- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-исследования на тему: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Урок-исследования на тему: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ИКОННИКОВА С.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-исследования: размножение и Развитие животных
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; расширения знаний обучающихся о многообразии животного мира. Развивающие: способствовать развитию навыка сравнения, сопоставления; формированию умения доказывать суждения, логически рассуждать, навыков наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать воспитанию любознательности, любви и бережного отношения к окружающему миру. Оборудование: картинки (медведь, питон, карась, курица, бабочка, лягушка); индивидуальные карточки для групп, для учащихся.
Сценарий урока I. Организация начала урока. Раз, два, три, четыре, пять - Вы друг другу улыбнитесь Урок пора нам начинать. И тихонечко садитесь. II. Проверка домашнего задания. 1. Выполнение индивидуальных заданий у доски. Задание 1. - Составить из карточек возможные цепи питания. (В наборе карточек слова: берёза, лось, волк, ястреб, ива, белая куропатка.) Ответ: берёза → лось → волк; ива → белая куропатка → ястреб.) Задание 2. - Соединить стрелкой группу животного с соответствующим представителем-обитателем. Лягушка Пресмыкающиеся Бабочка Страус Насекомые Крокодил Щука Звери Жаба Черепаха Земноводные Волк Мышь Рыбы Воробей Муравей Птицы Карась Задание 3. - Назвать отличительные черты каждой группы: звери; рыбы; птицы; насекомые; земноводные; пресмыкающиеся. Справочное бюро: перья; четыре ноги; чешуя; голая кожа; два крыла; шесть ног; роговые чешуйки; плавники; шерсть; крылья. Проверка. Звери: четыре ноги, шерсть. Рыбы: плавники, чешуя. Птицы: две ноги, два крыла, перья. Насекомые: шесть ног. Земноводные: четыре ноги, голая кожа. Пресмыкающиеся: четыре ноги, роговые чешуйки. 2. Фронтальный опрос. 1. Какая наука изучает животных? (Зоология.) 2. К какой группе животных относятся заяц, медведь, лиса? (Звери.) 3. Как называется группа животных, которая питается мухами, гусеницами и комарами? (Насекомоядные.) 4. Какая группа животных считается санитарами леса? (Хищные.) При проверке задается вопрос: - Почему хищников называют санитарами? 5. Какое звено пропущено в цепи питания: желудь → … → сова? (Мышь.) - У кого все ответы правильны? Молодцы! Вы хорошо усвоили материал о животных. III. Сообщение темы урока. - Вы знаете, что выделяют живые и неживые объекты природы. - Чем живые существа отличаются от неживой природы? Они дышат, питаются, размножаются, растут, умирают. Вы уже давно знакомитесь с окружающим миром и много знаете. Сегодня вы получите возможность применить свои знания на практике. А о ком пойдёт речь на нашем уроке, попробуйте догадаться сами. Домашние ласкаются, на суше, в небе и в воде, а дикие кусаются. лесные есть, болотные. Они повсюду и везде: Зовём мы их… (животные). - Сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему, а называется она: «размножение и развитие и животных». на уроке мы продолжим знакомиться с жизнью разных животных и узнаем, как размножаются и развиваются: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери. IV. Исследовательская работа. Работа в группах по карточкам. - Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. У вас на парте карточка, переверните её и прочитайте название животного. Подумайте: это представитель какой группы? У кого карточка с названием насекомого, садится за этот стол. Вы будете изучать насекомых. Учёные, которые изучают насекомых, называются энтомологами. У кого карточка с названием птицы, садится за второй стол. Учёные, которые изучают птиц, называются орнитологами. У кого карточка с названием рыбы, садится за третий стол. Учёные, которые изучают рыб, называются ихтиологами. У кого карточка с названием пресмыкающегося, садится за четвёртый стол. Учёные, которые изучают пресмыкающихся, называются герпетологами. У кого карточка с названием земноводного, садится за пятый стол. Учёные, которые изучают земноводных, называются батрахологами. У кого карточка с названием млекопитающего, садится за шестой стол. Учёные, которые изучают млекопитающих, называются териологами. В каждой группе нужно выбрать научного руководителя. Бабочка, комар, жук, пчела (насекомые). Окунь, пескарь, щука, карась (рыбы). Петух, синица, сорока, поползень (птицы). Лягушка, жаба, тритон, квакша (земноводные). Уж, ящерица, черепаха, змея (пресмыкающиеся). Медведь, лев, кошка, заяц (млекопитающие). - Проверим, готовы ли наши исследователи к работе, знают ли они особенности своей группы животных. Задание для групп: выделить признаки своей группы животных. (Перья, чешуя, голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки.) - Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете, всё ли мы знаем о группе животных и их представителях? Но прежде чем начать исследовательскую работу, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок. Итак, у людей - ребёнок, у кошки - котёнок… А дальше напишите, как называются детёныши у других животных. У лисы - … (лисёнок); у рыбы - … (малёк); у утки - … (утёнок); у кузнечика - … (личинка); у бабочки - … (гусеница); у змеи - … (змейка). Если учащиеся не знают ответ, учитель предлагает оставить место. - Почему получились разные ответы? (не всё знаем о животных.) V. Изучение нового материала. Беседа о размножении и развитии насекомых. - Скажите, пожалуйста, кто такой энтомолог? - Слово образовано с помощью двух корней: энтом и лог. «Логос» - это наука, мы знаем, а вот значение первого корня не знаем, но хотелось бы узнать. - Как вы думаете, а где мы можем познакомиться со значением данного слова? Значение слова мы можем узнать в Толковом словаре русского языка. Итак, в словаре написано, что энтомолог - это человек, изучающий насекомых. Значит, корень «энтом» означает «насекомое». - Послушайте загадку: • Расту червяком. Неподвижно вишу, Питаюсь листком, Но теплой весной Потом засыпаю, Я вновь оживаю Себя обмотаю, И, как птичка, порхаю. Не ем, не гляжу, (Бабочка.) - К какой группе животных относятся бабочки? (Насекомые.) - С размножением и развитием насекомых познакомимся на примере бабочки-крапивницы. - Почему ее так называют? (Ответы учащихся.) - Используя загадку и иллюстрацию в учебнике, составим этапы развития бабочки. Расту червяком, Питаюсь листком. - О каком червяке идет речь? (Личинка у бабочек называется гусеницей.) Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу. - Что происходит с гусеницей? (Превращается в куколку.) Но теплой весной я вновь оживаю И, как птичка, порхаю. - Что произошло с куколкой? (Она превратилась в бабочку.) В какое время года это произошло? (Весной.) - Не все бабочки проводят зиму куколками. У нашей бабочки-крапивницы весь этап развития происходит за лето. А зимой она прячется в щёлках. - А как появляются гусеницы? - Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях крапивы. - Назовем все этапы развития бабочки-крапивницы. - Составьте схему: яйцо → гусеница → куколка → взрослая бабочка. - Вы должны досказать слово в мой рассказ: Взрослая бабочка-крапивница откладывает… (яйца) на листьях крапивы, из них вылупляются… (гусеницы). Они питаются листьями крапивницы, быстро растут и превращаются в неподвижных… (куколок). Пройдет немного времени, и из куколок появятся взрослые… (бабочки). Рассказ учителя о размножении и развитии бабочек. Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки - крушинница, дневной павлиний глаз и другие - зимуют в оцепенении. Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Например, перламутровки свои яйца откладывают на фиалки. Зимуют молодые гусеницы, как правило, в свернутых сухих листьях среди опавшей листвы. Весной они развиваются быстро, окукливаются, а в мае уже появляются бабочки. Перламутровки второго поколения летают с июля по август. Работа по учебнику. - Откройте страницу 100. Что вы видите на рисунке? (Развитие бабочки и кузнечика.) - Что заметили в развитии кузнечика? (Нет гусеницы и куколки.) - С чего начинается развитие? - Что появляется из яйца? - На что похожа маленькая личинка? (Из яйца появляется личинка, похожая на маленького кузнечика. Подрастая, личинка несколько раз сбрасывает шкурку и с каждым разом становится всё крупнее). - Личинки кузнечика очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое - большое и с крыльями. - К какой группе животных относятся кузнечики? (Насекомые.) - Какой можно сделать вывод? (У насекомых процесс развития разный.)
Физкультминутка Утром бабочка проснулась. Потянулась, Улыбнулась. Раз - росой она умылась. Два - изящно покружилась. Три - нагнулась и присела. На четыре - улетела. VI. Практическая работа. - Заполните графу «Насекомые» таблицы «Размножение и развитие животных»:
Группы животных
Размножение
Развитие
Насекомые
Откладывают яйца
Либо: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое (бабочка);
либо: яйцо → личинка → взрослое насекомое (кузнечик)
Рыбы
Откладывают икру
Икра → малёк → рыба
Земноводные
Откладывают икру
Икра → головастик → лягушка
Пресмыкающиеся
Откладывают яйца
Яйцо → детёныш → взрослое животное
Птицы
Откладывают яйца
Яйцо → птенец → взрослая птица
Млекопитающие
Рождают детёнышей
Детёныш → взрослое животное
Тест 1. Кто выкармливает детёнышей молоком? з) птицы; и) звери; к) рыбы. 2. Какое слово пропущено: икринка - … - рыба? с) личинка; т) малёк; у) головастик. 3. Какое животное относится к рыбам? м) дельфин; н) бегемот; о) карп. 4. Когда охота запрещена? в) зимой; г) весной; д) осенью. - Правильные ответы составили слово ИТОГ. IX. Итог урока. - Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы.) - Чем отличается размножение зверей от других животных? (Звери рождают детенышей.) - Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру.) - Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца.) - Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке. Какой вывод можно сделать о размножении животных? (Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца и икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых - личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб - головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых особей.) - Выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Я узнал (а) …». 2. «Мне бы хотелось…». Задание на выбор: 1) Подготовить индивидуальное сообщение о любом животном на изученную тему (доклад сопровождать показом иллюстраций). 2) Нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития или сделать фотографии о своем домашнем питомце и рассказать, как он заботится о своем потомстве. Чтение вывода в учебнике (с. 111). Домашнее задание: 1) Прочитать статью «размножение и развитие животных» в учебнике (с. 100-105). 2) Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 104). 3) Рабочая тетрадь, задания на с. 48-50.