- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа по культуре общения «Учимся общаться»
Дополнительная образовательная программа по культуре общения «Учимся общаться»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фетисова Л.К. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа по культуре общения
«Учимся общаться».
Дополнительная программа составлена для детей 6-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы
4 года (1-4 класс)
Программу составила учитель начальных классов:
Фетисова Лидия Карловна
3 класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по культуре общения «Учимся общаться» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей: -осознание себя с позиции школьника - умение адекватно вести себя в различных ситуациях - умение различать и описывать различные эмоциональные состояния - способность справляться со страхами, обидами, гневом - умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам - умение справляться с негативными эмоциями - стремление к изучению своих возможностей и способностей - успешная адаптация в социуме. Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Общая характеристика предмета: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы Формы организации : Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса: Личностные результаты:
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
- овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата
Тема 1. Правильность речи.
1
Что такое правильная речь.
1
2
Речь литературная и разговорная.
1
3
Культура речи. Практикум.
1
4
Культура речи. Практикум (продолжение).
1
Тема 2. Диалог и монолог.
5
Понятие диалога и монолога. Правила ведения диалога.
1
6
Ведение диалога.
1
7
Ведение диалога. Практикум.
1
Тема 3. Знакомство.
8
Давайте познакомимся!
1
Тема 4. Вежливая просьба.
9
Будьте добры!
1
10
Будьте добры!
1
Тема 5. Согласие, несогласие, вежливый отказ.
11
Спрос не грех, отказ не беда.
1
12
Спрос не грех, отказ не беда.
1
Тема 6. Извинение.
13
Извините, пожалуйста.
1
Тема 7. Утешение и сочувствие.
14
Хорошее слово всегда к месту.
1
15
Хорошее слово всегда к месту.
1
Тема 8. Комплимент.
16
Доброе слово и кошке приятно.
1
17
Доброе слово и кошке приятно.
1
Тема 9. На школьном празднике.
18
Мы - зрители.
1
Тема 10. Ты в гостях.
19
Идём в гости.
1
20
Идём в гости.
1
Тема 11. У тебя гости.
21
Милости просим.
1
22
Милости просим.
1
Тема 12. Посещение больного.
23
Поправляйся скорее!
1
Тема 13. Разговор с друзьями.
24
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
1
25
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
1
Тема 14. На стадионе.
26
Мы - болельщики.
1
Тема 15. Если возник спор.
27
Спорить спорь, а браниться грех.
1
28
Спорить спорь, а браниться грех.
1
Тема 16. Разговор во взрослой компании.
29
Я и взрослые.
1
Тема 17. Доверительный разговор.
30
Разговор по душам.
1
Тема 18. Общение между мальчиками и девочками.
31
Как общаться мальчикам и девочкам.
1
Тема 19. Общение с малышами.
32
Я и малыш.
1
Тема 20. Обобщение изученного.
33
Обобщающий урок «Что такое культура общения».
1
Список учебно-методической литературы
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
6