\Рабочая программа 4 класс \Основы религиозных культур

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

\Рабочая программа 4 класс \Основы религиозных культур.


Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Калачеевская гимназия №1



«Согласовано»

Руководитель МО ____Маренкова В.И._____


Протокол № от

«_01»_25.__08___2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР __Князева Е.Н.________
«___»______08______2015г.

«Утверждено»

Директор гимназии ___Мартыненко В.Т._______
Приказ № ОД 109 от « 01 » 09 .2015г.




Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики


4 класс

учителя начальных классов

Первая квалификационная категория



Самофаловой Натальи Васильевны



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета гимназии

Протокол №_______от «__»_08_2015г.


2015-2016 учебный год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253. - авторской учебной программы М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс. Москва «Русское слово», 2012. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. - 4-е изд. - Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа) - М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. - Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа) Цель и задачи обучения в начальной школе: Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Его изучение направлено на достижение следующих целей: • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Исследовательский метод- организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Нетрадиционные формы проведения:

эвристические беседы;
различные виды дискуссий;
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские. Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 34 часа в год.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности - воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине - России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия - Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.









Структура учебного предмета «Основы светской этики»


4 класс

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики.

30

3

Духовные традиции многонационального народа России

3

Итого:

34


На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы - народ России - едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы. В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 3 блокитоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год.

  1. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты



  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Формирование семейных ценностей;
  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты



  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты



  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

  • признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

5. Содержание учебного предмета.



Тема


Кол-во

час.

Содержание


Требования к уровню

подготовки учащихся

1

1 Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

2

2 Россия - Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия - многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

3

2 Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правилаповедения, манеры поведения человека, их характеристики Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам

4

2 Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использоватьслова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,аргументированно обосновыватьсвою точку зрения

5

2 Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботуо родных и близких, нуждающихся в помощи людях

6

2 Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность,трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

7

2 Честность и искренность. Понятия честность и искренность.Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивныекачества честности. Искренность -составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять;критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

8

2 Гордость и гордыня. Понятиягордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России Иметь представление о понятиях:гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность искромность, гордость за поступкигероев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения

9

2 Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

10

2 Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба - важнейший труд школьника Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

11

2 Семья. Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия - наследственное семейноеимя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье.Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

12

2 Семейные традиции. Традиция - передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружескиевзаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение

13

2 Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье - нераздельные понятия. Мать - творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательноеи уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

14

2 Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям.Распорядок дня ученика. Культураобщения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми,соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым иинвалидам, помощь им. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

15

2 Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь днейМасленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, РождествоХристово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничныйзастольный этикет. Курбан-байрам,день Сангхи, обряды народов, свобода совести Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

16

2 Защитники Отечества. 23 февраля - День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководцаА.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Охрана сухопутных,воздушных и водных границ страны. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почетная обязанность каждого мужчины. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относитьсяк защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия,

17

3 Итоговое повторение. Основные знания и умения по этикеи этикету Знать основное содержание учебника.Иметь представление о важнейших понятиях; Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания




Календарно- тематическое планирование



п/п


Темы уроков


Колич. часов

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Дата

Предметные умения

Универсальные

учебные действия

По плану

Фактич. 1. Введение в предмет.

1 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов- ному саморазвитию Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи Понимание значения нравственности в жизни человека и общества познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ"; Раскрыть понятия честность и искренность создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь; Сформировать у учащихся представления о морали гражданина Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. уточнить понятия: традиция, ритуал, забота, любовь Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме. Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Формирование навыков выполнения основных

правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма

Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.

Познакомить детей с легендарными личностями,

которые в разное

историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом.

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

ихактуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; Познавательные: Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии; строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам; давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.; выполнять творческие, поисковые задания; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте; находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой); обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия; идеентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлятьинтерес к культуре и историисвоего народа, родной страны; соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); Умение анализировать и характеризоватьэмоциональные состояния и чувства; оцениватьситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность; проявлять правила делового сотрудничества; Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.
Коммуникативные умения: сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей; формулировать точку зрения; определить общую цель и пути её достижения; аргументировать свою точку зрения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций); адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений; умение вести диалог, работать в группе.
Регулятивные умения: сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

03.09


2-3. Россия - Родина моя.









2

10.09

17.09


4-5 Этика и этикет.







2

24.09

01.10


6-7 Вежливость



2

08.10

15.10


8-9 Добро и зло.







2

22.10

29.10


10-11 Дружба и по-рядочность

2

12.11

19.11


12-13 Честность и искренность

2

26.11

03.12


14-15 Гордость и гордыня

2

10.12

17.12


16-17 Обряды и обычаи русского народа

2

24.12

13.01.16


18-19 Терпение и труд



2

20.01

27.01


20-21 Семья






2

04.02

11.02


22-23 Семейные традиции.


2

18.02

03.03


24-25 Сердце матери




2

10.03

17.03


26-27 Правила твоей жизни










2

24.03

07.04

28-29

Праздники народов России

2

14.04

21.04


30-31








Защитники Отечества.




2

28.04

05.05


32-34 Итоговое повторение

3

12.05

19.05

26.05


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. - 4-е изд. - Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа) - М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. - Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- технические и электронные средства обучения:

Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.





© 2010-2022