Зайка)
Учитель вывешивает на левое крыло доски схему -Первый пункт нашего назначения вы найдете, пользуясь схемой (приложение№4)



Учитель открывает фигурку зайца. - Расскажите, что вы знаете о жизни зайца зимой? - Ребята, здесь письмо (за фигуркой зайца находит письмо).
-Заяц много бегает по лесу в поисках пищи. А затем «пишет заметки», что увидел. Только нам с вами надо расшифровать заячий язык. Возьмите конверт №3 (приложение №8) 3 м и а. Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Рассматривают план - схему на доске, задают вопросы по схеме



Берут конверт №2, смотрят внимательно, ищут контуры животных: ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК
- Художник нарисовал бабочку, а их в лесу зимой нет, они спрятались и спят







Дополняют хором ЗАЙКА
Один из учащихся вызывается к доске и показывает и подробно проговаривает путь движения к месту назначения - прямо, повернуть налево, идти прямо, повернуть по диагонали направо, идти прямо.
Рассказывают о питании зайца зимой, о защитном цвете шкурки, о врагах



Берут конверт №3. Думают, расшифровывают, по окончании работы проверка. Зачитывают вслух получившийся текст. (за выполнение каждого задания команды получают по детали от Снеговика, сзади каждой детали кусочек двойного скотча)




Развитие внимания; наглядно - образного мышления









Выполнение анализа



Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме



Уточнение знаний о жизни зайца зимой, развитие речи




Развитие внимания, речи, расширение словарного запаса. Восстанавливают в памяти зимние явления живой природы.
Гимнастика для глаз Цель: расслабление глазных мышц, профилактика дальнозоркости, близорукости


- Посмотрите за окно. - Что вы там видите? Объясняет и комментирует движения. - Давайте нарисуем снежинку глазами (посмотрим вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали сверху слева - вниз вправо, сверху справа вниз влево) - А затем поморгаем тихо-тихо, часто-часто, так, как падают снежинки в тихую погоду, но чуть-чуть дунет ветерок.


Слушают, смотрят и выполняют движения. Расслабление глазных мышц










Продолжение путешествия. -Идем дальше. К кому мы теперь отправимся в гости?
- Отгадайте (на доске буквы А Б К Е Л). - Что вы знаете о жизни белки зимой?
- Определите по схеме (приложение №4) -Ребята давайте посмотрим, как вы различаете звуки. Посмотрите у вас в коробочках орешки. Давайте поиграем в игру.
Объясняет задание. Необходимо подобрать пару по звуку Игра «Шумящие коробочки» Материал к заданию: на каждую пару 2 ящичка, в каждом из которых находится по б небольших одинаковых коробочек. Каждая коробочка в наборе имеет разные наполнители (горох, гречка, песок и др.) и поэтому издает различные шумы - от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Коробочки в одном ящике окрашены в один цвет, в другом - в другой (можно использовать коробочки, содержащиеся внутри шоколадного яйца «Киндер-сюрприз», подобрав их по цвету).




Отгадывают слово БЕЛКА Уточняют знания о жизни белки зимой.
По схеме показывают и проговаривают, где находится домик белки



Выполняют интересное задание, подбирают по звуку пары. Ученик берет по одной коробочке из каждого ящика, трясет их и сравнивает между собой. Если шумы не совпадают, коробочка откладывается в сторону. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом: Нужно найти пары всех коробочек. (получают очередную деталь снеговика)
Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме
Уточнение знаний о жизни белки зимой, развитие речи








Развитие слуховых ощущений; фонетического слуха, мелкой моторики




Физкульт- минутка Цель: развитие двигательной моторики
Объясняет. -Давайте поиграем с белочкой в снежки, - Запасем по 3 снежка, скомкайте бумагу.
Заготавливают по 3 снежка. Встают друг напротив друга, на расстоянии и стараются попасть.

Развитие двигательной и мелкой моторики



К кому мы теперь отправимся в гости? На доске ребус (приложение №5) - Что вы знаете о жизни волка зимой?
- Найдите по схеме (приложение №4)

- Охотясь на опушке за зайцами, волк видел, как дети лепили снеговиков. А теперь не может точно вспомнить, что держал каждый снеговик? Помогите, пожалуйста, волку.
Возьмите конверт №4 (приложение №7) Объясняет задание. -Рассмотрите в течение 1 мин, а затем назовите, что держал каждый снеговик.

Учитель прикрепляет к доске рисунок в формате А3. Проверяет задание.
Отгадывают ребус: ВОЛК
Уточняют знания о жизни волка зимой.
Находят по схеме и показывают, на плане на доске, подробно проговаривая.




Берут задание №4, выполняют задание.



Проверяют задание. Называют, что держал каждый снеговик, неправильные ответы исправляют. (получают очередную деталь снеговика)


Уточнение знаний о жизни волка зимой, развитие речи







Развитие концентрации внимания, развитие зрительной памяти и внимания


Физкульт- минутка Цель: развитие двигательной моторики
Объясняет. -Идем дальше. Пройдем как серый волк, который ищет, рыщет в поисках добычи.

Имитируют движение волка.
Развитие двигательной моторики



К кому мы теперь отправимся в гости? -Отгадайте загадку. Хитрая плутовка Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это?... (лиса)
-Что вы знаете о жизни лисы зимой?

Найдите по схеме.



Игра «Танграм». - Возьмите пакетики с игрой «Танграм» и сложите силуэт лисы. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться подсказкой, она есть у вас в приложениях.
Учитель проходит вокруг парт, проверяет задание.

Отгадывают загадку ЛИСА





Уточняют знания о жизни лисицы зимой.

Находят по схеме и показывают, на плане на доске, подробно проговаривая. .





Выполняют задание. Берут пакет с деталями, контур лисы, но еще в приложениях на столе есть контур с внутренними линиями. Дети которые, затрудняются могут им воспользоваться. (получают очередную деталь снеговика)






Уточнение знаний о жизни лисы зимой, развитие речи
Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме





Развитие мелкой моторики, логики, мышления, анализа и синтеза, умение из частей сложить целое



Физкульт- минутка Цель: развитие двигательной моторики
-Идем дальше. Пробежим, как хитрая лисица, заметая хвостиком следы.
Имитируют движение лисы.
Развитие двигательной моторики



К кому мы теперь отправимся в гости? -Отгадайте шифрограмму: АНИСИЦ, ОВОРАН, ЬДВМЕЕД, ЬНЕСИГР. - Какое слово лишнее? Медведь.
Найдите по схеме (приложение №4).


-Ребята, что медведь делает зимой? Как вы думаете, он видел снеговиков? Давайте сделаем рисунок снеговика специально для медведя.

Прикрепляет образец на доске. Выполняется работа по образцу.



Отгадывают шифрограмму



Находят по схеме и показывают, на плане на доске, подробно проговаривая путь.
Уточняют знания о жизни медведя зимой.


Рисуют в альбомах по штриховке снеговиков и штрихуют их, глядя на образец на доске. (получают очередную деталь снеговика)




Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме Уточнение знаний о жизни медведя зимой, развитие речи
Развитие умения выполнять по образцу, развитие мелкой моторики

Физкульт- минутка Цель: развитие двигательной моторики
- Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, отправляемся домой. - Переодеваемся. Обходят круг по классу, имитируют движения: снимают варежки; снимают пальто, вешают на вешалку; переодевают обувь, садятся за парты
Развитие двигательной моторики

III. Заключительная часть. Итог занятия. Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и трудностей, которые возникали при выполнении заданий

Рефлексия. Цель: сравнение своего результата с эталоном; сознательное оценивание своих действий, поступков. Объясняет задание. - За каждый этап выполненной работы вы получали деталь. - Сложите, пожалуйста, детали.
Звучит музыка, на экране картины зимнего леса
- Что у вас получилось? (приложение №9) Прикрепите к доске, получившийся результат.
- Вам понравилась прогулка по зимнему лесу? - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Где испытывали трудность? Как с этим справились?

- Возьмите листы рефлексии и покажите, пожалуйста, настроение которое у вас сейчас, после прогулки по зимнему лесу





Складывают снеговика, открепляя внешний листок двойного скотча и собирая целый рисунок.
Выходят к доске и прикрепляют снеговиков. Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. - Мы сегодня развивали ум.





По листам рефлексии показывают настроение Развитие мелкой моторики, логики, мышления, умение из частей сложить целое. Поддержание эмоционального настроя, создание ситуации успеха в результате всего занятия Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний Самооценка учащихся

© 2010-2022