Конспект урока по русскому языку на тему Образование суффиксов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА




Предмет, класс: Русский язык , 2 класс «А»

Тема урока: Образование слов при помощи

суффиксов

Программа: УМК под ред. Н.Ф. Виноградовой

«Начальная школа XXI века»


Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

Ермакова Марина Сергеевна

Дата выполнения: ноябрь 2015 г.



Тема урока: Образование слов при помощи суффиксов Цель урока: 1. Образовательная - познакомить с новыми суффиксами, ввести термин «суффиксальный способ» образования слов; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма. 2. Воспитательная - привитие детям любви к родному языку, умение владеть им, совершенствовать свои знания. 3. Развивающая - расширение словаря учащегося, знакомство с новыми словами; развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций. Тип урока: Комбинированный Оборудование: - Русский язык (учебник для 2 класса нач. школы в 2-х частях ч.1 С.В.Иванов) - записи на доске; - проектор; - кроссворд; - карточки со словарным словом; - картинки «ягоды», «куст ягоды»; - карточки с упражнением по чистописанию.






















Структура урока:



  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного
  3. Чистописание
  4. Словарно-орфографическая работа
  5. Изучение нового материала
  6. Закрепление нового материала
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

































1. Организационный момент -Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Посмотрите на меня. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2.Повторение изученного - Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «Классная работа» (я говорю и показываю на доске) - Прочитайте написанные на доске слова: (один ученик читает вслух) дорога ворона собака работа - Найдите в данных словах общее (Данные слова - имя существительное, словарные слова, ударение на 2 слоге, по 3 слога, во всех словах имеются только твердые согласные)
3. Минутка чистописания - Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему минутки чистописания. (работа - безударный гласный «а». Значит, мы будем писать на минутке чистописания букву «а») - Определите порядок следования букв в данном ряду: абп авф агк а…. (строчная «а» чередуется с буквами, обозначающие парные согласные звуки) - Назовите все парные согласные. Напишите этот ряд букв до конца строки, ориентируясь на алфавит или ленту памяти. (Дети пишут. Карточку с упражнением по чистописанию даю Хореву, Шишканову, Новикову. Напоминаю о правильной посадке)
4. Словарно-орфографическая работа - Приготовила задание, это кроссворд. Вы должны вписать в квадратики 5 слов по горизонтали и легко прочитаете зашифрованное слово по вертикали. Это новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. ( На парте у каждого ученика кроссворд)(Приложение №1).
- Какое получилось слово? (ягода, вывешиваю карточку со словом ягода) - Какие ягоды вы знаете? (малины, черники, ежевики, клюквы, брусники, голубики, смородины, клубники, земляники, винограда, вишни, черешни, крыжовника, рябины, калины, облепихи, барбариса, кизила, боярышника, морошки, жимолости, арбуза …) Самая крупная ягода - арбуз. Вывешиваю на доску рисунок «ягоды». - Как вы понимаете слово «ягода»? (Это плод). - Какой это плод? (сочный, небольшой …) - Где растут ягоды? (кустарники, полукустарники, трава) - Скажите полностью, что такое ягода? (ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах) - Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря) - У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем. Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса - ода слово «агода», которое затем превратилось в «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло». Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса - од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). - Прочитаем слово «ягода» орфографически. Как это? (читаю, четко проговаривая каждый звук) - Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? (читаю так, как говорю) - Различается ли произношение и написание? (да) - К какой части речи относится словарное слово? (это имя существительное) - Запишите слово «ягода» в тетрадь и в словарик. (пишу на доске слово) - Поставьте ударение. - Определите трудность его написания (непроверяемый безударный гласный «о») - Запомнить написание этого слова нам поможет карточка (показ, Приложение №2) - Что изображено на рисунке? (год) - Повторяем несколько раз: год, год, год … (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам) - Какое слово поможет запомнить написание слова «ягода». (год) - Составим словосочетания со словом «ягода». (ягодный месяц, недозрелая, ароматная, душистая, красная, сушеная, ранняя, последняя … ) -Придумайте предложения с этим словом. (Арбуз - это самая большая ягода. Дети отправились в лес за ягодами).






Физкультминутка «Ягода». Вот так ягода! Она соку сладкого полна. Руку протяните, Ягоду сорвите. Стал ветер веточку качать. И трудно ягодку достать Присяду, руку протяну И быстро ягоду сорву. Ах, какая ягода!
- Со словом ягода имеется довольно много пословиц. Выполним задание 1 на карточке. Прочитаем пословицы.

Красна яг…[т]ка - да на вку[с] г…рька.

Не с каждого цв…[т]ка яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.

С одной яг…[т]ки сыт не будешь. Собирай по яг…[т]ке - наберёшь кузовок. Вставьте пропущенные буквы. Спишите одну понравившуюся из пословиц (кто сможет - две). Проверка выполненной работы. Объяснение написания орфограмм и смысла пословиц. Со словом ягода есть и фразеологизмы. Задание 2. В левой стороне написаны фразеологические обороты, в правой - значения данных оборотов, но не по порядку. Объясните значение - соединив стрелками.
Одного поля ягода Это ещё ничего, дальше будет хуже
Это цветочки, а ягодки Поведение одного человека похоже на бКонспект урока по русскому языку на тему Образование суффиксов (2 класс)удут впереди поведение и поступки другого
Запретный плод Находится под запретом, вызывает повышенный интерес
Проверка.
5. Изучение нового материала
Найдите однокоренные слова в задании 2. Запишем в тетрадь (ученик у доски). Ягода, ягодка, ягодина, ягодный, ягодник, ягодница. (Приложение №3) - Так мы называем маленькую ягоду. Как же это слово образовалось? (-к-) - Я надела увеличительные очки и вижу не ягоду, а …. (ягодина) - Как мы назовем куст ягоды? (ягодный) - Место где растут, выращиваются ягоды (ягодник) - Как мы назовем сборщика ягод или продавца (разг.) (ягодница)

(В словах выделяем только суффиксы). - Для чего же служат суффиксы? Прочитайте вслух написанные на доске слова. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль. (Образование слов при помощи суффиксов) - Все слова образовали при помощи суффиксов. А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался? - Сегодня мы продолжим разговор о суффиксах и будем образовывать слова суффиксальным способом.


Физкультминутка

- подготовим пальчики к работе

1,2,3,4,5

Вышли пальцы погулять

- этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой;

- этот пальчик для того ….

Чтоб показывать его;

- этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине;

- этот пальчик безымянный

Он избалованный самый;

- а мизинчик хоть и мал

Очень ловок и удал. 6. Закрепление материала
Работа по учебнику - Учебник страничка 120. Прочитаем правило.
- Страничка 120, упр. 2. (по вариантам) 1 вариант 2 вариант
Голос + ист = голосистый Серебро + ист = серебристый Дети + ск = детский Февраль + ск = февральский Сад + ов = садовый Береза + ов = березовый Коллективная проверка
- Страничка 121, упр. 5 (работа в паре) Дружить + б = дружба Ходить + б = ходьба Косить + б = косьба Стрелять + б = стрельба (Приложение №4, №5)
7. Домашнее задание - Страница 121, упр. 6, правило
8. Рефлексия Раздаю листочки «Оцени себя».


Оцени себя

И понял, и помог

Понял

Старался понять

Напрасно



Как ты потрудился на уроке?____
Спасибо за урок!


© 2010-2022