Урок русского языка для 2 класса «Слова, у которых несколько значений»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе, по программе «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока

Составитель: Акиндинова Светлана Владимировна, учитель начальных классов Предмет: «Русский язык» Класс 2 Базовый учебник: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова «Русский язык» 1, 2 часть, М., «Академкнига/Учебник», 2013

Тема урока: «Слова, у которых несколько значений»

Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Задачи:

  1. Выяснить условия возникновения переносных значений у слова;

  2. Формировать умение определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

  4. Формировать умение употреблять в речи многозначные слова в разных значениях.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- ориентироваться на страницах учебника и в содержании;

- использовать приобретённые знания;

- на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные умения:

- выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать умение высказывать своё предположение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём;

- прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные умения:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- развитие умения слушать и понимать других, работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- точно и полно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией.

Предметные умения

- выяснить причину появления многозначных слов;

- научить правильно читать словарную статью;

- определять корень в словах с помощью родственных слов;



Структура и ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

- Урок русского языка.

Все к уроку вы готовы,

Чтоб узнать о чём-то новом?

Настройтесь на урок, пожелайте соседу успехов и удачи в работе.

- Что ждёте вы от урока?

Равняются у своих мест.

Желают соседу удачи, успехов.

- Новых открытий.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний

- Какую тему закончили изучать?

- Определите по содержанию учебника тему сегодняшнего урока.

- Что общего в названии тем?

- Что такое слово?

- На какой странице будем работать?

- Найдите страницу. Ещё раз прочитайте тему урока.

- Чем необычны будут слова в новой теме?

- Приведите примеры таких слов.

- «Слово и формы этого слова. Родственные слова»

- «Слова, у которых несколько значений»

- В названии обеих тем есть слово «Слова - слово»

- Основная единица языка. Состоит из звуков, имеет значение.

- Страница 100

- Они будут иметь несколько значений.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

3. Целеполагание

- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

- А зачем нужно знакомиться с такими словами?

- Кто принимает такую цель?

Тогда вперёд - за новыми знаниями!

- Рассмотрите страницы учебника, где размещён материал урока. Что нам потребуется, для достижения цели?

Д Познакомиться …

Учиться …

- Чтобы точно и грамотно формулировать свои мысли, правильно писать.

Поиск учащимися страницы учебника.

- Умение внимательно читать задания, думать. Знания по изученным темам. Пособия - толковый словарь.

Регулятивные

(формулирование темы урока, цели, задач урока)

Личностные: принятие цели

4. Планирование деятельности

- Обсудите в паре план работы на уроке.



- Кто готов поделиться своим мнением?

- Вместо убранного пункта я добавлю важный и нужный пункт плана.

Находят в учебнике на с.100-105 условные знаки и задания к уроку.

На доске:

План работы:

1. Учиться находить в тексте и словаре слова, у которых несколько значений.

2. Объяснять сходство значений слова.

3. Узнать название слов с несколькими значениями.

4. Уметь составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями.

5. Узнать, как оформлять на письме предложение.

Дети в парах обсуждают пункты плана и определяют, что необходимо в плане оставить, а что убрать.

- Мы решили, что последний пункт плана не нужен. Это мы умеем делать. А остальные пункты подходят к теме урока.

На доску прикрепить:

5. Выяснить, существуют ли в языке слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникатив-ные: работа в парах

5. Изучение нового материала











Динамическая минутка

- Выполняем задание на стр.100. - Прослушайте отрывок из стихотворения Кристины Россетти (Читает учитель)

- Прочитайте задание к стихотворению.

- Предположите, почему головка булавки называется головкой? Воспользуйтесь иллюстрацией.

-Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека.

- Определите по пиктограмме, какое пособие нам в этом поможет разобраться.

- Откройте словарь и найдите это слово (стр. 103). Первое значение слова прочитает Максим, второе - Вика.

- Вы прочитали словарную статью.

Сколько раз записано слово ГОЛОВКА в Толковом словаре?

-Что же это означает?

- Проверим, правильный вывод мы сделали. Воспользуемся подсказкой Летучей Мыши.

-Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами.

- Продолжаем работу с текстом стихотворения.

- Прочитайте вторую строчку стихотворения.

- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? Посмотрите на рисунок.

- Как вы думаете, слово НОСИК ЧЕЛОВЕКА и НОСИК ЧАЙНИКА это два разных слова или одно и то же слово с разными значениями? Сколько раз оно будет записано в словаре?

-Давайте проверим это. Найдите слово НОСИК в толковом словаре. (стр.117)

-Теперь сможете объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель? На что они похожи?

- А какие ещё слова были даны в тексте стихотворения?

- Обсудите задания по этим словам в паре страница 102. Время для работы - 4 минуты.

- Проверим. Что вы выяснили?

- Посмотрим на план работы. Чему научились? А теперь давайте выясним, почему одним словом названы разные предметы? Посмотрите ещё раз на рисунок.

- Правильно ли мы высказали предположение - узнаем в подсказке Летучей мыши на стр. 102 учебника.

- Продолжим работать в паре. А сможете ли вы сами найти слово, у которого несколько значений и объяснить значения? Выполняете упражнение на странице 102.

- Проверим вашу работу. Есть ли в тексте слово с разными значениями? На какие вопросы просят ответить авторы?

- Посмотрим на план. Какую задачу выполнили?

- Какой следующий пункт плана?

- Где можно это узнать?

- Прочитайте его про себя.

- Кто прочитал надпись - встаньте.

- Прочитаем вслух.

- Итак, как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?

- Садитесь.

-Перечитай первую строчку стихотворения. Почему головка булавки называется ГОЛОВКОЙ? На что она похожа?

- Как ты думаешь слово ГОЛОВКА в словосочетании ГОЛОВКА БУЛАВКИ и ГОЛОВКА РЕБЁНКА - это разные слова или одно слово, у которого разные значения? Почему?

Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Толковому словарю»

Дети читают значения слова ГОЛОВКА

- Один раз.

- Это одно слово с разными значениями.

Чтение вслух детьми подсказки.

Самостоятельное прочтение

Предположения детей.

Чтение определений слова

Учащиеся высказывают свое мнение

Дети читают словарную статью.

- Ушко иголки так назвали из-за сходства с обычным ухом…

- КИСТИ и ГЛАЗОК

Учащиеся работают в паре по вопросам на стр.102.

Своё решение озвучивает одна из пар. Остальные соглашаются или не соглашаются.

- Находить в тексте и словаре слова, у которых несколько значений.

- Потому, что похожи сами предметы по форме, строению.

Читают подсказку

- Да. Слово ШИШКИ.

Читают вопросы.

- Научились объяснять сходство значений слова.

- Узнать название слов с несколькими значениями.

- В учебнике на плакате Летучей Мыши.

- Такие слова можно назвать многозначными.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.

Познавательные:

поиск информации в учебных словарях.



Коммуникативные: работа в паре.


Познавательные: поиск информации в учебной книге.


Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные: работа в парах.

6. Первичное закрепление



7. Распознавание многозначных слов и слов одинаково звучащих (омонимов)







- А сейчас - к следующему пункту плана.

- Составьте и запишите предложения со словом ШИШКИ, употребляя его в разных значениях.

- Поменяемся тетрадями.

- Кому понравилось предложение соседа по парте? Зачитайте его, объясните значение слова ШИШКИ.

- Отметьте на полях, как вы поняли, что такое многозначные слова.

- Продолжаем работу по учебнику.

- На стр. 103 прочитайте стихотворение Марины Бородицкой.

- Есть ли в тексте многозначное слово?

- Какие?

- Скажите, слова Галька и галька - разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения?

- Конечно, это 2 разных слова. Галька-это имя девочки, а галька - это название мелких гладких камешков. Они даже пишутся по-разному. Почему?

- Это не многозначные слова. Значит, есть такие слова в языке, которые звучат одинаково, но имеют разные значения.

- Обратите внимание на последний пункт плана. Продолжим различать многозначные слова и слова, одинаково звучащие, но не имеющие в значении ничего общего.

- На стр. 103 учебника записано стихотворение Якова Козловского про норку и лисичек. Прочитайте его.

- Есть ли здесь многозначные слова?

- Посмотрите, слово норка дважды помечено звёздочками. Это одно слова или два разных слова? А лисички?

- Прочитаем, как думают Миша и Маша и сделаем вывод.

-Правильно! Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звёздочку. Если у каждого из похожих слов своё значение, то в Толковом словаре каждое будет записано отдельно, т.е. будут записаны два разных слова ЛИСИЧКА, будут записаны два разных слова НОРКА, которые случайно звучат и пишутся одинаково.

- Давайте уточним это: обратимся к Толковому словарю.

Слово ЛИСИЧКА записано два раза, потому что ЛИСИЧКА (гриб) и ЛИСИЧКА (животное) - это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-животным: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.

-Слова НОРКА-зверёк и НОРКА-жилище животных не имеют связи и сходства, это два разных слова, поэтому в Толковом словаре будут записаны два слова НОРКА.

- Какой вывод сделаем?

- А вот почему теперь они считаются разными, разобраться помогут корень слова и родственные слова.

Выполним упражнение 73 на странице 105.

Прочитайте задание.

- Уметь составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями.


Дети ставят на полях +, ?, -

- Многозначного слова нет, но есть слова, совпадающие по звучанию, но совсем не похожие.

- Галька (имя) и галька (камешки)

Ответы детей.

( Подсказка на странице 102)


Чтение стихотворения учащимися

Мнение детей.

Чтение высказываний Миши и Маши в учебнике на стр.104.


Нахождение слов в словаре.


- Слова НОРКА (жилице) и НОРКА (зверь) - два разных слова. Сейчас слова ЛИСИЧКА (гриб) и ЛИСИЧКА (животное) - два разных слова, но когда-то было одно слово с разными значениями. Предметы были похожи по цвету.

Познавательные:

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.




Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Запишите слова в обоих значениях. Определите, какому из слов будут являться слова лисий и лиса родственными. Выделите корень.

- Как определили корень слова?

Какой корень в слове ЛИСИЧКИ (гриб)?

- Грибы лисички относятся к семейству лисичковые и поэтому в качестве родственного слова подойдёт слово ЛИСИЧКОВЫЕ.

- Назовите корень в слове ЛИСИЧКИ (животные)

Дети выполняют задание из учебника, комментируют.

- Подобрали родственные слова.

- Лисичк.

- Лис. И к нему приписали слова ЛИСА, ЛИСИЙ. В них тоже выделили корень ЛИС.

Познавательные:

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности

(итог урока)




- Подведём итоги. Вспомните, какую цель поставили в начале урока? Все ли намеченные задачи выполнили? Кто достиг цели?

- Что узнали? Чему научились?

- Дома вы найдёте в словаре многозначное слово, составите и запишите предложения с этим словом в разных значениях.

- Оцените свою работу на уроке. Отметьте цветовым знаком, как вы поняли новый материал.

- Кто хочет поделиться своей самооценкой?

Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.


З Ö- всё понял, могу поделиться знаниями

Ж Ö - понятно, но ещё нужно поработать, есть сомнения

К Ö - было трудно, нужна помощь

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.


Акиндинова Светлана Владимировна, МОУ «Начальная школа-детский сад № 109 «Букварёнок» города Вологды

© 2010-2022