Программа внеурочной деятельности социального направления «Правознайка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Рассмотрено на МО Протокол №___ От ___________

Принято на педагогическом совете Протокол №___ От ___________
Утверждаю: Директор школы____________ Топоров Ю. А. Приказ № ___ от _______





Программа внеурочной деятельности

социального направления

«Правознайка»







1 класс


Срок реализации - 1 год



Составитель: Кузнецова Олеся Владимировна

социальный педагог школы




с. Новоперуново 2013


Пояснительная записка Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности (1 уровень).
Цель программы: создание условий для социокультурной адаптации первоклассников в школе.
Задачи:

  • знакомство с понятиями «права» и «обязанности»;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества, дружеского отношения к одноклассникам;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно - нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Данная программа способствует формированию социальных навыков, которые могут привести к здоровому образу жизни, положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом. Формы и способы проведения занятий:
  • совместное чтение текстов, обсуждение, анализ их содержания, скрытых в них смыслов;
  • выполнение творческих заданий (диалоги, дискуссии, рисунки, презентации);
  • игры, инсценировки на заданную тему;
  • тренинги и упражнения;
  • психологические игры для детей;
  • сказкотерапия;
  • беседы, рассказы учителя;
  • проектная деятельность (создание мини - проекта)
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 36 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Ожидаемые результаты:
  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных и правовых норм в процессе общения;
  • повышение духовно - нравственного уровня учеников, гражданского сознания и самосознания.

Учебно-тематический план

п\п
Темы Количество часов
Примечание всего теория практика
Я среди людей
13 7 6
1-3 Здравствуйте, это я! 3 1 2
4 Мы все разные, мы все равны. 1 1

5, 6 Что в нашем имени? 2 1 1
7, 8 Товарищи и друзья 2 1 1
9, 10 Дружбой нужно дорожить. 2 1 1
11 Бескорыстие в дружбе 1 1

12, 13 Я в кругу семьи, моя родословная. 2 1 1

Мои обязанности и права
17 12 5
14, 15 Я - гражданин России. 2
1
16, 17 Я и мои права. 2 1 1
18, 19 Я и мои обязанности 2 1 1
20, 21 Как поступить правильно 2 1 1
22, 23 Мы вместе. Главные вопросы. 2 1 1
24 Как вести себя в общественных местах 1 1

25 Правила поведения в общественном транспорте 1 1

26 Правила поведения в театре и кино 1 1

27 Поведение в библиотеке и музее 1 1

28 Правила поведения в столовой, за столом 1 1

29 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей 1 1

30 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями 1 1


В мире сказок
6 3 3
31 Добро и зло в сказках 1 1

32, 33 Сказки - волшебство, чудо и правда 2 1 1
34, 35 Герои книг имеют право. 2 1 1
36 Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились 1


1

Итого: 36 22 14



Содержание программы

п/ п

Тема
Содержание 1-3 Здравствуйте, это я! Понятия «я». Отличие людей друг от друга по внешнему виду, качествам характера. Игры «Помоги себе сам» и «Колобок». Оформление панно «Здравствуйте, это я!» 4 Мы все разные, мы все равны. Дать представления о разных народах мира, особенностях разных национальностей. Равенство людей перед законом. 5, 6 Что в нашем имени? Рассказ о происхождении имени, отчества, как давали имена на Руси Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Игра «Обратись по имени», «имена вокруг нас». 7, 8 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Оформление слайдовой презентации «Я и мои друзья» 9, 10 Дружбой нужно дорожить. Правила общения с товарищами и друзьями. Чтение и обсуждение отрывков из литературы. Упражнение «Узкий мост». 11 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Игра «Поводырь». 12, 13 Я в кругу семьи, моя родословная. Раскрыть понятия «род, родители, семья». Чтение и обсуждение отрывков из литературы об родственных связях, взаимоотношений между членами семьи. Рисуночный тест «Моя семья». Анализ проблемных ситуаций. Составление семейного альбома. 14, 15 Я - гражданин России. Понятия «Конституция РФ, закон, права, обязанности» Обязанности и права граждан России. Мини-проект «Символы страны» 16, 17 Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка. Игра «Я имею право…». Составление памятки: «Я имею права…» 18, 19 Я и мои обязанности Конвенция о правах ребёнка. Правовой статус несовершеннолетнего. Игра «Я не должен…» Составление памятки «Мои обязанности…» 20, 21 Как поступить правильно Положительные и отрицательные поступки, оценивание себя и других. Рисунки к стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 22, 23 Мы вместе. Главные вопросы. Свобода слова, родители, семья, правонарушение и т.д. Игра «Права детей и взрослых» 24 Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 25 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 26 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 27 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 28 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 29 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 30 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. 31 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 32, 33 Сказки - волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Инсценировка сказок (по группам) 34, 35 Герои книг имеют право. Жизнь, имя, свобода, отдых и т.д. Конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев». 36 Что мы узнали и чему научились Праздник «Правознайка»

Список литературы
  1. О.В. Летнева. Правовое воспитание школьников. - Волгоград «Учитель» 2005
  2. Т.А. Шорыгина. Беседы о правах ребенка. -М.: «Сфера» 2007
  3. Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. - Волгоград «Учитель» 2011
  4. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. - М.: «ВАКО», 2006
  5. М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Педагогический поиск, 1997
  6. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. - М.: Аркти, 2004

7


© 2010-2022