- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему А. И. Куприн «Скворцы
Урок литературного чтения на тему А. И. Куприн «Скворцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Оганесян Р.В. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А.Куприна «Скворцы».
Задачи урока:
Образовательная - формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
Развивающая- рсширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Информационные умения:
умение находить информацию;
умение представлять информацию в разной форме;
соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
Коммуникативные УУД:
умение четко и грамотно выражать свои мысли;
умение аргументировать своё мнение;
умение принимать позицию другого;
умение задавать вопросы;
умение отвечать на вопросы.
Регулятивные умения:
умение контролировать способ чтения других учеников;
умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
Личностные результаты:
умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.
-
Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
-
Изучение нового материала
-
Подготовка к восприятию
-
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчества А.И. Куприна.
Рассказ о жизни и творчестве А.И. Куприна (заранее подготовленной группой учащихся). Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами. Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.
Просмотр видеоролика «Капель».
Беседа (по примерным вопросам)
- Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?
- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)
- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели - весну на крыльях принесли»).
- Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом к нашему уроку.
Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались, как может называться произведение? (А.. Куприн «Скв…рцы»).
- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Как человек должен относиться птицам?
- Чем мы можем им помочь?
- Как называется домик для скворцов?
Словарная работа
-
Беспечный - беззаботный, легкомысленный.
-
Истребить - уничтожить, погубить.
-
Плешина - лысина.
-
Становище - место стоянки.
-
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
-
Рубка - надстройка на палубе.
-
Застреха - в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
-
Подзадоривают - побуждают к действиям.
-
Взмывали - высоко взлетали.
-
Озимые - растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
-
Конница - конное войско.
Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики) Физминутка Анализ. Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). - Каких «старых знакомых» ждали люди? (Скворцов). - Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц). Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). -Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда). - Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки). Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»). -Как вели себя птицы после долгого перелета? (ссорились, шумели, чистили перья). Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). -Как готовятся люди к прилету скворцов? (готовят скворечники). -Как характеризует автор воробьев? (плуты, воришки, забияки, драчуны). Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). -Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его). -Чем питаются скворцы? (насекомыми). Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). -Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца? (Развлекает ее, охраняет гнездо). Седьмой фрагмент (до конца). -Почему скворцы хорошие товарищи? (они предупреждают друг друга об опасности). - Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка). Работа в группах - составление кроссворда по прочитанному произведению Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла). V Итог урока: Беседа: Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).
Рефлексия (карточки)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»