Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


  1. Автор: Ильина Юлия Валерьевна
  2. Образовательное учреждение: ЛГ МАОУ «СОШ №3»
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: окружающий мир
  5. Класс: 3

6. Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»

7. Место урока в образовательном процессе: Данный урок 6-ой в разделе «Экологическая система» и 2-й по теме «Экосистема леса».

8. Цель: создание условий для формирования целостной картины окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

9. Учебные задачи:

- познакомить с особенностями живых организмов и их ролью в экосистеме леса (на примере дождевого червя);

- формировать у детей понятие «экосистема леса - устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ». 10. Тип урока: открытие новых знаний. 11. Формы работы обучающихся: фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая. 12. Время реализации урока- 30 минут. 13. Метод обучения: словесные ,наглядные ,проблемно-поисковый.

14. Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ. 15. Авторский медиаресурс: презентация в программе Notebook. 16. Оборудование: ресурсы школьного технопарка (весы, мерный стакан объёмом 600 мл, мерная ложка )

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам; - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое; - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

  • Предметные:

- называть основные компоненты живой природы экосистемы леса;

- знать особенности разрушителей и их роли в экосистеме леса;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- классифицировать живые организмы по их ролям в экосистеме леса;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • Метапредметные УУД:

  • Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную деятельность;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; - формулировать цель и учебную задачу урока; - высказывать предположения на основе наблюдений; - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; - оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном); - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

  • Познавательные УУД:

- развивать операции мышления (устанавливать соответствия); - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию представленную в виде иллюстраций; - систематизировать, обобщать изученное; - применять знания в нестандартной ситуации.

  • Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - выполнять совместные действия в группе; - оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимный контроль; - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль; - строить монологическую речь; - логически мыслить, продумывать и формулировать ответ.







Этапы

урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

  1. Мотивация
(самоопределение к учебной деятельности) Цель: мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира Вы мои ученики.

Самое удивительное явление в мире - это доброта.

Подарите улыбки друг другу.

Передайте своё хорошее настроение, подарите улыбки гостям.


-эмоциональный настрой на урок.

Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: -Нацеливание на успешную деятельность. II.Актуализация опорных знаний. (подводящий диалог) Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Прочитайте вопросы на карточках. Соедините вопросы с правильными ответами. Проверим! (на слайде)

Что такое место обитания?

Что такое экосистема?

Что такое круговорот веществ?

С какими экосистемами мы уже познакомились?

Как вы думаете, что их объединяет?

- Закройте глаза и представьте экосистему, о которой пойдёт речь на уроке .

(Учитель читает описание экосистемы на фоне музыкального фрагмента

файл «Пение птиц»)

В нём ты попадаёшь в царство, полное загадок и тайн. В нём особая атмосфера. Вековые ели, сосны, словно стражи, следят за порядком. Жизнь там идёт по своим законам, и нарушать этот порядок никому не разрешено.

Дети фиксируют карандашом правильные ответы.

Каждый живой организм в природе встречается только там, где находятся все условия, необходимые для его жизни

Это единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом

Экосистема озера, болота, луга, леса.

В каждой экосистеме присутствуют животные и растения.

Дети слушают учителя и отвечают на поставленный вопрос .

Речь идёт об экосистеме леса.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- развивать операции мышления (устанавливать соответствия)

Коммуникативные:

- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.



III.Постановка проблемы

Цель: уметь формулировать проблему.







Ребята, я слышу чьи-то голоса! Послушайте! (файл «Разговор ребят»)
Права ли Лена?






Нет, Лена не права. Животные участвуют в круговороте веществ и регулируют его.


Познавательные УУД: - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию - слушать и понимать речь других; IV. Формулирование темы урока Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. -согласовать цель и тему урок
Кто бывал в лесу? Легко ли в лесу найти животных?


Какую роль играют животные в экосистеме?
Сформулируйте тему урока.
Проблемный вопрос нашего урока: Важны ли животные в экосистеме леса?

А как взаимосвязаны между собой производители, потребители и разрушители?
Как же называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой?

Нет, мы их видим не сразу, потому что животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в земле.

Роль потребителей и разрушителей.

Потребители и разрушители экосистемы леса.

Все организмы являются пищей для других.

Цепь питания

Личностные:

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; Регулятивные: - Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. - высказывать предположения на основе наблюдений; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; V.Совместное «открытие» новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о потребителях и разрушителях экосистемы леса.


Составьте цепь питания обитателей леса.






Проверим . Обобщение: Лес - это сообщество, в котором нет ничего лишнего. Благодаря этому экосистема существует без посторонней помощи очень долго. Пока светит солнце, производители - будут кормить; потребители - есть; разрушители - перерабатывать мусор и обогащать почву минеральными веществами. Каких разрушителей вы ещё можете назвать? Докажем гипотезу: Дождевые черви участвуют в образовании почвы. Какую роль играет почва в экосистеме?

В каких условиях живёт дождевой червь?

На столах у детей конверты с карточками.

Работа в группах.

ЕУрок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»ль жук дятел ястреб бактерии

Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»

1 обучающийся работает у доски


Дождевой червь, бактерии, грибы.

Почва- это результат деятельности разрушителей, питание для производителей и место обитания

Им необходимы питательные вещества, влага, темнота. Личностные: - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам; Познавательные УУД: - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию представленную в виде иллюстраций;
Коммуникативные УУД: - выполнять совместные действия в группе - оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимный контроль;
Регулятивные УУД: - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
VI.Организация исследовательской работы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств почвы
Я предлагаю исследовать модель почвы экосистемы живого и выгоревшего леса. Рассмотрите два образца. В чём их отличие?

Сравним массу образцов почвы.

Что вы заметили?

Как вы думаете, почему? Вы убедились в том, что выгоревшая почва не имеет живых организмов, а значит, в ней нет питательных веществ.
На восстановление леса после пожара требуется не менее 100 лет. Наша задача - беречь лес !
Наша гипотеза доказана!

Дети сравнивают образцы, находят отличия: цвет, наличие живых организмов и листовой опад, количество слоёв.

Дети выкладывают мерной ложкой образцы почвы на разные чаши весов, сравнивают их масс.

Масса почвы живого леса тяжелее.

Чем больше в почве дождевых червей, тем эффективней происходит процесс разрушения и образования почвы. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: - оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
VII Повторение и закрепление знаний. Цель: роль живых организмов в почвообразовании.

Предложите пищевую цепь с участием дождевого червя.

Посмотрите, какую цепь питания составила я.

Какой вывод можно сделать?




Мы убедились в том, что все живые организмы связаны друг с другом. Происходит круговорот веществ.


А каким должен быть круговорот веществ в экосистеме леса вы узнаете , разгадав кроссворд.

1. Профессия живых организмов способных полностью переработать умершие организмы (разрушители)

2.Едиинство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ (экосистема)

3.Кто регулирует численность насекомых в лесу?(птицы)

Прочитайте получившееся слово по горизонтали.

Круговорот веществ должен быть замкнутым.



Вернёмся к проблемному вопросу нашего урока: «Важны ли животные в экосистеме леса?»

опавшая листва ------дождевой червь---------бактерии


Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.



Кроссворд :


1

2

3

Р

Э

П

З

М

Н

У

Ы

Й


Р


У

Ы


Т



М

Л

А

И


Животные важны, т.к.участвуют в круговороте веществ и делают его замкнутым. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - применять знания в нестандартной ситуации; Коммуникативные УУД: - строить монологическую речь; - логически мыслить, продумывать и формулировать ответ; Регулятивные УУД: - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать в речи новую информацию по теме урока ,

оценить совместную, собственную учебную деятельность на уроке; соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

наметить цели дальнейшей деятельности .

В завершении урока предлагаю вам закончить фразы.

«Сегодня на уроке я узнала…»

«Я расскажу дома…»

«Мне понравилось…»

"Сегодня мне удалось…»

Самооценка:

Кто усвоил материал урока , поднимите розовый квадрат, кому нужна помощь - поднимите жёлтый квадрат (повторить материал в учебнике по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»)

Спасибо за работу на уроке, мне было очень приятно с вами работать!


Личностные: - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: - проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»

© 2010-2022