- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики Цифра 9. Состав числа 9
Урок математики Цифра 9. Состав числа 9
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тинькова С.Ю. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Цифра 9. Состав числа 9.
Цели и задачи урока:
-
Обучающие:
познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым;
уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
-
Развивающие:
развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся;
формировать умение делить на группы, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывающие:
способствовать формированию умений работать в паре, группе. развивать чувства взаимопомощи;
способствовать формированию положительной учебной мотивации;
Оборудование:
учебник Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2
презентация к уроку, проектор с экраном, компьютер
математический веер
заготовки для девятиугольника
карточки для парной и групповой работы
опора по составу числа 9, цифра 9
мелодия для физминутки «Мы пример решаем», «У меня есть одна тётя»;
Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Как живёте?
Как идёте?
Как бежите?
Ночью спите?
Как берёте?
Как даёте?
Как грозите?
Как сидите?
А математику как знаете?
А теперь вперёд, за дело.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт
Актуализация знаний. Устный счёт.
А) Прямой и обратный счёт.
Хором сосчитаем от 6 до 14 туда и обратно.
Хором сосчитаем от 16 до 21 туда и обратно.
Девочки на английском языке сосчитайте от 1-5 туда и обратно.
А мальчики от 1-до 5 на казахском языке туда и обратно.
Посчитаем двойками до 20 туда и обратно.
Б) Работа с математическим веером
Первое слагаемое 4 второе 2. Найдите сумму.
Уменьшаемое 5 вычитаемое 3. Найдите разность.
Я задумала число, увеличила его на 5 и получила 6. Какое число я задумала?
От задуманного числа я отняла 1, потом ещё один и получила 6. Какое число я задумала?
Сколько на экране чисел, которые меньше шести, но больше двух?
Кто там в роще «тук-тук-тук»?
Это дятел поднял стук.
И ещё двух слышу я.
Сколько дятлов здесь, друзья?
В шкафу на полочке 6 книг.
Я прочитала две из них.
А сколько книг ещё читать?
Вы это можете сказать?
Сколько зайчиков в корзине?
Почему ты так решил?
В коробке 2 синих карандаша,
по столько же красных и зелёных
Сколько карандашей в коробке?
В озере плавало 8 лодок. Четыре лодки причалили к берегу. Сколько лодок осталось в озере?
Постановка проблемы
Что помогло вам быстро решать задачи? (Знание состава числа). Состав каких чисел мы с вами уже знаем? Хорошо знаем? Давайте проверим.
Перед вами лист с математическими выражениями. Что общего между всеми выражениями? (Все они на нахождение суммы). Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача найти и подчеркнуть все выражения, 1 ряд - сумма которых равна 6, 2-ой ряд - 7, 3-ий ряд - 8. На выполнение задания вам отводится 1 минута.
3 + 3 5 + 3
6 + 1 1 + 5
4 + 4 4 + 3
8 + 1 2 + 6
Ребята, какое выражение осталось лишнее? А если к числу 8 прибавить 1 на числовом ряду, то какое число получится? Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
Расскажите мне всё о числе 9. (Число 9 в числовом ряду стоит на девятом месте, между числами 8 и 10. Оно на 1 больше, чем число 8 и на 1 меньше числа 10.). А теперь давайте скажем комплименты числу 9. Сравним число 9 с выражениями.
На доске:
9 1+4 4-2 9
5+2 9 9 7-2
6-3 9 9 4+4
Физминутка «Я пример сейчас решаю» .
С помощью какого математического знака вы запишите ответ?
«Открытие» нового знания
А каким знаком в математике обозначается количество 9? Как вы думаете чему нам сегодня нужно научиться? (Писать цифру 9).
На что похоже цифра 9? А есть ещё стишок.
Девятка - убедитесь сами -
Похожа на шесть вверх ногами,
Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.
Объяснение написания цифры 9. Следим за карандашиком.
Начинаем писать немножко ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляем и ведём руку вниз к середине клетки. Здесь линию вновь закругляем и ведём вверх к началу овала. Затем ведём руку вниз, закругляем у середины нижней стороны клетки.
Пропишем в воздухе, пальчиком на ладошке, а теперь в тетради.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Раз, два, три, четыре, пять!
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться -
Будет получаться!
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят - отвечаю.
Взаимопроверка. Обведите в кружок самую красивую цифру.
Пальчиковая разминка
А теперь возьмите линейку и красный карандаш. Соедините все точки по часовой стрелке по порядку начиная от единицы. Какая геометрическая фигура получилась?
(Многоугольник или девятиугольник).
- Почему именно девятиугольник?
- Как называется граница многоугольника? (Периметр)
Как по другому сказать, что такое периметр?
Если у девятиугольника все стороны равны, а длина одной стороны 1 см. Чему равен периметр этой фигуры?
Каким математическим знаком обозначается число 9? (Цифрой 9)
Цифру 9 мы научились писать? (Да)
-Как вы думаете, с чем нам теперь предстоит познакомиться? ( С составом числа 9)
Работа в группах
С каким числом предметов вы встретились при выполнении задания? Каждой группе раздаётся по 9 геометрических фигур.
Задание:
Каждой группе необходимо разбить геометрических фигур на две группы по заданному признаку (признак задан в верхней части листа) и составить выражение. Что такое выражение?
1 и 4 группа - по цвету
2 и 5 группа - по форме
3 и 6 группа - по размеру
7 и 8 группа - по количеству точек
По завершении работы спикер каждой группы защищает свой вариант решения задания.
С каким числом предметов вы встретились при выполнении задания? Как можно получить число 9?
Первичное закрепление
Заполним числовой домик:
9 это
1 и 8 или 8 и 1
2 и 7 или 7 и 2
3 и 6 или 6 и 3
4 и 5 или 5 и 4
Физминутка «У меня есть одна тётя»
Состав какого числа нам нужно запомнить? Для чего нужно знать состав числа?
С составом числа поработали? (Да)
- Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Откроем учебник на стр.18. Выполним задание №2. Что нужно сделать в задании? (Составить примеры одного гнезда)
Фронтальная проверка. Кто выполнил задание без ошибок? Встаньте. Аплодисменты ученикам успешно справившимся с заданием.
Закрепление.
На доске математические модели.
Задание: к каждой математической модели подберите жизненную ситуацию.
Кто заметил с составом какого числа мы подбирали жизненную ситуацию к математическим моделям?
Домашнее задание: Выучить состав числа 9. Выполнить задание №6 стр.21. Прописать показ.
Вспомните, какой была тема нашего урока? (Число и цифра 9)
-Чему мы хотели научиться?
Нам это удалось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Над чем нужно работать?
Кого вам хочется похвалить?
Итог урока. Рефлексия.
Над доской - семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке - буква:
О Ц О М Д Ы Л
Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зелёная, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.
Какое слово получилось?
Ребята, вы действительно сегодня молодцы. А как вы сами оцените свою работу на уроке?
С каким предложением вы согласны? Поднимите соответствующую цифру на числом веере.
-
Урок полезен, всё понятно
-
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
-
Ещё придётся потрудиться
-
Да, трудно всё-таки учиться!