Конспект урока русского языка на тему Закрепление знаний об имени существительном. Создание газеты

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лебедева Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МОБУ «Башкирская гимназия»

ГО г. Нефтекамск

Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Закрепление знаний об имени существительном. Создание газеты «Наша классная газета». Цель: закрепить умение определять число и род имен существительных, развивать способность учащихся к поиску различных вариантов словесного выражения; расширять их словарный запас. Задачи: 1. Активизировать интерес детей к периодическим изданиям и профессиям, связанных с их созданием. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. 2. Развивать фантазию, творческую активность и инициативу, эстетический вкус, художественное мастерство, письменную и устную речь. 3. Воспитывать чувство общности с коллективом, духотворчества и сотрудничества, культуру поведения и общения при работе в группах. Предварительная подготовка:

  1. Класс делится на 3 группы. Распределяют обязанности: главного редактора, корреспондентов, технического редактора.
  2. Каждая группа выбирает название газеты, которую будут выпускать (верстать), рисуют визитную карточку своего издания.
  3. Делают подборку материалов.


Оборудование: Презентация PowerPoint, газеты, журналы, таблички с названием мини-редакций, визитные карточки для учащихся - «главный редактор», «корреспондент», «технический редактор», для классного руководителя - «корректор».

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры. В нашем классе работают 3 маленькие редакции, которым предстоит создать свою газету. -Чем занимаются люди, работающие в редакции газеты? (готовят информацию к печати: собирают материал, проверяют и исправляют текст). Вы распределили роли: выбрали главного редактора, корреспондентов, корректора, технического редактора. Со своими обязанностями вы уже знакомы. Под руководством главного редактора корреспонденты собрали материал, ее редактор подготовил макет газеты. Все вместе вы сверстаете газету. Помним, верстка газеты - очень важный ответственный этап. От нее зависит то, как будет выглядеть газета, будет ли привлекательна для читателя. Также мы повторим сегодня знания об имени существительном. - Уважаемые коллеги! Откройте свои деловые блокноты, запишите дату - 24 января.
  1. Актуализация знаний.

- А что такое газета? Историческую справку представляют наши знатоки. 1-й ученик: Газета - печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях. Одно из основных средств массовой информации. 2-й ученик: Самая первая газета появилась в Италии, точнее в Венеции в XVI веке. За сводку новостей платили мелкую монету. Эта монета называлась «gazzatta», отсюда и название газета. 3-й ученик: Самая первая русская газета «Ведомости» появилась при Петре 1 в 1702 году. 1. Орфографическая минутка: -Какие имена собственные назвали наши знатоки? Запишите их в блокноты. Италия, Венеция, Петр, «Ведомости» 2. Тест. - Какие газеты вы знаете? - На какие виды мы можем разделить газеты?

Газеты делятся:

1) по принципу территориального распространения и охвату аудитории

- общенациональные -

-региональные (республиканские, областные, краевые),

-местные (городские, районные)

2) по тематике

деловые,

общественно- политические,

рекламно-информационные,

развлекательные,

смешанные;

3) по возрастному принципу

детские,

молодёжные газеты,

газеты для взрослых

газеты для людей любого возраста;

4) по периодичности

ежедневные - выпускаются каждый день

2-3 раза в неделю

Еженедельные-1 раз в неделю,

Ежемесячные - 1 раз в неделю;

5) по стилю оформления

цветные,

чёрно-белые

и чёрно-белые с цветными вставками;

-Дадим характеристику местной газете «Красное знамя». В блокноте журналиста выполните тест, выберите правильный ответ и подчеркните его.

- Проверьте работу, оцените себя. Критерии оценки даны в блокноте.

Газета «Красное знамя»:

  1. местная;

  2. общественно- политическая;

  3. для людей любого возраста;

  4. выпускается 4 раза в неделю;

чёрно-белая с цветными вставками.

3. Словарная работа.

- Вспомним газетные жанры и запишем их.

Заметка - Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает кратко о важном факте.

Интервью - Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами.

Статья - Это исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению.

- Догадайтесь, о каком жанре я веду речь?
Репортаж - В отличие от других информационных жанров не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. Это своего рода история события.


Заметка, интервью, статья, репортаж. -Какой частью речи являются эти слова. Определите род существительных. Назовите данные имена существительные во множественном числе (Заметки, интервью, статьи, репортажи) 4. «Визитная карточка» -Представим редакции, работающие сегодня. Главный редактор представляет свое издание, т.е. объявляет название газеты, обосновывает его выбор. Слово для представления своего издания главным редакторам. Главный редактор газеты «Третьеклашки»: Мы решили назвать нашу газету «Третьеклашки», потому что мы учимся в третьем классе и мы веселые, озорные и смешные. Главный редактор газеты «Переменка»: Свою газету мы решили назвать «Переменка», потому что учеба занимает главное место в нашей жизни, но в то же время мы любим пошалить и поиграть на переменах. Главный редактор газеты «Классные звезды»: В нашем классе много талантливых ребят. Они занимаются спортом, искусством, любят литературу. Может быть, в будущем они станут знаменитыми людьми, поэтому газета называется «Классные звезды». - Молодцы. Спасибо.

  1. Редактирование текста.
Приступаем к работе в редакциях - редактированию и коррекции текста. - Что значит редактировать текст? (Редактировать - исправлять ошибки в построении предложений и текстов. Эта работа редакторов). - Перед вами тексты для каждой редакции по подгруппам. Прочитайте их про себя.

Задание №1. (группа 1)

Текст 1.

Сотрудники познакомили их с операциями издания газеты и журнала.

Учащиеся 3 класса получили много полезной информации.

Ребята отправились на экскурсию в Дом печати.

Задание №1. (группа 2)

Текст 2 .

на, р…бята, физкультуры, х…дили, На, уроке, лыжах

г… ры, с, было, Им, кататься, вес…ло, высокой
- Все ли в порядке? Отредактируйте тексты, - 1 подгруппа - расположите предложения в нужном порядке 2 подгруппа - вставьте пропущенные буквы и cоставьте предложения, расположив слова в нужном порядке. Запишите самостоятельно. Самостоятельная работа детей, запись. 1 подгруппа, проверьте, верно, ли вы выполнили задание. Показ правильного текста 1.

Ребята отправились на экскурсию в Дом печати.

Сотрудники познакомили их с операциями издания газеты и журнала.

Учащиеся 3 класса получили много полезной информации.
Оцените свою работу (+ или -). Надеюсь, что вы все справились. Прочитайте, какой текст у вас получился. -А теперь подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. - 2 подгруппа, проверьте, верно, ли вы выполнили задание. Показ правильного

текста 2.

На уроке физкультуры ребята ходили на лыжах.

Им было весело кататься с высокой горы. Оцените свою работу (+или-). Надеюсь, что вы все справились. Прочитайте, какие предложения вы составили. - Проверьте друг у друга правильность написания слов с пропущенными буквами. Оцените работу товарища. (+или-). Объясните написание безударных гласных.

  1. Физкультминутка.
- Прошу всех сотрудников подняться. Настало время производственной гимнастики. Давайте изобразим, как человек использует газету. -Просматривает (ведем глазами по периметру, сверху вниз, по диагонали) - читает (ведем глазами направо по доске) -использует как веер -Сворачивает в трубочку и смотрит, как в подзорную трубу 7. Работа в подгруппах. Отдохнули. Продолжаем работать в подгруппах. - 1 подгруппа - замените выделенные слова противоположными по смыслу словами - антонимами. - 2 подгруппа- замените выделенные слова противоположными по смыслу словами - антонимами.

Задание №2. (группа 1)

Вчера мальчики дежурили в классе. Они плохо вымыли доску, разложили книги. Класс стал грязным. Тяжело заниматься в таком классе!

Задание №2. (группа 2)

Объявление.

На праздник Дня защитника Отечества приглашаем мам, бабушек и сестёр! Мальчикам необходимо организовать концерт, родителям подготовить поздравительные открытки. Скуку и тоску всем взять с собой!
-Проверим, что у вас получилось. Прочитайте. Оцените себя. - Откорректированные материалы передаем техническому редактору. Он может расположить их в газете. 8. «Аукцион идей». -Пришло время сверстать газету. Вам потребуются ваши домашние заготовки, наработки прошлых уроков, творчество и смекалка. (Учащиеся работают в группах). - Наши газеты готовы. А сейчас каждая редакция расскажет о том, как сверстана газета: т.е. какие рубрики есть, как они расположены, представит свои самые интересные статьи (готовые газеты расположены на классной доске). -Слово техническим редакторам. Технический редактор газеты «Третьеклашки»: -Главное место в нашей газете занимает статья « », также поместили статьи « ». Технический редактор газеты « Переменка »: Классный руководитель: Слово предоставляется редакции газеты Технический редактор газеты «Классные звезды»: 10. Рефлексия. - Каждая газета имеет свой стиль. Газеты получились разные.

Ребята, посмотрите, эти газеты объединены вашим стремлением к знаниям, вашими талантами, вашими замечательными человеческими качествами. У нас получились классные газеты. Классная в значении, что ее творил 3 А класс и классная в значении замечательная.

Составить синквейн -

  1. Газета

  2. Урок


9. Д/з. Составить статью о том, как вы поработали в редакциях и выпустили газеты. В своих статьях найти имена существительные и указать их род. -Как вы будете определять род существительных? -Надеюсь, вам понравилось работать в редакциях. Спасибо всем.





Приложение № 1

Блокнот журналиста № 1

Фамилия, имя.

Оценивание работы:

Дата:

1. Орфографическая минутка:

Самооценка -

2. Выполни тест. Подчеркни правильный ответ.

Газета «Красное знамя»:

1) по принципу территориального распространения

  • общенациональная,

  • региональная,

  • местная;

2) по тематике:

  • общественно- политическая,

  • рекламно-информационная,

  • развлекательная;

3) по возрастному принципу:

  • детская,

  • молодёжная газета,

  • для людей любого возраста;

4) по периодичности:

  • выпускаются каждый день,

  • выпускаются 4 раза в неделю,

  • выпускаются 2 раза в неделю;

5) по стилю оформления:

  • цветная,

  • чёрно-белая,

  • чёрно-белая с цветными вставками.

Критерии оценки:

Оценка «5» - 0 ошибок

Оценка «4» - 1 ошибка

Оценка «3» - 2 ошибки

Оценка «2» - 3 ошибки

Самооценка:

3. Словарная работа. Жанры:

Самооценка: + или -

4. Редактирование текста. 2 подгруппа.

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы и cоставьте предложения, расположив слова в нужном порядке. Запишите самостоятельно.

на, р…бята, физкультуры, х…дили, На, уроке, лыжах

г… ры, с, было, Им, кататься, вес…ло, высокой


1.

Самооценка: + или -

2.



Задание №2. Замените выделенные слова противоположным по смыслу словами - антонимами.

Объявление.

На праздник Дня защитника Отечества приглашаем мам, бабушек и сестёр! Мальчикам необходимо организовать концерт, родителям подготовить поздравительные открытки. Скуку и тоску всем взять с собой!

Свой текст:

На праздник Дня защитника Отечества приглашаем ______________, ________________________________ и ________________________! ___________________ необходимо организовать концерт, ___________________ подготовить поздравительные открытки.

_____________________ и ______________________ всем взять с собой!


Самооценка:

5. Синквейн

1сущ.-

Самооценка:

2 прил.-

3 гл.-

Фраза-

Сущ.- ассоциация-

Итоговая оценка за урок:



Приложение № 2

Блокнот журналиста № 2

Фамилия, имя.

Оценивание работы:

Дата:

1. Орфографическая минутка:

Самооценка -

2. Выполни тест. Подчеркни правильный ответ.

Газета «Красное знамя»:

1) по принципу территориального распространения

  • общенациональная,

  • региональная,

  • местная;

2) по тематике:

  • общественно- политическая,

  • рекламно-информационная,

  • развлекательная;

3) по возрастному принципу:

  • детская,

  • молодёжная газета,

  • для людей любого возраста;

4) по периодичности:

  • выпускаются каждый день,

  • выпускаются 4 раза в неделю,

  • выпускаются 2 раза в неделю;

5) по стилю оформления:

  • цветная,

  • чёрно-белая,

  • чёрно-белая с цветными вставками.

Критерии оценки:

Оценка «5» - 0 ошибок

Оценка «4» - 1 ошибка

Оценка «3» - 2 ошибки

Оценка «2» - 3 ошибки

Самооценка:

3. Словарная работа. Жанры:

Самооценка: + или -

4. Редактирование текста. 1 подгруппа.

Задание №1. Обозначь цифрой порядок предложений в тексте.

Сотрудники познакомили их с операциями издания газеты и журнала.

Учащиеся 3 класса получили много полезной информации.

Ребята отправились на экскурсию в Дом печати.

Самооценка: + или -




Задание №2. Замените выделенные слова противоположным по смыслу словами - антонимами. Вчера мальчики дежурили в классе. Они плохо вымыли доску, разложили книги. Класс стал грязным. Тяжело заниматься в таком классе!

Своя запись:

_________________ _________________ дежурили в классе. Они вымыли доску, разложили книги. Класс стал ___________________ . ___________________ заниматься в таком классе!


Самооценка:

5. Синквейн

1сущ.-

Самооценка:

2 прил.-

3 гл.-

Фраза-

Сущ.- ассоциация-

Итоговая оценка за урок:


© 2010-2022