Урок по литературному чтению по теме Мороз Иванович сказка В. Ф. Одоевского

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы.

Тема; Владимир Одоевский « Мороз Иванович».

Цели; 1. Создать условия для восприятия и осмысления биографии В.Одоевского, его произведением "Мороз Иванович", его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать "вдумчивое чтение".

2. Содействовать развитию устной речи учащихся; развитию образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

Ход урока.

Организационный момент

Психологический настрой

Выбери себе по настроению картинку ( солнышко, тучка)

Работа над выразительным чтением

У каждого на парте лежит скороговорка.

А) Прочтите скороговорку.

Б) Прочтите ее в интонации вопрос ответ( в паре).

В Прочтите ее весело, грустно.(в паре).

На парте у каждого ученика карточка по расширению поля зрения.

А) Прочитайте все числа по порядку.

Мотивационный этап.

Что знаете о сказках?

Какие бывают сказки?

- Какие из этих сказок народные? Почему?

- Назовите авторские сказки? Почему?

- Угадайте, из каких произведений эти сказочные персонажи?

  • Конек (Петр Ершов)

  • Жар-птица

  • Козлик (Бажов)

  • Баба-яга

  • Золотая рыбка (Пушкин)

4. Постановка цели урока, сообщение темы.

- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:

Морж -р - ж + роза - а

- Это слово мороз.

- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?

( Морозко, "Два Мороза")

- Это русская народная сказка.

- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой "Мороз Иванович", которую написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку "Морозко".

"Какой чудесный старик!" - написал об авторе книжки "Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея" один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней - псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: "А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление".

5. Первичное знакомство.

Сказку рассказывает учитель, по ходу рассказа на магнитной доске появляются персонажи сказки: Рукодельница, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович, Петушок, а также предметы быта из сказки: колодец, ведро.

6. Проверка первичного восприятия текста.

- С кем произошла сказочная история?

- Кто такой Мороз Иванович?

- Какое настроение вызвала сказка?

7. Чтение и анализ произведения

Чтобы читать быстро и правильно, выполним несколько упражнений.

Словарная работа

Толкование лексического значения слов.

Объясни

Мух считать

Рукодельница

Ленивица

Студенец

Нянюшка

спросонья

Чтение 1 части хорошо читающими учащимися.

Есть ли зачин у сказки? ( Прочитайте)

Что по именам девочек мы о них можем предположить?

Почему Ленивице всегда было скучно?

А почему никогда не скучала Рукодельница?

Чтение 2 части "по цепочке"

Вопросы :

Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

Кто ей встретился в колодце?

Каким вы представляете Мороза Ивановича?

С чего началась их встреча?

Что было необычного в старике Морозе Ивановиче?

Каким вы его себе представляете? Опишите.

Как вы думаете, сможет ли Рукодельница пройти все испытания старика?

Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Комментированное чтение 3-ей части.

  • Почему Рукодельница послушалась старика?

  • Брильянты - что это?

  • Почему у Мороза Ивановича такой необычный дом?

  • Что значит пальчики окостенели?

  • Как это - не ознобишь?

  • Как вы думаете, что за диковинки могут быть у Мороза Ивановича?

  • Почему Рукодельнице стало жаль бедной травки?

  • Почему Мороз Иванович не выпускал ее на волю?

  • А как вы думаете, почему он в колодце сидит?

  • А вы слышали, как мороз в окошки стучит? А зачем он стучит?

  • Что значит почивать?

  • Как вы думаете, будет ли доволен Рукодельницей Мороз Иванович?

  • Попробуйте предположить, что мог сказать Рукодельнице старик?

  • Как он мог ее отблагодарить?

Обобщающие вопросы после чтения 3-ей части.

  • Легко ли было Рукодельнице взбивать перину? Почему?

  • Сколько вопросов задала Рукодельница Морозу Ивановичу?

  • Какие это вопросы? Перечислите.

  • Как отблагодарил ее Мороз Иванович за работу?

  • Как вы думаете, какой он, Мороз Иванович - добрый или злой?

(Дети высказывают свои предположения, подкрепляя примерами из текста).

Сравнение героев. Диаграмма Вена (Дети составляют в тетрадях самостоятельно).

Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

Назовите качества, присущие Рукодельнице?

А Ленивице?

На кого вы хотите быть похожи?

У вас на парте лежат пословицы, но они рассыпаны их нужно соединить.

Объясните значение пословиц.

Работа с пословицами:


Какова работа


то и пожнешь


Что испек


не жди добра


Без труда


то и кушай


Сделав худо


не вытащить и рыбку из пруда


Что посеешь


такова и награда

Итог.

Какой урок извлекли для себя?

Зачем изучали данный текст?

Чем понравилась сказка?

Домашнее задание

Подготовить пересказ.

Сделать иллюстрацию к сказке.



© 2010-2022