Свойства воды в твёрдом состоянии

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заседание научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»

УМК "Перспективная начальная школа" по теме «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Цель и задачи:

  • В ходе опытов выявить свойства льда;

  • Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;

  • Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Основной метод обучения:

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).

Основной структурный элемент заседания:

  • Опыты и анализ их результатов.

Оборудование и наглядные пособия: интерактивная доска, УМК 3-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О.Н. Федотова и др. тетрадь для самостоятельной работы, карточки с правилами проведения опытов, блюдца со льдом, молоточек, стаканы, сосуды с водой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим второе заседания клуба. Прошу участников клуба занять свои места.

2. Проверка домашнего задания.

-О чем мы говорили на первом заседании клуба

« Окружающий мир»? (о воде)

- Назовите три состояния воды. ( жидкое, твёрдое, газообразное)

- Какими свойствами обладает вода в жидком состоянии?

( текучая, без запаха, цвета, вкуса, прозрачная, при нагревании расширяется, при охлаждении- сжимается)

  1. Определение темы и цели урока.

- А сейчас отгадайте ребус: (вода)

Свойства воды в твёрдом состоянии.

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?( мы продолжим знакомство о воде и рассмотрим свойства воды в твёрдом состоянии)

- Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? (мы познакомимся со свойствами льда )

4. Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам стать исследователями.

- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя.

- Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте.

-Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.

- Работать будем так:

  • Лаборанты получает предмет для проведения опыта.

  • Исследователи проводят опыт,

  • Эксперты читают опыт, заносят полученный результат в тетрадь для самостоятельной работы

(задание №36 стр 26)

  • После завершения работы подайте сигнал.

5. Изучение нового материала.

- Начнем исследовательскую работу. Предлагаю открыть учебник на стр 68 и рабочую тетрадь на стр 26

(«Свойства воды в твёрдом состоянии»).

- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз? (Она замерзнет.)

- Я принесла вам несколько кусочков льда для проведения опытов.

1 опыт

Для проведения первого опыта нужны доска, лёд, молоточек, кусочки льда.

Я приглашаю подойти ко мне несколько учащихся ( они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.)

-Что вы наблюдали при проведении этого опыта? (Лед холодный, скользкий и раскололся, значит хрупкий.)

- Удалось ли вам определить свойство льда?(да)

-Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.

-Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд - опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

-1 учащийся подготовил советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.

Предлагаю вам обсудить услышанные правила.

У вас на столе у каждой группы лежит конверт с вопросом, прочитайте его и обсудите ответ в группе.

1 группа «Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?»

2 группа «Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?»

3 группа «Почему надо быть особенно внимательным на скользкой дороге?»

(Учащиеся высказываются:

  • В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.

  • Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.

  • Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.

  • Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.

  • Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза. )

6. Физ.минутка. «Капельки воды»

Давайте представим, что мы капельки воды. Нам очень холодно. Во что мы превратимся? (в фигурки из льда). Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. Прибежали на свои места.

7. Продолжение практической работы.

- Предлагаю исследовательским группам приступить к работе и выполнить 1 группе-2опыт, 2 группе-3 опыт, 3 группе- 4опыт.

-Прошу лаборантов подойти и взять все необходимое для опыта.

2 опыт

- (Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется ли вода в твердом состоянии свою форму?)

3 опыт

(Брось кусочки льда в воду. Наблюдай: тонет ли лед в воде или плавает?)

4 опыт

(Выясни, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?)

8.Подведение итога, результаты опытов.

( эксперты зачитывают вывод по результатам опыта, он появляется на доске, другие ребята записывают этот вывод в тетрадь)

1 группа: Кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.

Следовательно, лёд - это твёрдое тело.

2 группа: Лёд не тонет.

3 группа: Лёд бесцветен и прозрачен.

Итак, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!

9. Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?( узнать свойства льда)

-Ребята, цели мы достигли? ( да)

10. Рефлексия.

  • Ребята, вам понравилось работать в группах?

  • Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получилось, поднимите УЛЫБАЮЩУЮСЯ СНЕЖИНКУ.

Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, поднимите голубую СНЕЖИНКУ .

- Спасибо за работу, ребята. Мне понравилось, как работала(ли) группа(ы). ( оцениваю работу отдельных ребят)

11. Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание - подготовить доклад о свойствах льда.







© 2010-2022