- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Ю.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
- Автор: Ильина Юлия Валерьевна
- Образовательное учреждение: ЛГ МАОУ «СОШ №3»
- Должность: учитель начальных классов
- Предмет: окружающий мир
- Класс: 3
6. Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
7. Место урока в образовательном процессе: Данный урок 6-ой в разделе «Экологическая система» и 2-й по теме «Экосистема леса».
8. Цель: создание условий для формирования целостной картины окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.
9. Учебные задачи:
- познакомить с особенностями живых организмов и их ролью в экосистеме леса (на примере дождевого червя);
- формировать у детей понятие «экосистема леса - устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ». 10. Тип урока: открытие новых знаний. 11. Формы работы обучающихся: фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая. 12. Время реализации урока- 30 минут. 13. Метод обучения: словесные ,наглядные ,проблемно-поисковый.
14. Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ. 15. Авторский медиаресурс: презентация в программе Notebook. 16. Оборудование: ресурсы школьного технопарка (весы, мерный стакан объёмом 600 мл, мерная ложка )
Планируемые результаты:
-
Личностные:
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам; - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое; - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
-
Предметные:
- называть основные компоненты живой природы экосистемы леса;
- знать особенности разрушителей и их роли в экосистеме леса;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- классифицировать живые организмы по их ролям в экосистеме леса;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
-
Метапредметные УУД:
-
Регулятивные УУД:
- нацеливание на успешную деятельность;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; - формулировать цель и учебную задачу урока; - высказывать предположения на основе наблюдений; - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; - оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном); - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
-
Познавательные УУД:
- развивать операции мышления (устанавливать соответствия); - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - ориентироваться в своей системе знаний; - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию представленную в виде иллюстраций; - систематизировать, обобщать изученное; - применять знания в нестандартной ситуации.
-
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - выполнять совместные действия в группе; - оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимный контроль; - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль; - строить монологическую речь; - логически мыслить, продумывать и формулировать ответ.
Этапы
урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Формируемые УУД
- Мотивация
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира Вы мои ученики.
Самое удивительное явление в мире - это доброта.
Подарите улыбки друг другу.
Передайте своё хорошее настроение, подарите улыбки гостям.
-эмоциональный настрой на урок.
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: -Нацеливание на успешную деятельность. II.Актуализация опорных знаний. (подводящий диалог) Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Прочитайте вопросы на карточках. Соедините вопросы с правильными ответами. Проверим! (на слайде)
Что такое место обитания?
Что такое экосистема?
Что такое круговорот веществ?
С какими экосистемами мы уже познакомились?
Как вы думаете, что их объединяет?
- Закройте глаза и представьте экосистему, о которой пойдёт речь на уроке .
(Учитель читает описание экосистемы на фоне музыкального фрагмента
файл «Пение птиц»)
В нём ты попадаёшь в царство, полное загадок и тайн. В нём особая атмосфера. Вековые ели, сосны, словно стражи, следят за порядком. Жизнь там идёт по своим законам, и нарушать этот порядок никому не разрешено.
Дети фиксируют карандашом правильные ответы.
Каждый живой организм в природе встречается только там, где находятся все условия, необходимые для его жизни
Это единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ
Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом
Экосистема озера, болота, луга, леса.
В каждой экосистеме присутствуют животные и растения.
Дети слушают учителя и отвечают на поставленный вопрос .
Речь идёт об экосистеме леса.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- развивать операции мышления (устанавливать соответствия)
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
III.Постановка проблемы
Цель: уметь формулировать проблему.
Ребята, я слышу чьи-то голоса! Послушайте! (файл «Разговор ребят»)
Права ли Лена?
Нет, Лена не права. Животные участвуют в круговороте веществ и регулируют его.
Познавательные УУД: - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию - слушать и понимать речь других; IV. Формулирование темы урока Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. -согласовать цель и тему урок
Кто бывал в лесу? Легко ли в лесу найти животных?
Какую роль играют животные в экосистеме?
Сформулируйте тему урока.
Проблемный вопрос нашего урока: Важны ли животные в экосистеме леса?
А как взаимосвязаны между собой производители, потребители и разрушители?
Как же называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой?
Нет, мы их видим не сразу, потому что животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в земле.
Роль потребителей и разрушителей.
Потребители и разрушители экосистемы леса.
Все организмы являются пищей для других.
Цепь питания
Личностные:
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; Регулятивные: - Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. - высказывать предположения на основе наблюдений; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; V.Совместное «открытие» новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о потребителях и разрушителях экосистемы леса.
Составьте цепь питания обитателей леса.
Проверим . Обобщение: Лес - это сообщество, в котором нет ничего лишнего. Благодаря этому экосистема существует без посторонней помощи очень долго. Пока светит солнце, производители - будут кормить; потребители - есть; разрушители - перерабатывать мусор и обогащать почву минеральными веществами. Каких разрушителей вы ещё можете назвать? Докажем гипотезу: Дождевые черви участвуют в образовании почвы. Какую роль играет почва в экосистеме?
В каких условиях живёт дождевой червь?
На столах у детей конверты с карточками.
Работа в группах.
Ель жук дятел ястреб бактерии
1 обучающийся работает у доски
Дождевой червь, бактерии, грибы.
Почва- это результат деятельности разрушителей, питание для производителей и место обитания
Им необходимы питательные вещества, влага, темнота. Личностные: - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам; Познавательные УУД: - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; - извлекать информацию представленную в виде иллюстраций;
Коммуникативные УУД: - выполнять совместные действия в группе - оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимный контроль;
Регулятивные УУД: - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
VI.Организация исследовательской работы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств почвы
Я предлагаю исследовать модель почвы экосистемы живого и выгоревшего леса. Рассмотрите два образца. В чём их отличие?
Сравним массу образцов почвы.
Что вы заметили?
Как вы думаете, почему? Вы убедились в том, что выгоревшая почва не имеет живых организмов, а значит, в ней нет питательных веществ.
На восстановление леса после пожара требуется не менее 100 лет. Наша задача - беречь лес !
Наша гипотеза доказана!
Дети сравнивают образцы, находят отличия: цвет, наличие живых организмов и листовой опад, количество слоёв.
Дети выкладывают мерной ложкой образцы почвы на разные чаши весов, сравнивают их масс.
Масса почвы живого леса тяжелее.
Чем больше в почве дождевых червей, тем эффективней происходит процесс разрушения и образования почвы. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: - оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: - проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
VII Повторение и закрепление знаний. Цель: роль живых организмов в почвообразовании.
Предложите пищевую цепь с участием дождевого червя.
Посмотрите, какую цепь питания составила я.
Какой вывод можно сделать?
Мы убедились в том, что все живые организмы связаны друг с другом. Происходит круговорот веществ.
А каким должен быть круговорот веществ в экосистеме леса вы узнаете , разгадав кроссворд.
1. Профессия живых организмов способных полностью переработать умершие организмы (разрушители)
2.Едиинство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ (экосистема)
3.Кто регулирует численность насекомых в лесу?(птицы)
Прочитайте получившееся слово по горизонтали.
Круговорот веществ должен быть замкнутым.
Вернёмся к проблемному вопросу нашего урока: «Важны ли животные в экосистеме леса?»
опавшая листва ------дождевой червь---------бактерии
Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.
Кроссворд :
1
2
3
Р
Э
П
З
М
Н
У
Ы
Й
Р
У
Ы
Т
М
Л
А
И
Животные важны, т.к.участвуют в круговороте веществ и делают его замкнутым. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - применять знания в нестандартной ситуации; Коммуникативные УУД: - строить монологическую речь; - логически мыслить, продумывать и формулировать ответ; Регулятивные УУД: - организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать в речи новую информацию по теме урока ,
оценить совместную, собственную учебную деятельность на уроке; соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
наметить цели дальнейшей деятельности .
В завершении урока предлагаю вам закончить фразы.
«Сегодня на уроке я узнала…»
«Я расскажу дома…»
«Мне понравилось…»
"Сегодня мне удалось…»
Самооценка:
Кто усвоил материал урока , поднимите розовый квадрат, кому нужна помощь - поднимите жёлтый квадрат (повторить материал в учебнике по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»)
Спасибо за работу на уроке, мне было очень приятно с вами работать!
Личностные: - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: - проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.