- Преподавателю
- Начальные классы
- «Понятие творчество, признаки и ступени творчества»
«Понятие творчество, признаки и ступени творчества»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Константинова Н.А. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Понятие творчество, признаки и ступени творчества»
Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
-
Систематизировать теоретические знания по теме "Творчество учителя".
-
Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
-
Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
Методическое обеспечение:
-
Презентация.
-
фотографии
Основные аспекты выступления:
-
дать определение понятию творчество
-
признаки творческой деятельности
-
группы творческих педагогов
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом "педагогический". (М.М. Поташник)
Таким образом,. педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества
Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель - "это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет" (Н. Рерих).
С позиции философии творчество - деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых- психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д. Педагогика творчества - наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Главными признаками творчества являются (М. Поташник)
-
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
-
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
-
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность- это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.. Творчество и мастерство - одно и то же или нет?
Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп .В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.
Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
Сособности: Умение - наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности - гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Факторы, способствующие развитию творческой активности.
Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.
Источники творчества.
Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?
Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материаль-ная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
-
точность во всем
-
дисциплина
-
порядочность
-
вдохновение
-
умение слушать критику
-
внимание
-
воля
-
уверенность в собственных силах
-
способность доводить дело до конца
-
высокий общий уровень развития
-
знание своего дела
Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?
Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой - с формированием у него опыта творческой деятельности.
Заповедей творческой личности:
-
Будь хозяином своей судьбы.
-
Достигни успеха в том, что ты любишь.
-
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
-
Строй свои отношения с людьми на доверии.
-
Развивай свои творческие способности.
-
Культивируй в себе смелость.
-
Заботься о своем здоровье.
-
Не теряй веру в себя.
-
Старайся мыслить позитивно.
-
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением