СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ»

Д.И. Сайфулина

Сибирский федеральный университет

г. Лесосибирск В современных условиях духовно-нравственного кризиса, негативного влияния СМИ на общество, регресса гуманности, изменения представлений о высших ценностях и нравственных идеалах наблюдается резкое падение уровня нравственности среди детей. Вследствие этого, нравственное развитие обучающихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Ведь именно в процессе образования в школе решается одна из важнейших задач воспитания личности: передача подрастающему поколению нравственных установок, норм нравственности, предоставляющих возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру и стремление действовать, согласно усвоенным нравственным представлениям. В ФГОС НОО[37] отмечается, что духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из ключевых направлений деятельности современной образовательной организации. Системно-деятельностный подход, составляющий теоретико-методологическую основу ФГОС НОО [37, с. 3], в свою очередь предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». В соответствии с ФГОС НОО [37, с. 4] на ступени начального общего образования происходит «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Одним из самых актуальных ресурсов для нравственного развития,в рамках ФГОС НОО, становится внеурочная деятельность, которая является наиболее эффективным средством формирования нравственных установок у младших школьников, и в процессе которой осуществимо и целесообразно решение проблем духовно - нравственного воспитания. В рамках реализации ФГОС НОО [37], под внеурочной деятельностью подразумевается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Согласно ФГОС НОО [37, с. 21], внеурочная деятельность в начальных школах реализуется через такие формы как: «секции, экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, соревнования, школьные научные общества, общественно полезные практики, олимпиады и т. д.». Л.Ю. Савинова [28] считает, что основополагающие направления внеурочной деятельности школа вправе выбрать сама, выстраивая уровни приоритетов в их реализации. Особо распространенное направление - духовно - нравственное развитие и воспитание. Для реализации этого направления используются такие виды внеурочной деятельности как: «досугово-развлекательная, познавательная, игровая, трудовая деятельности; проблемно-ценностное общение, художественное творчество и т.д.» [37, с. 21]. По мнению Т.В. Пикулиной [23], направление духовно - нравственного развития и воспитания, реализуемое во внеурочной деятельности, предполагает формирование нравственных установок у обучающихся не только в отношении разума (знания учащихся о хорошем и плохом, о нравственных понятиях и др.). Данное направление также формирует мотив, затрагивающий чувства и эмоции младшего школьника, отражает его поведение, отношение к окружающим, самому себе, к Родине и т.д. Преобразование основополагающих ценностей в нравственные установки немаловажно для младшего школьника и требует активного включения ребенка в процесс раскрытия для себя смыслового значения какой - либо ценности, формирования собственного отношения к ней, приобретения опыта практической реализации этих ценностей. Установка - это «определённая модель убеждений, которые являются общими для группы или общества в целом» [22, с.527]. К исследованию понятия «нравственные установки» обращались Е.В. Слизкова, А.В. Белова, Е.Б. Горшкова и другие исследователи. В современных условиях нет единого понятия «нравственные установки». Так, Е.В. Слизкова и А.В. Белова [32, с. 37] считают, что в процессе формирования нравственных установок «продуктивным и единственно верным» является «реализация в системе российского образования Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанную на основе Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения». С точки зрения Е.Б. Горшковой [5, с. 34], системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, - это «метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм, достигается согласование аксиологического и системно - деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника». Обратимся к анализу понятия «нравственность». По мнению И.Ф. Свадковского [30, с. 144], «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами». Раскрывая сущность понятий «духовность» и «нравственность», Л.Ю. Боликова и Ю.А. Сильнова [2, с. 124] приходят к заключению, что «духовно-нравственная установка - это выражение младшим школьником ценностного личностного смысла поведения и деятельности, его готовности к проявлению равноправия, уважения, заботы, поддержки, понимания, толерантности к себе и окружающим его людям». О.В. Канашкина [12, с. 39] рассматривает нравственные установки как «внутренние установки ребенка действовать согласно своей совести и свободной воле. Они обеспечивают добровольное соблюдение правил, норм и принципов поведения». Т.Б. Сандабкина [29] приходит к заключению, что на сегодняшний день особенно значимым является такие нравственные установки, как умение быть отзывчивым, готовым помочь, любить, дружить, а особое значение приобретают такие качества как межкультурное понимание, толерантность, неравнодушие к судьбе страны. Интерес представляет анализ нравственных установок, проведенный Д.В. Новиковым [20, с. 115], на основе которого сделан следующий вывод: «воспитание у школьников качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия учениками системы существующих в обществе ценностей». Всесторонне проанализировав проблему, Т.П. Шевырева [40, с. 179] связывает нравственные установки с современным трудовым воспитанием: «Одним из важных показателей, характеризующих нравственную сферу личности, является отношение учащихся к труду. Сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха - важная задача, стоящая перед школой». Анализ научной литературы по раскрытию понятия «нравственная установка» позволил определить, что установка младшего школьника связана с нравственным сознанием, моральным выбором и ценностями. Исследуемое понятие также можно представить как осознанное действие при определенной задаче, нацеленное на соблюдение нравственных норм, реализующееся мотивом ценностно-ориентировочной деятельности, проявляющейся на основе нравственного опыта. Осознанность нравственной установки младшим школьником предполагает рефлексию при совершении нравственного поступка на основе собственного опыта [34]. В образовательном процессе у младших школьников формирование таких установок основывается на уважении, толерантности, понимании, труде, заботе об окружающем мире, доброте, т.е. на том, что является ядром этих установок. Нравственные установки - это, по сути, ориентиры, которые помогают составлять представление о нормах поведения, общения, осуществлять какую - либо деятельность, опираясь на нравственные нормы. Становление ценностных ориентаций также играет существенную роль в понимании «нравственных установок», т.к. направленная на ценностное отношение нравственная установка должна привести младшего школьника к соблюдению нравственных норм. Все вышеизложенное учитывается в ФГОС НОО нового поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Ввиду этого, приоритетной целью образования на сегодняшний день является воспитание нравственных качеств и ценностного отношения школьников к образованию, труду, природе, жизни, человеку, к Родине и семье [7]. Таким образом, мы пришли к выводу, что нравственная установка - это готовность младшего школьника к проявлению доброты, поддержки, уважения и толерантности к окружающим его людям, готовность действовать согласно представлениям о добре и зле, моральным нормам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Беляева Е. В. Формирование нравственной культуры младших школьников в практической деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.151-155.
  2. Боликова Л.Ю., СильноваЮ.А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. Т. 34.№ 2.С. 121-126.
  3. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа.2010. Т.4. № 7. С. 97-100.
  4. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. 2014. № 2.С. 34-36.
  5. Горшкова Е.Б. Системно-деятельностный подход в формировании нравственных качеств у младших школьников // Инновации в науке. 2012. №8.С. 28-35.
  6. Гусевская О.В. Актуальные возможности организации нравственного развития младших школьников в современных социально - педагогических условиях // Наука и Мир.2014. Т. 13. № 9.С. 118-123.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 4-28.
  8. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно -нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета.2014. Т. 4. № 1. С. 62-65.
  9. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Т. 1. № 1.С. 126-129.
  10. Зайцева Н.В. Формирование нравственных ценностей младших школьников эстетическими средствами // Среднее профессиональное образование. 2013. №7. С.11-13.
  11. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С.61-64.
  12. Канашкина О.В. Формирование нравственных установок и коммуникативной культуры учащихся четвертого класса в процессе чтения художественной литературы// Начальная школа. 2013. № 4. С. 37-41.
  13. Князева Т.Н. Сидорина Е.В.Понимание морально-нравственных категорий младшими школьниками в структуре развития морального интеллекта// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-36.
  14. Ларичева Н.В. Формирование готовности младших школьников к нравственному выбору в решении жизненных ситуаций // ИСОМ. 2015. № 3.206 с.
  15. Лукашенко И.А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.2015. Т. 2. № 7.С. 82-86.
  16. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. Т. 20. № 16. С. 151-157.
  17. Мухоплева Т. М. Формирование нравственного воспитания младших школьников // МНИЖ . 2013. Т. 11. № 4. С.31-32.
  18. Нефедова Е.В. Педагогические условия формирования мировосприятия младшего школьника в образовательном процессе // Вестник СамГУ. 2006. Т. 2. № 5. С.83-90.
  19. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 5. С. 53-57.
  20. Новиков Д.В. Ценностные ориентации в нравственном воспитании младших школьников // Система ценностей современного общества. 2014. № 37. С. 114-120.
  21. Пашкевич В.В Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. 2010. № 2. С. 29-32.
  22. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Рос. энцикл., 2009. 527 с.
  23. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. 2015.Т. 1. № 2. С. 24-25.
  24. Примерная основная образовательная программа начального общего образования// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: Электрон.дан. Режим доступа:минобрнауки.рф/документы/922.
  25. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности // Начальная школа. 2011. № 1. С. 51-53.
  26. Развитие и оценка нравственных компетенций младших школьников в ходе внеучебных мероприятий «Уроки добра» / Неумоева-Е.В. Колчеданцева, К.А. Гавронскаяи др. //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 2015. С. 291-297.
  27. Реализация воспитательного проекта "Копилка добрых дел" как способ развития нравственных качеств личности младших школьников / Г.Н. Козлова, Е.Д. Родионова // Ломоносовские чтения на Алтае Международная молодежная школа-семинар в 6 частях. Алтай, 2013. С. 43-45.
  28. Савинова Л.Ю. Подготовка будущего учителя начальных классов к реализации духовно-нравственного развития младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1. С. 350-354.
  29. Сандабкина Т. Б. Некоторые аспекты воспитания нравственной сферы младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 118-222.
  30. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. М.: Академия, 2011. 144 с.
  31. Серикова Л.А. Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 233-243.
  32. Слизкова Е.В. Белова А.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10.С. 34-39.
  33. Сулейманова Н. И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 5. 74 с.
  34. СундуйГ.Д. Роль народных совестливых установок в духовно-нравственном формировании личности // Вестник БГУ. 2014. №1. С.43-46.
  35. Тивикова С.К.Роль речевого поведения педагога в духовно-нравственном развитии младших школьников// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. Т. 84. № 1. С. 169-171.
  36. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". 1 класс.Курс "Воспитание нравственных качеств":метод.пособие/ сост. Л.В. Мищенкова. М. : РОСТ, 2014. 89 с.
  37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: Электрон.дан.Режим доступа:минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf.
  38. Холодкова О.Г. Малохвей С.М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. Т. 47. № 4. С. 37-40.
  39. Черненькая С.В. Этика как методология исследования нравственности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Философские науки". 2012. Т. 6. № 2. С. 10-17.
  40. Шевырева Т.П. Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 175-182.
  41. Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников / А. В. Шегаева, И.В. Терехов и др. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф., г. Пермь, март 2014 г. Пермь: Меркурий, 2014. С. 144-145.











© 2010-2022