Программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

г. Нижний Новгород






Групповая программа

« Мы - граждане своей страны »











Выполнила: учитель начальных классов

Вильнова Вера Николаевна

















Г. Нижний Новгород

2014











Пояснительная записка 1. Актуальность. Современное социально- политическое и культурное развитие России на прогрессивной основе связано с преобразованием всех сфер её жизни и требует оптимистического духовного настроя её граждан. Наиболее ёмкой и глубокой формой выражения социального оптимизма выступает такое важное гражданское качество личности, как патриотизм. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен, всё более заметней стала утрата традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма у подростков и детей. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание подростком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Реализация данной программы позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. Я заметила, что большой процент несовершеннолетних, поступающих в наше учреждение, не владеют простейшими знаниями о своей Родине, родном крае, о своем земляке легендарном герое и патриоте своей родины Кузьме Минине. Особенно значима работа по развитию нравственно - патриотических чувств для детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Нравственно-патриотическое воспитание предполагает формирование у воспитанников центра общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов. Программа « Мы - граждане своей страны» включает в себя разные формы организации деятельности детей: занятия, дискуссии, беседы, экскурсии, игры, игровые ситуации, рисование, аппликация. Разнообразная деятельность поможет развить и укрепить у детей чувство любви и гордости к своей Родине, расширить знания по истории своего края. Дети приобретут знания о социально - нравственном поведении и научатся применять их в повседневной жизни. Разовьют творческие способности, фантазию на занятиях по знакомству с народными промыслами и традициями. 2. Аналитическое обоснование. Краткий анализ литературы по выбранной проблеме. Литература используется из многих областей знаний. Это воспитание, образование, психология, физиология. Используются книги и 80-х годов и книги, показывающие новые тенденции времени и общества. Список литературы огромен. Вот лишь основные авторы: Дьяченко О.М., Жуковская Р. И., Зосимовский А.В., Синова И.В., Иванов К.А., Соболева Н.А., Артамонов В.А., Лосев А.Ф., Поцелуев В.В., Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е, Дегтярёв А.И. Здесь и педагоги, и психологи, и историки. Из литературы этих авторов взято то, что поможет увлекательно и эффективно проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию подростков, поможет отследить усвоения детьми знаний о родной стране.
Диагностика. 1.Диагностический инструментарий. Диагностический инструментарий был использован из « Мониторинга патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»: методическое пособие авторов М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. Нравственно-патриотическое воспитание использует методики исследования представлений детей о родном городе, стране (государстве), других странах и государствах. При этом акцент делается на осознание ребёнком себя как гражданина государства, в котором он живёт. Сначала я изучила уровень представлений детей о том, в каком государстве он живёт (требуется назвать своё имя, отчество, фамилию, город, страну); государственную символику (герб, гимн, флаг России). Затем уровень познаний детей об истории и народной культуре, традициях и промыслах русского народа (предметы быта, жилище человека, русские народные праздники, знание образцов русских народных промыслов, народные игрушки, народные умельцы города). Следующий уровень историко-географический природный компонент (природные богатства России, любимый уголок природы в родном городе, животные нашего края; птицы нашего края, растительный мир). Последний уровень личностный компонент (отношение к себе и к окружающим, забота о своём здоровье, умение управлять своими чувствами, умение анализировать свои и чужие поступки). Для определения уровня сформированности личностного компонента я использовала моделирование и анализ проблемных воспитывающих ситуаций, наблюдала за действиями и поступками детей по отношению к сверстникам и взрослым в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях. 2.Обоснованность данной диагностики. Результаты исследований первичной (входящей диагностики) Фамилия, Имя ребёнка Родной город, символика России История народной культуры, традиции и промыслы Историко-географический природный компонент Личностный компонент 1 Данил П. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень 2 Татьяна Г. Средний уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 3 Дмитрий Х. Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень 4 Ольга К. Средний уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень 5 Оксана Г. Низкий уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень 6 Андрей А. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень 7 Любовь Б. Средний уровень Высокий уровень Высокий уровень Средний уровень 8 Ксения С. Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень 9 Андрей М. Высокий уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень 10 Сергей Р. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень 11 Александр Г. Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень 12 Максим Б. Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Высокий уровень

Из двенадцати обследованных мною детей восемь несовершеннолетних нуждаются в социально-реабилитационных мероприятиях. Исходя из этого социально-реабилитационная программа по нравственно - патриотическому воспитанию реализовывалась с восемью несовершеннолетними. У этих 8 несовершеннолетних выявлены средний и низкий уровни знаний о родной стране, родном крае.

Фамилия, Имя ребёнка

Родной город, символика России

Название города

Достопримеча -

тельности родного города

Название страны и столицы: Россия, Москва

Герб, флаг, гимн, России 1 Данил П.

_

_

+

_ 2 Татьяна Г.

+

_

+

_ 3 Дмитрий Х.

+

_

_

+ 4 Ольга К.

+

_

+

_ 5 Оксана Г.

+

_

_

_ 6 Андрей А.

_

_

+

_ 7 Сергей Р.

_

_

_

_ 8 Александр Г.

_

_

_

_
Программа по окружающему миру По первичному диагностическому обследованию можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний о родном городе, символике России не выявлено ни одного несовершеннолетнего, со средним уровнем знаний выявлено - 3 человека, с низким уровнем знаний - 5 человек.

Фамилия, Имя ребёнка

История народной культуры, традиции и промыслы

Предметы быта, жилище человека

Русские народные праздники

Знание образцов русских народных промыслов, народные игрушки

Народные умельцы города 1 Данил П.

+

_

_

_ 2 Татьяна Г.

+

_

_

_ 3 Дмитрий Х.

+

_

_

_ 4 Ольга К.

_

_

_

_ 5 Оксана Г.

+

+

_

_ 6 Андрей А.

_

+

_

_ 7 Сергей Р.

_

_

_

_ 8 Александр Г.

+

_

_

_

Программа по окружающему миру По первичному диагностическому обследованию можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний об истории народной культуры, традиций и промыслов не выявлено ни одного несовершеннолетнего, со средним уровнем знаний выявлено - 2 человека, с низким уровнем - 6 человек.

Фамилия, Имя ребёнка

Историко-географический природный компонент

Природные богатства России

Любимый уголок природы в родном городе

Животные нашего края; птицы нашего края

Растительный мир 1 Данил П.

_

_

+

_ 2 Татьяна Г.

_

+

+

_ 3 Дмитрий Х.

_

+

+

+ 4 Ольга К.

_

_

+

_ 5 Оксана Г.

+

_

+

_ 6 Андрей А.

_

_

+

_ 7 Сергей Р.

_

_

_

_ 8 Александр Г.

_

_

_

_

Программа по окружающему миру По первичному диагностическому обследованию можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний истории - географии, природы России выявлен один несовершеннолетний, со средним - 2человека, с низким уровнем - 5человек.

Фамилия, Имя ребёнка

Личностный компонент

Отношение к себе и к окружающим

Забота о своём здоровье

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки 1 Данил П.

+

_

_

_ 2 Татьяна Г.

+

+

+

_ 3 Дмитрий Х.

+

+

_

_ 4 Ольга К.

_

_

+

_ 5 Оксана Г.

+

+

_

_ 6 Андрей А.

_

_

+

_ 7 Сергей Р.

_

_

_

_ 8 Александр Г.

+

_

_

_

Программа по окружающему миру

По первичному диагностическому обследованию можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем личностных качеств выявлен один несовершеннолетний, со средним - 3человека, низкий уровень у 4 человек.



Результаты исследований итоговой (выходящей диагностики) Фамилия, Имя ребёнка Родной город, символика России История народной культуры, традиции и промыслы Историко-географический природный компонент Личностный компонент 1 Данил П. Средний уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень 2 Татьяна Г. Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень 3 Дмитрий Х. Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень 4 Ольга К. Высокий уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень 5 Оксана Г. Средний уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень 6 Андрей А. Средний уровень Высокий уровень Средний уровень Средний уровень 7 Сергей Р. Средний уровень Средний уровень Средний уровень Низкий уровень 8 Александр Г. Средний уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень

Фамилия, Имя ребёнка

Родной город, символика России

Название города

Достопримеча -

тельности родного города

Название страны и столицы: Россия, Москва

Герб, флаг, гимн, России 1 Данил П.

+

+

+

_ 2 Татьяна Г.

+

+

+

+ 3 Дмитрий Х.

+

+

+

+ 4 Ольга К.

+

+

+

+ 5 Оксана Г.

+

+

+

_ 6 Андрей А.

+

_

+

+ 7 Сергей Р.

+

+

+

_ 8 Александр Г.

+

+

_

_

Программа по окружающему миру

Фамилия, Имя ребёнка

История народной культуры, традиции и промыслы

Предметы быта, жилище человека

Русские народные праздники

Знание образцов русских народных промыслов, народные игрушки

Народные умельцы города 1 Данил П.

+

+

+

_ 2 Татьяна Г.

+

+

+

+ 3 Дмитрий Х.

+

+

+

_ 4 Ольга К.

+

+

+

_ 5 Оксана Г.

+

+

+

_ 6 Андрей А.

+

+

+

+ 7 Сергей Р.

+

+

+

_ 8 Александр Г.

+

+

+

_

Программа по окружающему миру

Фамилия, Имя ребёнка

Историко-географический природный компонент

Природные богатства России

Любимый уголок природы в родном городе

Животные нашего края; птицы нашего края

Растительный мир 1 Данил П.

+

+

+

+ 2 Татьяна Г.

+

+

+

+ 3 Дмитрий Х.

+

_

+

+ 4 Ольга К.

+

_

+

+ 5 Оксана Г.

+

+

+

+ 6 Андрей А.

+

_

+

_ 7 Сергей Р.

+

_

+

+ 8 Александр Г.

+

+

+

_
Программа по окружающему миру

Фамилия, Имя ребёнка

Личностный компонент

Отношение к себе и к окружающим

Забота о своём здоровье

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки 1 Данил П.

+

+

_

_ 2 Татьяна Г.

+

+

+

+ 3 Дмитрий Х.

+

+

+

_ 4 Ольга К.

+

+

+

+ 5 Оксана Г.

+

+

_

+ 6 Андрей А.

+

+

_

_ 7 Сергей Р.

+

-

_

_ 8 Александр Г.

+

+

+

_
Программа по окружающему миру

Родной город, символика России. Апрель Сентябрь Программа по окружающему мируПрограмма по окружающему миру

По результатам первичного и итогового диагностического обследования можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний о родном крае, символике не было ни одного человека, а по итогам - из низкого уровня знаний перешли в высокий - 3 человека. Со средним уровнем было - 3 человека, а по итогам - 5 человек, т.е. из низкого перешли в средний - 2 человека. Из этого видно, что имеются улучшения по блоку «Родной город, символика России».

История народной культуры, традиции и промыслы. Апрель Сентябрь Программа по окружающему мируПрограмма по окружающему миру По результатам первичного и итогового диагностического обследования можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний истории народной культуры, традиций и промыслов не было ни одного человека, а по итогам - из среднего уровня знаний перешли в высокий - 2 человека. Со средним уровнем было 2 несовершеннолетних, а по итогам - 6 человек, т.е. из низкого перешли в средний - 4человека. Из этого видно, что имеются улучшения по блоку «История народной культуры, традиции и промыслы».

Историко-географический природный компонент. Апрель Сентябрь

Программа по окружающему мируПрограмма по окружающему миру По результатам первичного и итогового диагностического обследования можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем знаний истории- географии, природы России был один несовершеннолетний, а по итогам - 4человека, т.е. из среднего перешли в высокий уровень - 3человека. Со средним уровнем было двое несовершеннолетних, а по итогам - 4 человека т.е. из низкого перешли в средний - 4человека. По этим результатам видны улучшения по блоку «Историко-географический природный компонент».

Личностный компонент. Апрель Сентябрь

Программа по окружающему мируПрограмма по окружающему миру
По результатам первичного и итогового диагностического обследования можно сделать следующие выводы: с высоким уровнем личностных качеств был один несовершеннолетний, а по итогам - 2 человека, т.е. из среднего уровня в высокий перешёл один несовершеннолетний. В средний уровень из низкого перешел 1 человек, всего со средним уровнем стало 5 - человек. На низком уровне остался один несовершеннолетний. Из этого видно, что имеются улучшения по блоку «Личностный компонент».

3. Цель программы. Способствовать формированию подростка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

4. Задачи: 1.Создать условия для формирования социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у подростков; 2.Содействовать формированию у подростков чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. 3.Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; 4.Развивать творческие способности, познакомить подростков с различными народными промыслами; 5.Воспитывать социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться. 5. Концептуальные основы программы. Программа актуальна, так как нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Ожегов С.И. определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Моя программа - это движение от воспитания нравственности у детей находящихся в трудной жизненной ситуации, к достижению наивысшей цели - воспитанию у них чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Я считаю, что моя программа актуальна, так как начинать работу по нравственно- патриотическому воспитанию у детей находящихся в трудной жизненной ситуации нужно с создания тёплой, уютной атмосферы. Каждый день детей в центре должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к дому, родной улице, друзьям, родному городу начинается формирование чувства любви к своему Отечеству.
В основу моей программы входят следующие принципы: Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика подростков. В процессе реализации программы дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - формы общения воспитателя с детьми. Принцип целесообразности - соответствие цели программы и занятий по программе, основным периодам умственного развития и социальной подготовки ребёнка; Принцип наглядности - широкое представление соответствующей познавательному материалу наглядности: иллюстраций, фотографий пейзажей, памятников, достопримечательностей. Принцип занимательности - материал занятий должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Концепция программы призвана способствовать значительной активации важнейшего для общества и государства направления воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций, а также повышению социальной активности в этом процессе. 6. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы.

  • Декларация ООН о правах ребенка.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Устав ГУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Балахнинского района».
  • Положение о деятельности стационарного отделения.
  • Должностная инструкция воспитателя.


7.Механизм реализации программы. Программа состоит из двух разделов: 1. Введение в мир социальной действительности. 2. Воспитание патриота-гражданина. Первый раздел решает задачи постижения детьми собственной значимости, раскрытия в себе человеческой природы, осознания общего для всех людей, включая человека в социально значимую продуктивную деятельность, ознакомление подростка с явлениями окружающего мира. Задачами второго раздела являются формирование интереса, любви и уважения к малой Родине; знакомство с лучшими традициями, народными промыслами России; воспитание гражданина и патриота, развитие чувства верности своему Отечеству, гордости за свою страну и народ. Материал программы может быть реализован как в специально отведенное для занятий время, так и во время прогулок. Предполагаются разнообразные формы организации деятельности детей-занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации и т. д. Характеристика группы: - возрастные: несовершеннолетние 9 -14 лет Социально - реабилитационная группа состоит из 2 несовершеннолетних, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в социально - опасном положении, 4 - безнадзорных, 2 - не имеющих места жительства. Все несовершеннолетние с девиантным, асоциальным поведением и социально - педагогической запущенностью. 3 несовершеннолетних посещают класс коррекционного обучения и 1 несовершеннолетняя обучается во вспомогательной школе VIII - вида. - количественные: 8 человек Можно проводить по подгруппам.





Этапы реализации Программы 1. Этап. Концептуальный Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формирование цели и задач программы. 2. Этап. Исходно-диагностический Разработка диагностического инструментария. 3. Этап. Формирующий Деятельность в соответствии с тематическим планированием. 4. Этап. Итогово - диагностический Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений.

Тематическое планирование

Направления деятельности, тема раздела, занятия (мероприятия) формы и виды деятельности

Цель

и задачи

Формы

Количество

часов

1

« Какой я?»

Воспитывать чувство собственного достоинства, развивать стремление совершенствовать себя.

Занятие

2

2

«Что такое дружба. Мои друзья»

Содействовать развитию понимания эмоционального состояния окружающих и учитывать это в общении. Воспитывать чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Беседа

1

3

« Вежливый человек. Что это значит?»

Вспомнить правила приветствия, историю этих правил. Вызвать желание у детей быть вежливым.

Занятие-дискуссия

1

4

«Настроение бывает разным»

Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека. Воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Занятие

2

5

«Учимся встречать гостей»

Закрепить и уточнить правила поведения при встрече гостей. Воспитывать вежливость, доброту, гостеприимство.

Игра-развлечение

1

6

Экскурсия по близлежащим улицам

Продолжить знакомство детей с объектами микрорайона. Развивать интерес к жизни родного города. Закрепить названия улиц микрорайона.

Экскурсия

2

7

« Наш родной город»

Познакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями. Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его.

Занятие

1

8

«Города России»

Расширить знания детей о родном городе и других городах России. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Занятие-дискуссия

2

9

Климатические зоны России

Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать образ, в представлении детей , огромной по территории Родины.

Занятие.

2

10

«Русский лес - чудесный лес»

Расширить представления детей о животном и растительном мире средней полосы России, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Игра-путешествие

1

11

Экскурсия в Краеведческий музей.

Продолжить знакомить детей с историческим прошлым родного города. Вызвать желание познавать историю города.

Экскурсия

2

12

«Столица России»

Пополнить знания детей о достопримечательностях Москвы. Дать представление о Москве как главном городе России.

Занятие

1

13

«Знаменитые россияне»

Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками-деятелями науки и искусства, воспитывать уважение к известным людям России.

Занятие

2

14

«Мы живём в России»

Продолжать знакомить с родной страной (города, герб, флаг, гимн). Развивать чувство гордости за родную страну.

Занятие-беседа

1

15

«Нас много на шаре земном»

Продолжить знакомить детей с жизнью людей из разных стран. Воспитывать уважение и терпимость к людям любой национальности.

Игра - путешествие

1

16

«Дымковская игрушка»

Познакомить с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества. Формировать умение рисовать узоры. Развивать чувство цвета.

Занятие-рисование

1

17

«Павлово - посадский платок»

Познакомить с Павлово -посадскими платками и шалями. Закреплять умение рисовать кистью. Развивать умение составлять узор в стиле народных традиций.

Занятие-рисование

1

18

«Ткачество»

Познакомить с разнообразием тканей, изготовляемых в России. Развивать творческое воображение, глазомер. Закреплять навыки вырезывания и наклеивания.

Занятие-аппликация

1

19

«Деревянные кружева»

Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры.

Занятие

1

ИТОГО

26















8. Изучение результатов деятельности: Данная программа проводилась в течении полугода с апреля по сентябрь месяц 2010г. на двух группах среднего и старшего возраста. Дети поступали в Центр с низким уровнем знаний о родном крае, родной стране, а по завершению занятий достигли значительных успехов. Всё это отражено в таблице и схеме.

Таб.1

«Исследование нравственно-патриотической подготовленности несовершеннолетних»

Блоки

Степень развития (входная диагностика)

Степень развития (итоговая диагностика)

Родной город, символы России

Высокий - 0%

Средний - 37,5%

Низкий - 62,5%

Высокий - 37,5%

Средний - 62,5%

Низкий - 0%

История народной культуры, традиции и промыслы

Высокий - 0%

Средний - 25%

Низкий - 75%

Высокий - 25%

Средний - 75%

Низкий - 0%

Историко-географический природный компонент

Высокий - 12,5%

Средний - 25%

Низкий - 62,5%

Высокий - 50%

Средний - 50%

Низкий - 0%

Личностный компонент

Высокий - 12,5%

Средний - 37,5%

Низкий - 50%

Высокий - 25%

Средний - 62,5%

Низкий - 12,5%

Таким образом, анализируя данные сравнительной таблицы (Таб.1), мы можем отметить, что в процессе развития нравственно-патриотической воспитанности подростков действительно преобладает положительная динамика. В итоге, из 8 подростков, по всем четырём блокам достигли среднего и высокого уровня 7 несовершеннолетних. Достаточно высокого уровня (50% ) достигнуто у подростков в овладении знаниями о природе родного края и доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире. Лишь у одного из подростков отмечается недостаточный уровень развития (12,5%) в личностном компоненте в овладении знаний о социальном устройстве общества. Таким образом, с помощью правильно организованных развивающих занятий, экскурсий, социально-реабилитационных мероприятий можно повысить уровень развития нравственно-патриотических качеств подростков, поэтому предложенная программа является достаточно эффективной. Количественные результаты программы Программа по окружающему миру





































В результате работы по данной программе мы можем сделать выводы: 1.Что 37,5% детей среднего и старшего возраста имеют высокий уровень знаний о Родном городе и символике России, 62,5% - средний уровень. Малая Родина ассоциируется у них с родным городом и домом, родными людьми и друзьями, центром и школой. 2. По данным итоговой диагностики не выявлено не одного подростка с низким уровнем знаний о Родном городе и символике России. Подростки гордятся своей Родиной потому, что «она красивая и могучая, здесь нет чужих», «здесь всё сильное», «у нас есть Дмитрий Медведев и Владимир Путин». Среди знаменитых людей, прославивших нашу страну, дети называют сказочных героев - богатырей, А. Пушкина и Ю. Гагарина. 3. 25% подростков научились любить и ценить народную мудрость, богатство и красоту народных традиций и промыслов. 25% детей испытывали затруднения на занятиях по истории народной культуры. В итоге 75% подростков расширили знания по этому блоку, познакомились с устным народным творчеством: сказками, былинами, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. 4. Дети знают географические сведения о территории России, 50%-высокий уровень, о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Умеют эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе бережно. 50%-средний уровень подростков, знают краеведческие сведения о природе родного края. 5. По итогам у 25% детей наблюдается высокий уровень социально-нравственного поведения, развитие личностных качеств, при этом учитывалось: как дети относятся к сверстникам (равнодушно, ровно, положительно, отрицательно), замечают ли эмоциональное состояние других, в каких ситуациях, как на это реагируют. На среднем уровне 62,5% детей, оказывают помощь, проявляют заботу, сочувствие, отзывчивость по отношению друг к другу и окружающим. 12,5% один подросток показывает низкий уровень развития личностных качеств, это объясняется недостаточным развитием психических процессов у него, для развития личностных качеств ему требуется времени больше, чем остальным детям.



Библиография 1. Виноградова Н.Ф., Козлова С.Ф. Наша Родина - Россия. - М.,1984. 2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М., 1999. 3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М., 1985. 4. Зосимовский А.В. Критерии нравственного воспитания / / Педагогика. - М., 1999. 5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.,1990. 6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. 7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. - М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2010. 8. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. - М..1993.























Приложение 1.

Занятие №1.

« Какой я?» Цель: Продолжать знакомить ребёнка с самим собой. Задачи:

  • Формировать у детей умение рассказывать о себе и своих друзьях.
  • Развивать стремление совершенствовать себя.
  • Воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: зеркало; любимая личная фотография. 1.Этап. Организационный. Воспитатель: предлагает детям пройти в класс и занять своё место за партами. Здоровается с детьми. 2.Этап. Мотивационно - ориентировочный. Воспитатель: В нашем центре много детей, но все всегда узнают друг друга. Почему? Выслушивает ответы детей. Все мы разные. У каждого человека свой индивидуальный внешний вид. Давайте опишем внешность кого-то из вас. (Описывают лицо, волосы, рост, одежду двух или трёх детей.) Рассмотрите фотографии, которые вы выбрали для занятия. Почему вы выбрали именно их? Выслушивает ответы детей. (Нравится выражение лица, одежда, поза, пейзаж и т.д.) 3. Этап Основная часть. Воспитатель: А сейчас составьте рассказ о себе: внешний вид, особые приметы, интересы. Если дети затрудняются, воспитатель сначала рассказывает о себе. (Описывая свою внешность, дети могут смотреться в зеркало.) Воспитатель вместе с детьми оценивает каждый рассказ - интересным ли он был и почему. Воспитатель: На всей земле нет двух одинаковых людей. Каждый человек неповторим. И многие люди могут гордиться этим. Как вы думаете, каждый ли человек может гордиться собой, сказать себе: «Я очень хороший, я всё делаю правильно и не хочу становиться лучше?» Выслушивает ответы детей. Конечно, все люди хотят стать лучше, чем они есть, чего-то добиться в жизни. Расскажите, о чём вы мечтаете, чего хотите добиться. Ответы детей. Вот видите, вы мечтаете поскорее стать взрослыми, самостоятельными. Физкультминутка: Игра «Вежливый ручеёк». Основное правило игры: выбирая себе пару, ребёнок должен сказать какое-либо вежливое слово. Воспитатель: Чтобы стать хорошим человеком, которого все уважают и любят, нужно всё время стремиться стать лучше. У каждого есть недостатки. Если они незначительны и не причиняют вреда самому человеку и окружающим, то можно с ними жить и работать (приводит примеры). Но есть и такие недостатки, с которыми мириться ни в коем случае нельзя (Дети отмечают достоинства и недостатки друг друга.) 4.Этап. Рефлексия. Воспитатель: В жизни всё зависит от человека, от его трудолюбия, упорства. Если хорошо учиться и много работать, можно реализовать многие мечты. А кем вы мечтаете стать в будущем? Почему? Выслушивает ответы детей. Воспитатель предлагает поиграть в игру « Угадай, кого не стало ». Все дети, кроме одного, закрывают глаза. Один из детей (по выбору воспитателя) открывает глаза и выходит за дверь. Тот ребёнок, который видел вышедшего, составляет описательный рассказ. Выслушав рассказ, все пытаются угадать, кого не стало.

Занятие№8.

« Города России» Цель: Расширить знания детей о родном городе и других городах России. Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с родным городом.
  • Познакомить детей с городами входящими в состав «Золотого кольца» России, с историей Санкт-Петербурга.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование и материалы: фотографии, открытки, репродукции с видами городов России, в том числе с видами родного города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, альбом « Города и природа России». 1.Этап. Организационный. Воспитатель: предлагает детям пройти в класс и занять своё место за партами. Здоровается с детьми. Воспитатель читает стихотворение Владимира Кострова «Город белой души Балахна» По засыпанным болотам, по пескам, Где рассол когда-то черпали из ям, Протянулся город узкой полосой, И пленил своей неброскою красотой. Летом в зелени запрятаны дома, И сугробы тут кругом - когда зима.
Торговал он солью, строил корабли, С бурлаками ряды в городе вели. Отливали ловко в нём колокола, Изразцами в нём сияли купола. А теперь мы, прошлой славой дорожа, Говорим о нём: мол, белая душа. Но зазорного в таком прозванье нет, Коль его бумагу знает свет. 2.Этап. Мотивационно - ориентировочный. Воспитатель: О каком городе идёт речь в этом стихотворении? Как называется наш город? Какие города расположены неподалёку от нашего? (Дети отвечают на вопросы. Рассказывают о городах, в которых они бывали.) Воспитатель: Балахна - один из древнейших городов России. Вместе с Городцом и Арзамасом она была включена в список 115 наиболее ценных, в историческом плане, городов Российской Федерации. Первые упоминания о Балахне в летописях относятся к началу 15 века. В 1536 году Балахна была, наконец, обнесена мощной древо - земляной крепостью со сторожевыми башнями и перестала подвергаться страшным опустошительным набегам кочевников. С этого момента началось «накапливание» драгоценного исторического материала. Скажите, любите ли вы свой город? Почему? (Ответы детей) А что мы с вами делаем для того, чтобы наш город был красивым? (Ответы детей) Да, верно. Мы сажаем цветы, сгребаем опавшие листья, убираем снег; не мусорим на улицах и в парке. Мы очень любим наш город и гордимся тем, что живём здесь. Физкультминутка. Хороводная игра «Карусель». 3. Этап Основная часть. Воспитатель: В нашей стране, России, очень много городов. Назовите самый главный город нашей страны.(Ответы детей). Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Предлагаю вам ребята рассмотреть альбом о городах входящих в состав «Золотого кольца России». Дети смотрят альбом вместе с воспитателем. Повторяют названия городов (Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир). Затем воспитатель показывает расположение этих городов на карте России и объясняет название «Золотое кольцо России». Все эти города поражают своей многовековой историей и красотой, поэтому и назвали их «Золотым кольцом России». Воспитатель: Есть в России ещё один великий и прекрасный город-Санкт-Петербург. (Воспитатель показывает иллюстрацию). Он построен на реке Неве. Основал его русский царь Пётр Первый. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет. Строительство этого города было необычным для России. Поэтому сейчас Санкт-Петербург часто называют второй столицей России. Город строился на удивление всем иностранцам: просторным, широким, с великолепными мостами, дворцами, храмами. Санкт-Петербург считается одним из самых красивейших городов мира. Со всего мира люди едут посмотреть на это чудо! Посмотрите, какие дворцы, фонтаны, мосты (Воспитатель показывает иллюстрации). Воспитатель: Санкт-Петербург неразрывно связан с именем великого русского поэта А.С.Пушкина. Вот какие строки он посвятил этому городу: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. Санкт-Петербург построен на островах, которые соединяются между собой мостами. Даже эти мосты являются произведениями искусства, люди не устают ими любоваться. (Воспитатель показывает иллюстрации). Санкт-Петербург - особенный город. Это тоже достояние России. 4.Этап. Рефлексия. Воспитатель: - Как называется наш родной город? - О каких городах вы узнали сегодня на занятии? - Чем знаменит Санкт-Петербург? Занятие №10. «Русский лес - чудесный лес» (Игра - путешествие). Цель: Расширить представления детей о животном и растительном мире средней полосы. Задачи:
  • Способствовать закреплению знаний детей об обитателях русского леса.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе, желание посильно восстанавливать окружающую природу.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением животных и растений средней полосы, юга России, Крайнего Севера; запрещающие знаки. Предварительная работа: чтение рассказов М. Пришвина «Лесные гости» 1.Этап. Организационный. Воспитатель приглашает детей пройти в музыкальный зал, где звучат звуки леса (пение птиц, шум деревьев) в грамзаписи. Здоровается с детьми. 2.Этап. Мотивационно - ориентировочный. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в русский лес, узнаем всё о его растениях и животных. Леса - это главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Леса - это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц. Лес укрепляет берега рек. Воспитатель: Каких животных средней полосы России вы знаете? (дети отвечают, а воспитатель показывает иллюстрации: лиса, медведь, заяц, волк и т.д.) Проводится игра «Узнай по описанию» (см. приложение 2) 3. Этап Основная часть. Воспитатель: Лес - это большой дом для всего живого, у каждого животного в лесу есть свой домик, давайте расселим животных в их жилища. Проводится игра «У кого какой домик» (см. приложение 2) Воспитатель: Зимой в лесу всё покрыто белым пушистым снегом, пробежал зайчик - оставил следы. Давайте посмотрим и отгадаем, чьи это следы?(Воспитатель показывает ватман, на котором изображены следы разных животных и птиц. Дети отгадывают и называют: заячьи следы, мышиные, лисьи, птичьи, волчьи). - А какое время года наступает после зимы? Правильно, весна. Весной у лесных жителей появляется потомство. Назовите, кто у кого? (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: у лисицы - лисята, у зайчихи - зайчата, у птиц - птенцы и т. д.) - Ребята, вы уже многое узнали про животных русского леса. А как вы думаете, смогут ли эти животные жить на Крайнем Севере? А на юге России? Конечно, нет. На севере им будет очень холодно, а на юге слишком жарко. Ведь животные приспосабливаются к среде своего обитания и без привычных условий могут погибнуть. Вот как важно беречь лес, его жителей. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д. Родович. Воспитатель: Определите по картинкам обитателей русского леса, Крайнего Севера и юга России. Для этого давайте разделимся на три команды. Одна собирает животных и растения средней полосы, вторая Крайнего Севера, третья - юга России. Каждая команда получает символы климатической зоны: берёзу, айсберг, мандариновое дерево. Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки. Члены каждой команды поочерёдно рассказывают, что растёт в их климатической зоне и кто там живёт. 4.Этап. Рефлексия. Воспитатель: Как вы думаете, природа зависит от человека? (Ответы детей). Что должен знать человек, чтобы сохранить природу? (Ответы детей). Правильно, мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. Ведь человек дышит воздухом, пьёт воду, а и вода, и воздух должны быть чистыми. Мусор нужно оставлять в специально отведённых для этого местах, а не бросать где попало. Бывая в лесу, люди часто оставляют пластиковые бутылки, упаковки там, где поели. А ведь этот материал не сгниёт много-много лет! Для разведения костра туристы иногда пилят хорошие деревья, а ведь кругом полно сухих деревьев, куда более пригодных для этого. Взрослые люди, экологи, занимаются охраной окружающей среды, борются с нарушителями. Но каждый из нас должен уметь вести себя на природе правильно. Природный мир России богат. Но если человек не будет бережно относиться к природе, заботиться о её обитателях, это богатство может безвозвратно исчезнуть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть знаки, запрещающие что-то делать на природе (5-6 штук). Дети рассказывают (опираясь на изображения), что можно и что нельзя делать в лесу (у озера, реки).

Занятие №17.

«Павлово - посадский платок» (Рисование). Цель: Познакомить с Павлово - посадскими платками и шалями. Задачи:

  • Формировать умение составлять узор в стиле народных традиций.
  • Закреплять умение рисовать кистью.
  • Развивать художественно-эстетические представления.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование и материалы: разные Павлово - посадские платки и шали; квадратные листы бумаги разных цветов (однотонные); краски, кисти, печатки, тычки, вода, салфетки. 1.Этап. Организационный. Воспитатель: предлагает детям пройти в класс и занять своё место за партами. Здоровается с детьми. Дети рассматривают платки и шали. 2.Этап. Мотивационно - ориентировочный. Воспитатель: Перед вами - большие красочные платки. Называются они Павлово - посадскими, потому что их изготавливают в городе Павловский Посад. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более ста лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Сначала, очень давно, они делали платки полностью вручную. А теперь основу платка изготавливают на ткацком станке, а рисунок чаще всего наносят с помощью печатной машины. Павлово - посадские платки такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России других стран мира. Над платками трудятся разные мастера: ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона, художники составляют узоры, набойщики переносят узоры на платки. Воспитатель: Все Павлово - посадские платки разные. Каждый из них имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон-это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. Какого цвета фон у этого платка? А у этого? (Выслушивает ответы детей). Какими узорами украшены платки? (Листьями, цветами-розами, тюльпанами, васильками, незабудками; гроздьями рябины). Изящные, хорошо прорисованные, яркие цветы и изумрудная зелень создают удивительную, жизнерадостную гамму. 3. Этап Основная часть. Воспитатель: А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли «плать»? Отсюда и появилось слово «платок». А вот другие изделия Павлово - посадских мастеров, шали. (Показывает детям несколько шалей.) Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок. (Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок - нет.) Физкультминутка. Воспитатель предлагает девочкам набросить на плечи платок ( или шаль), почувствовать, как в нём тепло и уютно. Покружиться под русскую народную музыку в парах с мальчиками. Воспитатель: Известно ли вам, как ещё можно использовать шаль? Оказывается, её можно постелить как скатерть, набросить для красоты на спинку дивана, украсить ею стену в деревенском доме. Воспитатель предлагает детям сделать красивые «платки» в подарок мамам или бабушкам. Дети выбирают бумажные квадраты понравившихся цветов и покрывают их узорами (узор может быть составлен самостоятельно или взят с образца). Воспитатель показывает, как можно рисовать печаткой и тычком; обращает внимание детей на то, как традиционно располагаются узоры на Павлово - посадских платках (по краям и в центре, особое внимание - углам). По окончании этой работы дети кистью рисуют листочки или прорисовывают ( оживляют) отдельные элементы. 4.Этап. Рефлексия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, обращает внимание на выразительность узора, расположение его элементов, степень аккуратности выполнения. Поощряет детей за выполненные работы. Не платки, а просто диво! Нарисованы красиво! Маки, лютики, ромашки Оживут из русской сказки. Л. Осипова.





















Приложение 2.

Дидактические игры

« У кого какой домик». Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых. Ход игры Возможны два варианта игры. Первый вариант: воспитатель называет животное, дети - его жилище. Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети - его хозяина. Например: У медведя - берлога, у волка - логово, у белки - дупло, у ёжика - нора, у муравья - муравейник, у птицы - гнездо, у пчелы - улей, у улитки - раковина. И наоборот: Кто живёт в берлоге? Медведь. И т. д.

«Узнай по описанию». Цель игры: Закрепить знания детей по определённой теме: о животных, растениях, о временах года и др. Ход игры Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе с воспитателем договариваются, о чём будут рассказывать. Каждому ребёнку поручается рассказать о каком - либо признаке предмета, не называя самого предмета вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о предмете, водящий должен догадаться, о чём идёт речь.

«Что в лесу растёт, кто в лесу живёт» Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса.





Ход игры Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задаёт вопрос: « Что в лесу растёт?» - и бросает мяч одному из детей. Ребёнок называет растение (дуб, грибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задаёт вопрос: «Кто в лесу живёт?» - и бросает мяч ребёнку. Дети отвечают: «Волк, медведь, заяц и т. д.».



© 2010-2022