- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка для 2 класса «Слова, у которых несколько значений»
Урок русского языка для 2 класса «Слова, у которых несколько значений»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Акиндинова С.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе, по программе «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта урока
Составитель: Акиндинова Светлана Владимировна, учитель начальных классов Предмет: «Русский язык» Класс 2 Базовый учебник: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова «Русский язык» 1, 2 часть, М., «Академкнига/Учебник», 2013
Тема урока: «Слова, у которых несколько значений»
Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Задачи:
-
Выяснить условия возникновения переносных значений у слова;
-
Формировать умение определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
-
Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
-
Формировать умение употреблять в речи многозначные слова в разных значениях.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- ориентироваться на страницах учебника и в содержании;
- использовать приобретённые знания;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные умения:
- выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- развивать умение высказывать своё предположение;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём;
- прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные умения:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- развитие умения слушать и понимать других, работать в паре;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- точно и полно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией.
Предметные умения
- выяснить причину появления многозначных слов;
- научить правильно читать словарную статью;
- определять корень в словах с помощью родственных слов;
Структура и ход урока:
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация
- Урок русского языка.
Все к уроку вы готовы,
Чтоб узнать о чём-то новом?
Настройтесь на урок, пожелайте соседу успехов и удачи в работе.
- Что ждёте вы от урока?
Равняются у своих мест.
Желают соседу удачи, успехов.
- Новых открытий.
Личностные:
положительный эмоциональный настрой на урок.
2. Актуализация знаний
- Какую тему закончили изучать?
- Определите по содержанию учебника тему сегодняшнего урока.
- Что общего в названии тем?
- Что такое слово?
- На какой странице будем работать?
- Найдите страницу. Ещё раз прочитайте тему урока.
- Чем необычны будут слова в новой теме?
- Приведите примеры таких слов.
- «Слово и формы этого слова. Родственные слова»
- «Слова, у которых несколько значений»
- В названии обеих тем есть слово «Слова - слово»
- Основная единица языка. Состоит из звуков, имеет значение.
- Страница 100
- Они будут иметь несколько значений.
Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные:
постановка учебной задачи самостоятельно.
3. Целеполагание
- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
- А зачем нужно знакомиться с такими словами?
- Кто принимает такую цель?
Тогда вперёд - за новыми знаниями!
- Рассмотрите страницы учебника, где размещён материал урока. Что нам потребуется, для достижения цели?
Д Познакомиться …
Учиться …
- Чтобы точно и грамотно формулировать свои мысли, правильно писать.
Поиск учащимися страницы учебника.
- Умение внимательно читать задания, думать. Знания по изученным темам. Пособия - толковый словарь.
Регулятивные
(формулирование темы урока, цели, задач урока)
Личностные: принятие цели
4. Планирование деятельности
- Обсудите в паре план работы на уроке.
- Кто готов поделиться своим мнением?
- Вместо убранного пункта я добавлю важный и нужный пункт плана.
Находят в учебнике на с.100-105 условные знаки и задания к уроку.
На доске:
План работы:
1. Учиться находить в тексте и словаре слова, у которых несколько значений.
2. Объяснять сходство значений слова.
3. Узнать название слов с несколькими значениями.
4. Уметь составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями.
5. Узнать, как оформлять на письме предложение.
Дети в парах обсуждают пункты плана и определяют, что необходимо в плане оставить, а что убрать.
- Мы решили, что последний пункт плана не нужен. Это мы умеем делать. А остальные пункты подходят к теме урока.
На доску прикрепить:
5. Выяснить, существуют ли в языке слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения.
Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные:
работа по совместно составленному плану.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Коммуникатив-ные: работа в парах
5. Изучение нового материала
Динамическая минутка
- Выполняем задание на стр.100. - Прослушайте отрывок из стихотворения Кристины Россетти (Читает учитель)
- Прочитайте задание к стихотворению.
- Предположите, почему головка булавки называется головкой? Воспользуйтесь иллюстрацией.
-Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека.
- Определите по пиктограмме, какое пособие нам в этом поможет разобраться.
- Откройте словарь и найдите это слово (стр. 103). Первое значение слова прочитает Максим, второе - Вика.
- Вы прочитали словарную статью.
Сколько раз записано слово ГОЛОВКА в Толковом словаре?
-Что же это означает?
- Проверим, правильный вывод мы сделали. Воспользуемся подсказкой Летучей Мыши.
-Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами.
- Продолжаем работу с текстом стихотворения.
- Прочитайте вторую строчку стихотворения.
- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? Посмотрите на рисунок.
- Как вы думаете, слово НОСИК ЧЕЛОВЕКА и НОСИК ЧАЙНИКА это два разных слова или одно и то же слово с разными значениями? Сколько раз оно будет записано в словаре?
-Давайте проверим это. Найдите слово НОСИК в толковом словаре. (стр.117)
-Теперь сможете объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель? На что они похожи?
- А какие ещё слова были даны в тексте стихотворения?
- Обсудите задания по этим словам в паре страница 102. Время для работы - 4 минуты.
- Проверим. Что вы выяснили?
- Посмотрим на план работы. Чему научились? А теперь давайте выясним, почему одним словом названы разные предметы? Посмотрите ещё раз на рисунок.
- Правильно ли мы высказали предположение - узнаем в подсказке Летучей мыши на стр. 102 учебника.
- Продолжим работать в паре. А сможете ли вы сами найти слово, у которого несколько значений и объяснить значения? Выполняете упражнение на странице 102.
- Проверим вашу работу. Есть ли в тексте слово с разными значениями? На какие вопросы просят ответить авторы?
- Посмотрим на план. Какую задачу выполнили?
- Какой следующий пункт плана?
- Где можно это узнать?
- Прочитайте его про себя.
- Кто прочитал надпись - встаньте.
- Прочитаем вслух.
- Итак, как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?
- Садитесь.
-Перечитай первую строчку стихотворения. Почему головка булавки называется ГОЛОВКОЙ? На что она похожа?
- Как ты думаешь слово ГОЛОВКА в словосочетании ГОЛОВКА БУЛАВКИ и ГОЛОВКА РЕБЁНКА - это разные слова или одно слово, у которого разные значения? Почему?
Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Толковому словарю»
Дети читают значения слова ГОЛОВКА
- Один раз.
- Это одно слово с разными значениями.
Чтение вслух детьми подсказки.
Самостоятельное прочтение
Предположения детей.
Чтение определений слова
Учащиеся высказывают свое мнение
Дети читают словарную статью.
- Ушко иголки так назвали из-за сходства с обычным ухом…
- КИСТИ и ГЛАЗОК
Учащиеся работают в паре по вопросам на стр.102.
Своё решение озвучивает одна из пар. Остальные соглашаются или не соглашаются.
- Находить в тексте и словаре слова, у которых несколько значений.
- Потому, что похожи сами предметы по форме, строению.
Читают подсказку
- Да. Слово ШИШКИ.
Читают вопросы.
- Научились объяснять сходство значений слова.
- Узнать название слов с несколькими значениями.
- В учебнике на плакате Летучей Мыши.
- Такие слова можно назвать многозначными.
Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные:
работа по совместно составленному плану.
Познавательные:
поиск информации в учебных словарях.
Коммуникативные: работа в паре.
Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Коммуникативные: работа в парах.
6. Первичное закрепление
7. Распознавание многозначных слов и слов одинаково звучащих (омонимов)
- А сейчас - к следующему пункту плана.
- Составьте и запишите предложения со словом ШИШКИ, употребляя его в разных значениях.
- Поменяемся тетрадями.
- Кому понравилось предложение соседа по парте? Зачитайте его, объясните значение слова ШИШКИ.
- Отметьте на полях, как вы поняли, что такое многозначные слова.
- Продолжаем работу по учебнику.
- На стр. 103 прочитайте стихотворение Марины Бородицкой.
- Есть ли в тексте многозначное слово?
- Какие?
- Скажите, слова Галька и галька - разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения?
- Конечно, это 2 разных слова. Галька-это имя девочки, а галька - это название мелких гладких камешков. Они даже пишутся по-разному. Почему?
- Это не многозначные слова. Значит, есть такие слова в языке, которые звучат одинаково, но имеют разные значения.
- Обратите внимание на последний пункт плана. Продолжим различать многозначные слова и слова, одинаково звучащие, но не имеющие в значении ничего общего.
- На стр. 103 учебника записано стихотворение Якова Козловского про норку и лисичек. Прочитайте его.
- Есть ли здесь многозначные слова?
- Посмотрите, слово норка дважды помечено звёздочками. Это одно слова или два разных слова? А лисички?
- Прочитаем, как думают Миша и Маша и сделаем вывод.
-Правильно! Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звёздочку. Если у каждого из похожих слов своё значение, то в Толковом словаре каждое будет записано отдельно, т.е. будут записаны два разных слова ЛИСИЧКА, будут записаны два разных слова НОРКА, которые случайно звучат и пишутся одинаково.
- Давайте уточним это: обратимся к Толковому словарю.
Слово ЛИСИЧКА записано два раза, потому что ЛИСИЧКА (гриб) и ЛИСИЧКА (животное) - это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-животным: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.
-Слова НОРКА-зверёк и НОРКА-жилище животных не имеют связи и сходства, это два разных слова, поэтому в Толковом словаре будут записаны два слова НОРКА.
- Какой вывод сделаем?
- А вот почему теперь они считаются разными, разобраться помогут корень слова и родственные слова.
Выполним упражнение 73 на странице 105.
Прочитайте задание.
- Уметь составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями.
Дети ставят на полях +, ?, -
- Многозначного слова нет, но есть слова, совпадающие по звучанию, но совсем не похожие.
- Галька (имя) и галька (камешки)
Ответы детей.
( Подсказка на странице 102)
Чтение стихотворения учащимися
Мнение детей.
Чтение высказываний Миши и Маши в учебнике на стр.104.
Нахождение слов в словаре.
- Слова НОРКА (жилице) и НОРКА (зверь) - два разных слова. Сейчас слова ЛИСИЧКА (гриб) и ЛИСИЧКА (животное) - два разных слова, но когда-то было одно слово с разными значениями. Предметы были похожи по цвету.
Познавательные:
поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
- Запишите слова в обоих значениях. Определите, какому из слов будут являться слова лисий и лиса родственными. Выделите корень.
- Как определили корень слова?
Какой корень в слове ЛИСИЧКИ (гриб)?
- Грибы лисички относятся к семейству лисичковые и поэтому в качестве родственного слова подойдёт слово ЛИСИЧКОВЫЕ.
- Назовите корень в слове ЛИСИЧКИ (животные)
Дети выполняют задание из учебника, комментируют.
- Подобрали родственные слова.
- Лисичк.
- Лис. И к нему приписали слова ЛИСА, ЛИСИЙ. В них тоже выделили корень ЛИС.
Познавательные:
поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности
(итог урока)
- Подведём итоги. Вспомните, какую цель поставили в начале урока? Все ли намеченные задачи выполнили? Кто достиг цели?
- Что узнали? Чему научились?
- Дома вы найдёте в словаре многозначное слово, составите и запишите предложения с этим словом в разных значениях.
- Оцените свою работу на уроке. Отметьте цветовым знаком, как вы поняли новый материал.
- Кто хочет поделиться своей самооценкой?
Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.
З Ö- всё понял, могу поделиться знаниями
Ж Ö - понятно, но ещё нужно поработать, есть сомнения
К Ö - было трудно, нужна помощь
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
Акиндинова Светлана Владимировна, МОУ «Начальная школа-детский сад № 109 «Букварёнок» города Вологды