- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности социального направления «Правознайка»
Программа внеурочной деятельности социального направления «Правознайка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова О.В. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Рассмотрено на МО Протокол №___ От ___________
Принято на педагогическом совете Протокол №___ От ___________
Утверждаю: Директор школы____________ Топоров Ю. А. Приказ № ___ от _______
Программа внеурочной деятельности
социального направления
«Правознайка»
1 класс
Срок реализации - 1 год
Составитель: Кузнецова Олеся Владимировна
социальный педагог школы
с. Новоперуново 2013
Пояснительная записка Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности (1 уровень).
Цель программы: создание условий для социокультурной адаптации первоклассников в школе.
Задачи:
- знакомство с понятиями «права» и «обязанности»;
- обучение навыкам общения и сотрудничества, дружеского отношения к одноклассникам;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.
- совместное чтение текстов, обсуждение, анализ их содержания, скрытых в них смыслов;
- выполнение творческих заданий (диалоги, дискуссии, рисунки, презентации);
- игры, инсценировки на заданную тему;
- тренинги и упражнения;
- психологические игры для детей;
- сказкотерапия;
- беседы, рассказы учителя;
- проектная деятельность (создание мини - проекта)
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных и правовых норм в процессе общения;
- повышение духовно - нравственного уровня учеников, гражданского сознания и самосознания.
Учебно-тематический план
№ п\п
Темы Количество часов
Примечание всего теория практика
Я среди людей
13 7 6
1-3 Здравствуйте, это я! 3 1 2
4 Мы все разные, мы все равны. 1 1
5, 6 Что в нашем имени? 2 1 1
7, 8 Товарищи и друзья 2 1 1
9, 10 Дружбой нужно дорожить. 2 1 1
11 Бескорыстие в дружбе 1 1
12, 13 Я в кругу семьи, моя родословная. 2 1 1
Мои обязанности и права
17 12 5
14, 15 Я - гражданин России. 2
1
16, 17 Я и мои права. 2 1 1
18, 19 Я и мои обязанности 2 1 1
20, 21 Как поступить правильно 2 1 1
22, 23 Мы вместе. Главные вопросы. 2 1 1
24 Как вести себя в общественных местах 1 1
25 Правила поведения в общественном транспорте 1 1
26 Правила поведения в театре и кино 1 1
27 Поведение в библиотеке и музее 1 1
28 Правила поведения в столовой, за столом 1 1
29 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей 1 1
30 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями 1 1
В мире сказок
6 3 3
31 Добро и зло в сказках 1 1
32, 33 Сказки - волшебство, чудо и правда 2 1 1
34, 35 Герои книг имеют право. 2 1 1
36 Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились 1
1
Итого: 36 22 14
Содержание программы
№ п/ п
Тема
Содержание 1-3 Здравствуйте, это я! Понятия «я». Отличие людей друг от друга по внешнему виду, качествам характера. Игры «Помоги себе сам» и «Колобок». Оформление панно «Здравствуйте, это я!» 4 Мы все разные, мы все равны. Дать представления о разных народах мира, особенностях разных национальностей. Равенство людей перед законом. 5, 6 Что в нашем имени? Рассказ о происхождении имени, отчества, как давали имена на Руси Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Игра «Обратись по имени», «имена вокруг нас». 7, 8 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Оформление слайдовой презентации «Я и мои друзья» 9, 10 Дружбой нужно дорожить. Правила общения с товарищами и друзьями. Чтение и обсуждение отрывков из литературы. Упражнение «Узкий мост». 11 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Игра «Поводырь». 12, 13 Я в кругу семьи, моя родословная. Раскрыть понятия «род, родители, семья». Чтение и обсуждение отрывков из литературы об родственных связях, взаимоотношений между членами семьи. Рисуночный тест «Моя семья». Анализ проблемных ситуаций. Составление семейного альбома. 14, 15 Я - гражданин России. Понятия «Конституция РФ, закон, права, обязанности» Обязанности и права граждан России. Мини-проект «Символы страны» 16, 17 Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка. Игра «Я имею право…». Составление памятки: «Я имею права…» 18, 19 Я и мои обязанности Конвенция о правах ребёнка. Правовой статус несовершеннолетнего. Игра «Я не должен…» Составление памятки «Мои обязанности…» 20, 21 Как поступить правильно Положительные и отрицательные поступки, оценивание себя и других. Рисунки к стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 22, 23 Мы вместе. Главные вопросы. Свобода слова, родители, семья, правонарушение и т.д. Игра «Права детей и взрослых» 24 Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 25 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 26 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 27 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 28 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 29 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 30 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. 31 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 32, 33 Сказки - волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Инсценировка сказок (по группам) 34, 35 Герои книг имеют право. Жизнь, имя, свобода, отдых и т.д. Конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев». 36 Что мы узнали и чему научились Праздник «Правознайка»
Список литературы
- О.В. Летнева. Правовое воспитание школьников. - Волгоград «Учитель» 2005
- Т.А. Шорыгина. Беседы о правах ребенка. -М.: «Сфера» 2007
- Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. - Волгоград «Учитель» 2011
- В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. - М.: «ВАКО», 2006
- М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Педагогический поиск, 1997
- Т.Н. Князева. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004
7