Проект В гостях у дедушки Крылова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта: «В гостях у дедушки Крылова»

Участники проекта: учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 12

Руководитель: Жукова И.В.

Тип проекта::

По доминирующей деятельности: творческий.

По предметно-содержательной области: межпредметный.

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: среднесрочный.

По режиму работы: внеурочный.

Проблема:

Современные школьники, к сожалению, немного знают о том, как жил и творил великий баснописец И.А. Крылов. Круг басен, которые изучаются в рамках школьной программы, недостаточно широк. Ребята испытывают трудности в понимании морали басни. Проект призван пригласить «в гости» к дедушке Крылову, заинтересовать его творчеством, способствовать развитию устной и письменной речи учащихся. Аннотация проекта:

Проект направлен на развитие предметных и коммуникативных умений, навыков самоуправления и успешной социализации. На протяжении работы над проектом ребята смогут проявлять инициативу, научатся принимать самостоятельное и коллективное решение, смогут сами реализовывать свои планы, идеи. Ребята будут учиться отличать басню от стихотворения и сказки, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни.

Цель проекта:

Углубить знания о басне, как о жанре литературы, показать актуальность басен в современном мире.

Задачи:
Раскрыть понятие "басня" как многозначное слово.

Охарактеризовать структуру басни. Обеспечить в ходе проекта закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль.

Изучить биографию И.А.Крылова.

Инсценировать любимые басни И.А.Крылова.

Подготовить викторину по баням И.А.Крылова.

Формировать положительную мотивацию к исследовательской деятельности у учащихся.

Организовать творческую работу в группах.
Воспитывать качества личности: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, усердия, отзывчивости, благодарности.
Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями.

Метапредметные:

- познавательные:

ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение;

строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение;

осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

научиться выделять иносказательный смысл басни, понимать ее мораль;

- коммуникативные:

ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

вступать в диалог;

формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,

- регулятивные:

ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками;

планировать свои действия;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

- личностные:

ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

развивать способность к самооценке на основе критерия

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: Чему учат басни И.А.Крылова?

Проблемный вопрос: Какова роль басни в жизни человека?

Учебные вопросы:

Что такое басня?

Какую структуру имеет басня?

Какие басни написал Крылов?

Для чего нужно читать басни?

Какими способами можно показать басню другим людям?

Описание проекта: Данный проект предполагает изучение басен И.А. Крылова для того, чтобы учащиеся смогли более полно и широко понять и осмыслить специфику творчества баснописца. Учащиеся знакомятся с произведениями Ивана Андреевича Крылова, учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведениях. Басни Крылова хорошо влияют на процесс воспитания детей, несмотря на простоту и совершенную обыденность их героев, басни полны глубины и смысла. Читая детям басни Крылова, наполненные скрытым смыслом, мы заранее программируем их на то, что все плохие качества, которые существуют в человеке, всегда будут ассоциироваться у детей со смешными и абсурдными героями. Ребята учатся драматизировать басню, представлять драматизацию на сцене.

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационно-подготовительный.

  • Формирование рабочих групп учащихся.

  • Составление плана работы.

  • Формулирование вопросов для исследований.

  • Подбор информационных ресурсов для проекта (учитель).

  • Создание учителем вводной презентации для учащихся.

  • Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов)

2 этап. Планирование.

  • Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.

  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста.

  • Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.

  • Выработка групповых и индивидуальных планов работы.

  • Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..

  • Распределение задач и обязанностей между членами групп.

  • Определение способов предоставления результатов работы. • Знакомство с критериями оценки работ.

3 этап. Исследовательский.

  • Работа по группам.

  • Проведение исследований.

  • Сбор информации.

  • Составление плана презентации.

  • Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.

  • Самооценивание презентаций участниками проекта.

  • Взаимооценка работ друг у друга.

4 этап. Итоговый. Защита проекта.

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова»: сообщения, викторина «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?», инсценировка басен, выставка книг.

5 этап. Коллективное обсуждение, самооценка. Подведение общих итогов - презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта (для итогового обзора на стенде разместить фотоматериалы работы учеников над проектом).

Рефлексия: самооценка, оценка группы, оценка группой каждого.

Критерии оценки работы в проекте:

0 - не подготовлен

1 - подготовлен недостаточно

2 - подготовлен достаточно

3 - подготовлен отлично

  1. Самооценка, оценка группой каждого:

Критерии

Самооценка

Оценка группой

Сумма баллов

Средний бал

Чтение басен


Биография И. А. Крылова


Выразительное чтение басен наизусть.

Инсценировка басен

Участие в командной игре.

Итоговый балл:

  1. Оценка каждой группы:

Критерии

Оценка

1 группы

Оценка 2 группы

Оценка

3 группы

Чтение басен


Биография И. А. Крылова


Выразительное чтение басен наизусть.

Инсценировка басен

Участие в командной игре.

Общий балл

Средний балл

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: работа с источниками, сбор информации, чтение произведений, чтение наизусть, викторина, театрализация басен, публичное выступление.

Защита проекта

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Мы изучали басни И. А. Крылова. А сегодня мы подведём итоги нашей работы, и я приглашаю вас в гости к дедушке Крылову. Начиная работу над проектом, мы разделились на четыре группы:

1 группа - «Биографы».

2 группа - «Литераторы».

3 группа - «Затейники»

4 группа - «Артисты».

1. Выступление группы «Биографы».

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. 24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений. В книге были 23 басни И.А. Крылова. Вторая книга вышла 8 марта 1811 года. Напечатана так же скромно, как и первая. Первая иллюстрированная книга басен Крылова появилась в 1815 году. Наше выступление хочется закончить тоже стихотворением М. Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.


2. Выступление группы «Литераторы».

А мы изучали басню как литературный жанр, его историю, родоначальников. Что же такое басня?

Басня- это краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами басни обычно бывают животные. Часто названия зверей, птиц, насекомых пишутся с большой буквы. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. Таким образом, автор показывает читателю, что на самом деле речь идет о людях. Басня делится на две части: повествовательную и мораль. Мораль содержит главный смысл. Сегодня мы произносим многие выражения из басен, используя их наряду с пословицами и поговорками. Эти крылатые фразы заставляют нас обратить внимание на свои недостатки, пересмотреть свое поведение. Одним словом помогают стать лучше.

3. Выступление группы «Затейники».

ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?»

1 конкурс «Продолжи строки из басни»

  • Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)

  • Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)

  • Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)

  • Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)

  • За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)

2 конкурс - «Узнай басню по цитате» (жетоны, кто первый назвал)
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

  • "И в сердце льстец всегда отыщет уголок" ("Ворона и Лисица")

  • "Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей")

  • "А ларчик просто открывался". ("Ларчик")

  • "А Васька слушает, да ест". ("Кот и Повар")

  • "Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" ("Слон и Моська")

  • "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь" ("Квартет")

  • "Сильнее кошки зверя нет". ("Мышь и Крыса")

  • "Слона-то я и не приметил". ("Любопытный")

  • "Вперёд своей беде не смейся, голубок" ("Чиж и Голубь")

3 конкурс - « Узнай басню»

Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни. Все слова в форме Именительного падежа. Вы должны поочерёдно отгадать басню.

"Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…"
"Волк, угол, зубы, шерсть, глаза…"
"Волк, кость, беда…"
"Улица, Слон, зеваки…"
"Старость, глаза, очки, Мартышка…"
Ответы: (1. "Ворона и Лисица". 2. "Волк на псарне". 3. "Волк и Журавль". 4. "Слон и Моська". 5."Мартышка и очки".)

4 конкурс - «Кот в мешке» (В мешке лежат игрушки - животные, один ученик из класса вытаскивает одну игрушку и класс называет три басни Крылова с этим животным)
Назовите по три басни Крылова:

  • О лисе ("Ворона и Лисица", "Лиса", "Лисица и Осёл")

  • О волке ("Волк и Ягнёнок", "Волк на псарне", "Волк и овцы")

  • О медведе ("Квартет", "Трудолюбивый Медведь", "Медведь у пчёл")

  • Об обезьяне ("Обезьяна", "Квартет", "Зеркало и обезьяна")

5 конкурс - « Бюро находок».
В Бюро находок поступило много различных вещей:
Сыр - Лисица
Очки - Обезьяна
Зеркало - Обезьяна
Виноград - Лисица
Скрипка - Квартет
Необходимо разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса. (Название басни и герои)
4. Выступление группы «Артисты».

Инсценирование басен «Стрекоза и Муравей», «Кот и Повар», «Кукушка и петух», «Свинья под дубом», «Две собаки».

5 этап. Коллективное обсуждение, самооценка. Подведение общих итогов - презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта (для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом).

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Аппаратное оборудование:
- фотоаппарат;

- лазерный диск;

- компьютер;

- цифровая камера;

- проектор;

- сканер;

- принтер.

Программное обеспечение:

- программы обработки изображений,

- текстовые редакторы,

Интернет - ресурсы.



© 2010-2022