Дополнительная образовательная программа по культуре общения «Учимся общаться»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа по культуре общения

«Учимся общаться».

Дополнительная программа составлена для детей 6-10 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы

4 года (1-4 класс)

Программу составила учитель начальных классов:

Фетисова Лидия Карловна


3 класс

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по культуре общения «Учимся общаться» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей: -осознание себя с позиции школьника - умение адекватно вести себя в различных ситуациях - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния - способность справляться со страхами, обидами, гневом - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам - умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей - успешная адаптация в социуме. Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Общая характеристика предмета: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы Формы организации : Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса: Личностные результаты:

  • Развивать творческие способности детей;
  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг. Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» - это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни. Ожидаемые результаты:
  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
  4. овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».










Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата

Тема 1. Правильность речи.

1

Что такое правильная речь.

1


2

Речь литературная и разговорная.

1


3

Культура речи. Практикум.

1


4

Культура речи. Практикум (продолжение).

1


Тема 2. Диалог и монолог.

5

Понятие диалога и монолога. Правила ведения диалога.

1


6

Ведение диалога.

1


7

Ведение диалога. Практикум.

1


Тема 3. Знакомство.

8

Давайте познакомимся!

1


Тема 4. Вежливая просьба.

9

Будьте добры!

1


10

Будьте добры!

1


Тема 5. Согласие, несогласие, вежливый отказ.

11

Спрос не грех, отказ не беда.

1


12

Спрос не грех, отказ не беда.

1


Тема 6. Извинение.

13

Извините, пожалуйста.

1


Тема 7. Утешение и сочувствие.

14

Хорошее слово всегда к месту.

1


15

Хорошее слово всегда к месту.

1


Тема 8. Комплимент.

16

Доброе слово и кошке приятно.

1


17

Доброе слово и кошке приятно.

1


Тема 9. На школьном празднике.

18

Мы - зрители.

1


Тема 10. Ты в гостях.

19

Идём в гости.

1


20

Идём в гости.

1


Тема 11. У тебя гости.

21

Милости просим.

1


22

Милости просим.

1


Тема 12. Посещение больного.

23

Поправляйся скорее!

1


Тема 13. Разговор с друзьями.

24

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

1


25

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

1


Тема 14. На стадионе.

26

Мы - болельщики.

1


Тема 15. Если возник спор.

27

Спорить спорь, а браниться грех.

1


28

Спорить спорь, а браниться грех.

1


Тема 16. Разговор во взрослой компании.

29

Я и взрослые.

1


Тема 17. Доверительный разговор.

30

Разговор по душам.

1


Тема 18. Общение между мальчиками и девочками.

31

Как общаться мальчикам и девочкам.

1


Тема 19. Общение с малышами.

32

Я и малыш.

1


Тема 20. Обобщение изученного.

33

Обобщающий урок «Что такое культура общения».

1

















Список учебно-методической литературы

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.










6


© 2010-2022