Урок по окружающему миру 2 класс «Температура и термометр»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру 2 класс «Температура и термометр»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подпорожская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина»

187780, Ленинградской области, г. Подпорожье, ул. Гнаровской, д.9,

тел./факс (8-81365) 2-18-07, e-mail: [email protected]

Урок окружающего мира

Тема: «Термометр»

Учитель: Москалева Татьяна Леонидовна

Школа: МБОУ «Подпорожская СОШ № 1 им. А.С.Пушкина»

г. Подпорожье, Ленинградской области

Класс: 2

Тип урока: проблемный

Цель: открытие нового знания.

Задачи:

- совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания:

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре - тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля - значит воздух холодный.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой. Картина «Осень» с ошибками.
Место урока в образовательном процессе Урок по теме «Термометр» УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011. Раздел учебника «Природа» Урок 3 в разделе.

Основные термины и понятия: погода, термометр, температура, шкала, подкрашенная жидкость, корпус Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предметные УУД:

- Знать виды термометров и их назначение, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о термометре и температуре;

- определять температуру;

- приводить примеры и записывать температуру;

- устанавливать связь между температурой, погодными условиями и ощущениями человека;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД: Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Технологическая карта изучения темы

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получать новые знания.

- На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!

- Проверьте свое рабочее место: есть все необходимое, аккуратно ли на столе, удобно ли вам. Ученики настраиваются на работу.








II этап. Актуализация знаний

(на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.

Рассмотрите картину и найдите ошибки.

УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

УЧИТЕЛЬ: Основная какая причина изменений?

УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?

УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, нет такого обилия цветов, трава осенью уже не такая зеленая.

(дети перечисляют)



ДЕТИ: Похолодание.

ДЕТИ: Ну, трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.

(У детей вопрос вызвал затруднение)

III этап. Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;

  1. Создание проблемной ситуации.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.

Разыгрывается небольшая сценка - миниатюра детьми.

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется - холодно.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

(У детей возникают тоже разные мнения)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?

УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора (учитель показывает различные виды термометров)

- Какова же будет тема сегодняшнего урока?

(На ИД модель термометра)

ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.

ДЕТИ: Термометр.

Формулировка проблемы ДЕТИ. Как определять температуру.

  1. Актуализация проблемы.

УЧИТЕЛЬ: (Уточнение темы и поставленной проблемы) Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?

УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха?


ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Жене и Кате - узнать тепло в комнате или нет.

ДЕТИ: Для людей, животных, растений.

(Один мальчик решил уточнить: для всего живого)

IV этап. Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. Открытие нового знания.

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о термометре и принципах работы, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи информации; готовность слушать собеседника.

УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?

ДЕТИ: Он показывает температуру маме.


  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.

УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году. Из чего он состоит?

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.

ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.


Словарная работа. (На ИД рядом с моделью термометра появляются таблички с названиями частей термометра).

Середина шкалы - это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  1. Виды термометров.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается?

УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

ДЕТИ: НА нем нет значений ниже нуля.

ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.

ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.


Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».

УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.


  1. Практическая работа: «Принцип

работы термометра» (групповая работа)

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

УЧИТЕЛЬ: Почему ползет?

УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?

При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?

УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.

УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?

Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой.

Все внимательно всматриваются.

(Толик: Ух и здорово! Жидкость в термометре быстро-быстро лезет вверх! А потом вдруг притормаживает, раз - и останавливается!)

ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.

ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.

ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.

ДЕТИ: опустилась вниз.

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре - тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля - значит воздух холодный.

Физкультминутка (Все дети встают около своих парт. (Ученики повторяют движения вслед за учителем).

V этап. Применение новых знаний. (фронтальная работа)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний с использованием ИД.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

  1. Чтение и сравнение температур.

УЧИТЕЛЬ: Запиши значения температур

Прочтите по-разному.

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры?

- Какая температура приемлема для помещения? Покажите на моделях эти температуры.

- Распредели показания температур:

+48⁰ … +54⁰ +12⁰ … -12 +23 ⁰… -2⁰ -60⁰ … -30⁰ -8⁰ … 0⁰ +4⁰ … 0⁰

  1. Интерактивный тест ИД

При какой температуре замерзает вода?

1. -1о 2. 0о 3. + 1о

Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца? Почему?

  1. Да 2. Нет

Закончи предложение: Ноль градусов- это...

  1. Отсутствие температуры.

  1. Самая низкая температура.

  1. Граница между градусами тепла и градусами холода.



Дети по одному пишут на ИД: +6⁰, -3⁰,

-15⁰, +24⁰, 0⁰

Выделяют нужные картинки на ИД.

Модели на ИД, дети показывают.

Дети располагают показания в контейнеры: жарко, тепло, холодно, морозно.

Интерактивный тест.

Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко?

  1. Имеют в виду осадки.

  1. Имеют в виду ветер.

  1. Имеют в виду облачность.

  1. Имеют в виду температуру.

Какие бывают термометры?

  1. Комнатный. 2. Медицинский.

  1. Уличный. 4. Почвенный.

  1. Водный. 6. Продуктовый.

В программе «Вести» сообщили, что в Якутии температура -50°, а в Антарктиде -57°. Где, по-твоему, теплее?

  1. В Якутии. 2. В Антарктиде.

VI этап. Итог урока (целевой)

Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока

Формируемые УУД: формирование навыков сотрудничества при ведении диалога, морально-этическая ориентация, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, контроль и коррекция

УЧИТЕЛЬ: Для кого важна температура?

Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?

УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения?

Д.З Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на основе самостоятельной работы.

1.Задание в тетради на стр. 10-11, №2, №3.

2.Придумать свой термометр при помощи методов фантазирования

(Дети поднимают руки)

ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.

VII этап. Рефлексия.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

- Кто сегодня рад полученным знаниям?

- Оцените свою работу на уроке, покажите смайлик. Урок по окружающему миру 2 класс «Температура и термометр»Урок по окружающему миру 2 класс «Температура и термометр»Урок по окружающему миру 2 класс «Температура и термометр»Похвалите себя и своего соседа за совместную работу.- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!



© 2010-2022