- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект В гостях у дедушки Крылова
Проект В гостях у дедушки Крылова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова И.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема проекта: «В гостях у дедушки Крылова»
Участники проекта: учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 12
Руководитель: Жукова И.В.
Тип проекта::
По доминирующей деятельности: творческий.
По предметно-содержательной области: межпредметный.
По характеру контактов: внутриклассный
По продолжительности: среднесрочный.
По режиму работы: внеурочный.
Проблема:
Современные школьники, к сожалению, немного знают о том, как жил и творил великий баснописец И.А. Крылов. Круг басен, которые изучаются в рамках школьной программы, недостаточно широк. Ребята испытывают трудности в понимании морали басни. Проект призван пригласить «в гости» к дедушке Крылову, заинтересовать его творчеством, способствовать развитию устной и письменной речи учащихся. Аннотация проекта:
Проект направлен на развитие предметных и коммуникативных умений, навыков самоуправления и успешной социализации. На протяжении работы над проектом ребята смогут проявлять инициативу, научатся принимать самостоятельное и коллективное решение, смогут сами реализовывать свои планы, идеи. Ребята будут учиться отличать басню от стихотворения и сказки, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни.
Цель проекта:
Углубить знания о басне, как о жанре литературы, показать актуальность басен в современном мире.
Задачи:
Раскрыть понятие "басня" как многозначное слово.
Охарактеризовать структуру басни. Обеспечить в ходе проекта закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль.
Изучить биографию И.А.Крылова.
Инсценировать любимые басни И.А.Крылова.
Подготовить викторину по баням И.А.Крылова.
Формировать положительную мотивацию к исследовательской деятельности у учащихся.
Организовать творческую работу в группах.
Воспитывать качества личности: доброты, честности, справедливости, трудолюбия, усердия, отзывчивости, благодарности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями.
Метапредметные:
- познавательные:
ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение;
строить речевое высказывание в устной форме;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать обобщение;
осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
научиться выделять иносказательный смысл басни, понимать ее мораль;
- коммуникативные:
ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
вступать в диалог;
формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
- регулятивные:
ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками;
планировать свои действия;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
- личностные:
ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развивать способность к самооценке на основе критерия
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: Чему учат басни И.А.Крылова?
Проблемный вопрос: Какова роль басни в жизни человека?
Учебные вопросы:
Что такое басня?
Какую структуру имеет басня?
Какие басни написал Крылов?
Для чего нужно читать басни?
Какими способами можно показать басню другим людям?
Описание проекта: Данный проект предполагает изучение басен И.А. Крылова для того, чтобы учащиеся смогли более полно и широко понять и осмыслить специфику творчества баснописца. Учащиеся знакомятся с произведениями Ивана Андреевича Крылова, учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведениях. Басни Крылова хорошо влияют на процесс воспитания детей, несмотря на простоту и совершенную обыденность их героев, басни полны глубины и смысла. Читая детям басни Крылова, наполненные скрытым смыслом, мы заранее программируем их на то, что все плохие качества, которые существуют в человеке, всегда будут ассоциироваться у детей со смешными и абсурдными героями. Ребята учатся драматизировать басню, представлять драматизацию на сцене.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Организационно-подготовительный.
-
Формирование рабочих групп учащихся.
-
Составление плана работы.
-
Формулирование вопросов для исследований.
-
Подбор информационных ресурсов для проекта (учитель).
-
Создание учителем вводной презентации для учащихся.
-
Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания, списка рекомендуемых ресурсов)
2 этап. Планирование.
-
Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
-
Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста.
-
Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.
-
Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
-
Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..
-
Распределение задач и обязанностей между членами групп.
-
Определение способов предоставления результатов работы. • Знакомство с критериями оценки работ.
3 этап. Исследовательский.
-
Работа по группам.
-
Проведение исследований.
-
Сбор информации.
-
Составление плана презентации.
-
Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.
-
Самооценивание презентаций участниками проекта.
-
Взаимооценка работ друг у друга.
4 этап. Итоговый. Защита проекта.
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова»: сообщения, викторина «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?», инсценировка басен, выставка книг.
5 этап. Коллективное обсуждение, самооценка. Подведение общих итогов - презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта (для итогового обзора на стенде разместить фотоматериалы работы учеников над проектом).
Рефлексия: самооценка, оценка группы, оценка группой каждого.
Критерии оценки работы в проекте:
0 - не подготовлен
1 - подготовлен недостаточно
2 - подготовлен достаточно
3 - подготовлен отлично
-
Самооценка, оценка группой каждого:
Критерии
Самооценка
Оценка группой
Сумма баллов
Средний бал
Чтение басен
Биография И. А. Крылова
Выразительное чтение басен наизусть.
Инсценировка басен
Участие в командной игре.
Итоговый балл:
-
Оценка каждой группы:
Критерии
Оценка
1 группы
Оценка 2 группы
Оценка
3 группы
Чтение басен
Биография И. А. Крылова
Выразительное чтение басен наизусть.
Инсценировка басен
Участие в командной игре.
Общий балл
Средний балл
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы и приемы: работа с источниками, сбор информации, чтение произведений, чтение наизусть, викторина, театрализация басен, публичное выступление.
Защита проекта
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Мы изучали басни И. А. Крылова. А сегодня мы подведём итоги нашей работы, и я приглашаю вас в гости к дедушке Крылову. Начиная работу над проектом, мы разделились на четыре группы:
1 группа - «Биографы».
2 группа - «Литераторы».
3 группа - «Затейники»
4 группа - «Артисты».
1. Выступление группы «Биографы».
И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. 24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений. В книге были 23 басни И.А. Крылова. Вторая книга вышла 8 марта 1811 года. Напечатана так же скромно, как и первая. Первая иллюстрированная книга басен Крылова появилась в 1815 году. Наше выступление хочется закончить тоже стихотворением М. Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
2. Выступление группы «Литераторы».
А мы изучали басню как литературный жанр, его историю, родоначальников. Что же такое басня?
Басня- это краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами басни обычно бывают животные. Часто названия зверей, птиц, насекомых пишутся с большой буквы. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. Таким образом, автор показывает читателю, что на самом деле речь идет о людях. Басня делится на две части: повествовательную и мораль. Мораль содержит главный смысл. Сегодня мы произносим многие выражения из басен, используя их наряду с пословицами и поговорками. Эти крылатые фразы заставляют нас обратить внимание на свои недостатки, пересмотреть свое поведение. Одним словом помогают стать лучше.
3. Выступление группы «Затейники».
ВИКТОРИНА «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?»
1 конкурс «Продолжи строки из басни»
-
Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)
-
Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)
-
Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)
-
Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)
-
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
2 конкурс - «Узнай басню по цитате» (жетоны, кто первый назвал)
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
-
"И в сердце льстец всегда отыщет уголок" ("Ворона и Лисица")
-
"Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!" ("Стрекоза и Муравей")
-
"А ларчик просто открывался". ("Ларчик")
-
"А Васька слушает, да ест". ("Кот и Повар")
-
"Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" ("Слон и Моська")
-
"А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь" ("Квартет")
-
"Сильнее кошки зверя нет". ("Мышь и Крыса")
-
"Слона-то я и не приметил". ("Любопытный")
-
"Вперёд своей беде не смейся, голубок" ("Чиж и Голубь")
3 конкурс - « Узнай басню»
Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни. Все слова в форме Именительного падежа. Вы должны поочерёдно отгадать басню.
"Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…"
"Волк, угол, зубы, шерсть, глаза…"
"Волк, кость, беда…"
"Улица, Слон, зеваки…"
"Старость, глаза, очки, Мартышка…"
Ответы: (1. "Ворона и Лисица". 2. "Волк на псарне". 3. "Волк и Журавль". 4. "Слон и Моська". 5."Мартышка и очки".)
4 конкурс - «Кот в мешке» (В мешке лежат игрушки - животные, один ученик из класса вытаскивает одну игрушку и класс называет три басни Крылова с этим животным)
Назовите по три басни Крылова:
-
О лисе ("Ворона и Лисица", "Лиса", "Лисица и Осёл")
-
О волке ("Волк и Ягнёнок", "Волк на псарне", "Волк и овцы")
-
О медведе ("Квартет", "Трудолюбивый Медведь", "Медведь у пчёл")
-
Об обезьяне ("Обезьяна", "Квартет", "Зеркало и обезьяна")
5 конкурс - « Бюро находок».
В Бюро находок поступило много различных вещей:
Сыр - Лисица
Очки - Обезьяна
Зеркало - Обезьяна
Виноград - Лисица
Скрипка - Квартет
Необходимо разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса. (Название басни и герои)
4. Выступление группы «Артисты».
Инсценирование басен «Стрекоза и Муравей», «Кот и Повар», «Кукушка и петух», «Свинья под дубом», «Две собаки».
5 этап. Коллективное обсуждение, самооценка. Подведение общих итогов - презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта (для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом).
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
Аппаратное оборудование:
- фотоаппарат;
- лазерный диск;
- компьютер;
- цифровая камера;
- проектор;
- сканер;
- принтер.
Программное обеспечение:
- программы обработки изображений,
- текстовые редакторы,
Интернет - ресурсы.