КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Чикирева Людмила Георгиевна
учитель начальных классов 1 категории
Классный час. Развитие коммуникации через понятие «ДРУЖБА» Цель занятия: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности. Задачи:
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
- способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям; уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы - объявления, фломастеры, тесты, карточки с поговорками, цветные листы «кирпичики», конверты со словами законов дружбы, маленькие листочки «кирпичики» для рефлексии. Участники: младшие школьники Предварительная работа: анкетирование (см. приложение 2) Ход занятия. - Организационный момент. Приветствие.
Предлагаю одному из учеников свою руку со словами: «Мы - друзья». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. - А теперь давайте улыбнемся друг другу. - Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе настоящей и ненастоящей, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем законы дружбы, построим ДОМ ДРУЖБЫ ПЕСНЯ «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
СЛАЙД - Что такое дружба?- спросила я у птицы. - Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: - Что такое дружба? - Это когда зайцу лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: - Дружба - что такое? - Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети. - Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг - это старый плюшевый мишка с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе плохо.
- Актуализация темы. Работа в группах.
- Вспомните мультфильм о крокодиле Гене, он был очень одинок. Ему нужен был друг. Ведь известно, что никто не может жить без близких и друзей. Давайте поможем Гене написать такое объявление, чтоб друзья у него сразу нашлись. ( СЛАЙД с кадром из мультфильма) - На столах у вас лежат заготовки объявлений и фломастеры. Предлагаю объединиться и написать одно, общее объявление. Как только ваше объявление будет готово, сразу размещайте его на доску в нашу газету «Ищу друга». (объявления готовы, дети дописывают) ОБЪЯВЛЕНИЕ Ищу друга, который был бы_________________ (дети вешают свои объявления на доску) - Возьмите фломастеры, встаньте, и познакомьтесь с объявлениями и на том, которое привлекло больше всего ваше внимание, поставьте крестик. Давайте посчитаем количество крестиков. - Почему вы выбрали именно эти объявления? - Коллективное обсуждение.
Послушайте притчу, которая называется «О дружбе». В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю. Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без друга забрали у них добычу. Пришло время стае снова идти на охоту, и повёл её молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивлённо спросил: «Но ведь в первую охоту стая напала на семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей ?» На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга». Вопросы для обсуждения: - Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?
- Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?
- Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей?
- Чему учит притча?
- Психологический тест. Приложение 1.
- Итак, мы выяснили, какими качествами должен обладать друг. - Давайте, разберёмся, а сами-то вы хорошие друзья? Для этого нужно выполнить психологический тест: «Умеете ли вы общаться с людьми?» - У каждого есть излюбленная манера общаться с людьми. Данный тест поможет определить, как вы общаетесь с одноклассниками и родными. Из трёх вариантов ответов (А, Б, В) подберите тот, который вам больше подходит. ПЕСНЯ «ДРУЖБА КРЕПКАЯ НЕ СЛОМАЕТСЯ»
- «Народная мудрость» СЛАЙД
А) «Продолжи пословицу». СЛАЙД - Все за одного, а один за ... (всех).
- С миру по нитке - голому ... (рубаха).
- Семеро одного ... (не ждут).
- Один в поле ... (не воин).
- Старый друг лучше ... (новых двух).
- Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).
- Без беды друга не ... (не узнаешь).
- Где лад, там и ... (клад).
Б) «Объясни поговорку». Работа в парах. СЛАЙД 1. Трусливый друг опаснее врага. (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную
минуту трусливый друг может испугаться и подвести). - Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей.
(хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться). - Неверный друг, что дырявая шуба.
(в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации). 4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает. (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг - это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше). - Кто себе друзей не ищет, самому себе враг.
(без надежных друзей человеку в жизни
тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом). - За что друг побранит, за то враг похвалит.
(твой враг хорошо видит, что для тебя на
самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет
тебя лицемерив хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная). - И много друзей - - мало, и мало врагов - много.
(много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг - это всегда зло, а даже маленькое зло - это всегда плохо). 6. Анализ анкеты. Совместное обсуждение. - А каким бы вы хотели видеть своего друга? Чего бы вы желали от друга? (Ответы учащихся. Зачитываю некоторые ответы учащихся на вопросы анкеты. Приложение 2) - Какие слова не совместимы с понятием «дружба»? (Ответы учащихся.) - Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимания. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки - помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью - он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. - Давайте попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник. Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни. Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Ровесник - человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток. 7. Игра. СЛАЙД К слову ДРУЖБА подберите другие слова, которые будут характеризовать настоящих друзей. Д-дружные, добрые, доброжелательные Р- разумные, радостные У-умные Ж-жизнерадостные Б-бодрые А-активные ПЕСНЯ «ВСЕ МЫ ДЕЛИМ ПОПОЛАМ»
- Заключительная часть
- На столах у вас лежат конверты, в них слова того закона, который вы будите составлять. Рядом лежит цветной лист - «кирпичик», ваша задача составить закон и наклеить его на лист и прикрепить на доску под «крышу». Законы дружбы
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет.
- Не обманывай друга.
- Не предавай друга.
- Относись к другу как к себе.
- Умей признавать свои ошибки.
- Посмотрите, у нас получился ДОМ ДРУЖБЫ. Если мы будем жить в нашем общем доме по этим законам, то у нас всегда будет много друзей, но главное в дружбе - всегда нужно начинать с самого себя. 9. Рефлексия: - В заключение предлагаю на наш ДОМ ДРУЖБЫ приклеить свои листочки - «кирпичики» с пожеланиями по поводу сегодняшнего урока. Если вам очень понравилось занятие, прикрепите голубые листочки, если не очень - жёлтые, а если совсем не понравилось, прикрепите красные листок. Надеюсь, теперь мы чаще будем замечать друг в друге хорошее и доброе. СЛАЙД Что для меня было сегодня самым интересным… Что важного для себя я взял сегодня… Я могу похвалить себя и своих одноклассников за… Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
ПЕСНЯ «ДРУЖБА КРЕПКАЯ…» СЛАЙД «Искренность отношений, правда в общении - вот дружба»
А. В. Суворов.
ДОМ ДРУЖБЫ
- Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость. Не смейся над недостатками друга. Останови друга, если он делает что-то плохое. Умей принять помощь, совет. Не обманывай друга. Не предавай друга. Относись к другу как к себе. Умей признавать свои ошибки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест «Умеете ли вы общаться с людьми?»
- В повседневной жизни вы обычно ведёте себя следующим образом:
А. Уравновешенно. Б. Легкомысленно. В. Крайне жестоко.
- Как вы поступаете, если без вашего разрешения что-то возьмут с вашего стола?
А. Отругаю. Б. Потребую вернуть. В. Узнаю, чем ещё можно помочь.
- Как вы думаете, каким человеком вас считают одноклассники?
А. Спокойным, независтливым. Б. Слишком самоуверенным. В. Дружелюбным.
- Будете ли вы искать пути к примирению после конфликта с одноклассниками?
А. Никогда. Б. Смотря по обстоятельствам. В. Обязательно.
- Как вы обычно ведёте себя, если возникает сложная ситуация?
А. Здраво. Б. Теряю самообладание. В. Внутренне закипаю.
- Что вы, как правило, предпринимаете, если дело совсем не ладится?
А. Смиряюсь. Б. Стараюсь найти ошибки. В. Ищу виновного.
- Как вы поступите, если вам предложат ответственное задание?
А. Конечно соглашусь. Б. Соглашусь, но с опаской. В. Откажусь - покой дороже.
- Какое животное из предложенного ряда вам наиболее симпатично?
А. Медведь. Б. Тигр. В. Домашняя кошка.
- Что вы посоветуете другу, если его кто-то обидит в школе?
А. Рассказать родителям. Б. Рассказать учителю. В. Посоветую дать сдачи.
- Что вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
А. Удовольствие. Б. Страх. В. Скуку.
Ключ к психологическому тесту:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
1
3
1
2
3
1
2
1
1
2
3
2
3
1
2
3
1
3
3
1
2
1
2
3
1
2
3
2
23 и более баллов: Вы очень агрессивны и неуравновешенны, бываете, жестоки по отношению к другим людям. Стремясь к успеху, можете идти по «головам». Критику в свой адрес воспринимаете очень болезненно. Вам стоит задуматься о том, правильно ли вы ведёте себя с людьми. От 18 до 22 баллов: Вы не агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она по существу. В жизни у вас всё благополучно - у вас для этого достаточно честолюбия. Старайтесь сохранять подобный стиль поведения! Менее 17 баллов: Вы очень покладисты, но не уверены в своих силах и возможностях. Боитесь критики начальства, а к критике одноклассников относитесь вполне терпимо. Побольше решительности и самостоятельности вам совсем не помешает!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета 1. Есть ли у тебя друг?
- Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?
- Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
- Какие проступки ты смог бы простить своему другу?
- Чего не смог бы ты простить ему?
- Всегда ли ты говоришь другу правду?
- Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?
- Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?
9.Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?