- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитательной работы для младших школьников
Программа воспитательной работы для младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фёдорова Н.В. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
воспитательной работы «СМИД»
Союз мальчишек и девчонок.
Составила учитель
начальных классов
Федорова Н. В.
Я работаю в данном учебном заведении 21 год учителем начальных классов. При формировании классного коллектива учитываю результаты диагностик, проводимых психологом школы. «Определение готовности ребенка к школе» - опросник Дж. Чейпи, тест Тулуз - Пьерона, тесты М.И. Ильиной. Данные проводимых диагностик позволяют объективно оценить уровень готовности ребенка к школе. Анализ результатов диагностик дает возможность сделать вывод, что сегодняшние первоклассники отличаются во многом от тех детей, которых мне пришлось набрать в первый раз. Они с трудом устанавливают контакт с педагогом, с одноклассниками, конфликтуют друг с другом и у них завышена самооценка. В ходе проводимых диагностик выявила у данных детей: - низкий уровень коммуникативных способностей; - отсутствие потребности общения с книгой; - узкий кругозор. Я считаю, что в современных условиях актуальной психолого - педагогической проблемой становится развитие нравственных качеств личности младшего школьника, формирование у него коммуникативных навыков. В связи с этим процесс воспитания младших школьников стремлюсь направлять на развитие коммуникативных качеств личности. Таким образом, коммуникативно-личностное развитие младших школьников становится одним из приоритетных направлений моей деятельности. Я глубоко убеждена, что не будет полноценного развития личности школьника без сформированных у него коммуникативных качеств. В связи с этим приоритетным направлением моей работы является: Становление детского коллектива, обладающего коммуникативной культурой. Эта тема является актуальной для меня, моих учеников, родителей и педагогов. Цель воспитания:
Создание благоприятных условий для организации и становления детского коллектива, обладающего интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. Учитывая личностную мотивацию, интерес учащихся, разный уровень воспитанности, я пытаюсь придерживаться следующих основных принципов в своей работе:
- Принцип системно - деятельностного подхода;
- Принцип сотрудничества педагогов и школьников;
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании;
- Принцип индивидуально - личностной ориентации;
- Принцип коллективности в организации воспитательного процесса.
- Обучение и воспитание в сотрудничестве, которое способствует саморазвитию личности младшего школьника, признанию за каждым учеником права выбора.
- Здоровье сберегающая технология, направленная на формирование у школьников мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Проектная деятельность, позволяющая развивать у школьников умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки проекта
Программа составлена на основе нормативных документов об образовательной программе и программе воспитательной работы.
Пояснительная записка. Данная программа составлена с целью воспитания ребенка как личности, воспитания умения жить в коллективе и развитие индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка. Содержание программы составлено с учетом возраста детей, охватывает гражданско - правовое воспитание, формирование культуры поведения и умственного труда, санитарно- гигиенических навыков. По мере перехода из класса в класс, учитываю преемственность и возможности детей, а содержание меняю за счет форм и методов воспитательной работы. Прогнозируемый результат - создание сплоченного коллектива, воспитание культурной личности, обладающей коммуникативной культурой.
Данная программа ориентирована на развитие таких качеств:
-
умение жить и работать в коллективе, считаться с мнением других;
-
вести здоровый образ жизни;
-
умению ответственно относиться к порученному делу;
-
навыкам общественной жизни.
Программы воспитательной работы
Схема программы воспитания по блокам.
Художественно- эстетическое.
От формирования опыта деятельности до
коллективной деятельности
Трудовое.
От формирования навыка труда до
самоорганизации трудовой деятельности
Физкультурно-оздоровительное. Здоровый образ жизни.
От элементарных сведений о гигиене до
самоорганизации здорового образа жизни
Гражданско-правовое.
От знаний элементарных норм до
знания правил и их применения
Нравственное.
От элементарных навыков культуры общения до
самосознания и самовоспитания
Интеллектуальное
От знаний простых правил до
саморазвития и самообразования
Основные разделы программы.
1 класс.
Учимся дружить.
Выполнение правил поведения ученика.
Цель: Создать условия для изучения и выполнения правил поведения в школе, дома, общественных местах.
Задачи:
-
Познакомить с правилами поведения в школе, дома, общественных местах.
-
Организовать дежурство по классу. Учить самообслуживанию.
Формы работы:
-
Беседы, классные часы: «Правила поведения в школе и на улице», «Не играй с огнем», «Правила поведения в общественных местах», «Режим дня ученика», «Я - пешеход».
-
Игры и упражнения.
-
Экскурсии познавательные «Что у нас над головой?», «Что у нас под ногами?».
-
Посещение музея.
Гражданско- правовое воспитание.
Цель: Создать условия для формирования гражданской позиции, правовой культуры, навыков общественной жизни.
Задачи:
-
Воспитание любви к Родине, « к малой родине».
-
Познакомить с традициями школы, города.
-
Формирование качеств личности.
Формы работы:
-
Классные часы: «Наша Родина Россия», «Моя «малая родина» - Малмыж», «О заботливом отношении к людям», Беседа о поведении на воде.
-
Беседа - игра «Поведение на улице», «Дорожные правила Бабы Яги».
-
Тест по правилам поведения.
-
Конкурс чтецов и рисунков.
-
Игра «Дом, в котором я живу».
Нравственное и эстетическое воспитание.
Цель: Создать условия для формирования качеств, составляющих культуру поведения.
Задачи:
-
Прививать навыки культурного общения, культуры поведения в различных местах.
-
Воспитывать культуру речи.
-
Познакомить с понятиями: правдивость, честность, ответственность за родных и близких. Добро, вежливость, исполнительность, инициатива, умение вести себя в различных ситуациях.
Формы работы:
-
Праздники «Открывай нам школа дверь», «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», День именинников «День рожденья только раз в году», «Праздник мам».
-
Экскурсии на пришкольный участок, наблюдаем за временами года.
-
Конкурс рисунков « Зимушка-зима».
-
Конкурс стихов.
-
Беседы «Кого мы называем добрым?». Разучивание танцев и песен.
-
Классный час: «Что такое справедливость», «О правдивости и честности человека»,», «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным».
Трудовое воспитание.
Цель: С помощью системы мероприятий создать условия для соблюдения правил личной гигиены.
Задачи:
-
Организовать и провести трудовые дела, субботники, дежурство по классу.
-
Учить самостоятельному проведению физкультминуток. Выполнение поручений по группам. Уход за комнатными растениями. Сбор природного материала. Оформление классной комнаты к различным праздникам.
Формы работы:
-
Классные часы: «Как ты сидишь?», «Наша переменка».
-
Викторина «Зимующие и перелетные птицы».
-
Подарок маме, папе, бабушке, дедушке.
-
Праздник «Мой додыр»
Здоровый образ жизни.
Цель: Создать условия для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
-
Формирование навыков санитарно - гигиенической культуры: навыки умывания, забота о сохранении зубов, уход за одеждой.
-
Воспитание привычки соблюдать режим дня.
-
Приобщить детей к занятиям физкультуры.
Формы работы:
-
Экскурсии прогулки на расстояние 1 км.
-
Дни здоровья
-
Подвижные игры на свежем воздухе.
-
Веселые старты.
-
Игры- беседы « Встреча с доктором Айболитом», «Друзья - вода и мыло», «Уход за зубами».
-
Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».
-
Походы.
Организация коллективной деятельности.
Развитие творчества.
Цель: Создать условия для создания коллектива класса.
Задачи: Распределение детей по группам. Смена поручений через неделю на классном часе. Отчет командира группы.
Формы работы:
-
Классные часы: «Что такое коллектив», «Что значит быть другом».
-
Объединение в группы.
-
Участие в различных кружках.
2 класс.
Мы растем.
Интеллектуальное воспитание.
Цель: Создать условия для знакомства с общественной жизнью через внеклассные мероприятия и учебные предметы.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с профессиями родителей и какую пользу приносит их труд.
-
Развитие интереса к учебным предметам через внеклассные мероприятия.
-
Развивать умение правильно строить взаимоотношения с окружающими, работать в группе, в процессе организации различных видов деятельности.
Формы работы:
-
Классные часы: «Все профессии нужны, все профессии нужны», «По дорогам сказок», «Символы нашего государства».
-
Посещение библиотечных часов в городской библиотеке 1 раз в месяц.
-
Работа с каталогом, работа со словарями и т. д.
-
Внеклассные занятия по предметам.
-
Математическая викторина.
-
Устный журнал «Времена года». 4раза в год.
-
Учимся рисовать флаг России.
-
Приглашение интересных людей.
-
Экскурсии на предприятия своего города.
Гражданско- правовое воспитание.
Цель: Формировать гражданскую позицию, навыки правовой культуры и навыки общественной жизни.
Задачи:
-
Воспитывать любовь к своей Родине.
-
Познакомить детей, какие опасности бывают в жизни.
Формы работы:
-
Классные часы: «Наша Родина - Россия», «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», беседа - игра «Поведение на улице», «Домашние опасности».
-
Беседа о поведении на воде.
-
КВН «Берегись автомобиля!»
-
Конкурс чтецов и рисунков.
-
Диспут.
-
Конкурс сочинителей.
Нравственное и эстетическое воспитание.
Цель: Создать условия для формирования культуры взаимоотношений с помощью различных ситуаций, практикумов, упражнений.
Задачи:
-
Воспитывать в детях культуру общения, культуру поведения в различных местах, культуру речи.
-
Формировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками.
-
Раскрыть понятия скромность, вежливость, дружба.
Формы работы:
-
Посещение кукольного театра. Правила поведения.
-
Экскурсии в природу по временам года.
-
Выпуск газеты по группам к праздникам: Новый год и 8 марта.
-
Классные часы: «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками», «Дружба начинается с улыбки», «Верность слову и обещаниям», «Слова вежливости».
-
Беседа - диалог «Мальчик и девочка».
-
Игра «Мы идем в гости».
-
Уроки этикета. Рассмотрение ситуаций с разными людьми и по месту происходящих событий.
-
Занятия - практикумы: - Уступи девочке место. Помоги ей, защити. Умей разговаривать с мальчиком.
Трудовое воспитание.
Цель: Приобщение учащихся к выполнению трудовых поручений.
Задачи:
-
Формирование соблюдения правил личной гигиены.
-
Организация и проведение трудовых дел, субботников. Дежурство по классу. Выполнение поручений по группам. Уход за комнатными растениями.
Формы работы:
-
Изготовление подарков к праздникам;
-
Трудовой десант у школы;
-
Работа в мастерской Деда Мороза.
-
Участие в выставках, играх, конкурсах и т. д.
Здоровый образ жизни.
Цель: Создать условия для вовлечения в спортивную жизнь как можно больше детей.
Задачи:
-
Формировать потребность занятий физической культуры и вести здоровый образ жизни.
-
Учить оказывать первую помощь.
-
Сформировать понятия: Чистота- залог здоровья. Береги зрение. Режим дня.
Формы работы:
-
Классные часы: « Как сохранить хорошее зрение», «Чистое помещение - залог здоровья», «Оказание первой помощи при несчастных случаях».
-
Прогулки в природу с родителями в выходной день.
-
Дни здоровья 1 раз в триместр.
-
Подвижные игры на свежем воздухе «Кто самый меткий», «Кто самый быстрый».
-
Спортивные эстафеты, катание на лыжах, санках.
-
Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».
-
Походы.
-
Праздник «Масленица».
Организация коллективной деятельности.
Развитие творчества.
Цель: Формировать навыки коллективной деятельности.
Задачи:
-
Продолжить работу над созданием коллектива класса. Работа детей по группам. Смена поручений через неделю на классном часе.
-
Развивать и совершенствовать традиции класса.
Формы работы:
-
Классные часы: «Соблюдай правила жизни в коллективе», «О дружбе», «Заповеди класса».
-
Праздники «А ну-ка, девочки!», «А ну- ка, мальчики!»
-
Анкетирование.
-
Участие в предметных неделях, праздниках.
3 класс.
Дружная семейка.
Интеллектуальное воспитание.
Цель: Продолжить работу по знакомству с общественной жизнью своего города.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с ближайшими предприятиями своего города.
-
Формирование отношения к природе родного края, как общему дому.
-
Развитие культуры экологических знаний.
Формы работы:
-
Классные часы: «Настоящее и прошлое нашего города», «Природа Вятки», «Растительный и животный мир Вятки».
-
Встречи с интересными людьми.
-
Посещение музея, выставок, экскурсии.
-
Конкурс рисунков «Береги природу - наш дом».
-
КТД «Осень», «Зима», «Весна».
-
Конкурс стихов о природе.
-
Экологический КВН.
Гражданско- правовое воспитание.
Цель: Создать условия для формирования у детей демократической культуры отношений, быть толерантными.
Задачи:
-
Воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям.
- Воспитание гражданской позиции, ответственности.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
Формы работы:
-
Классные часы: «Национальности Вятки», « Самые дорогие слова - мама, Родина, мир», «Кировская область на карте Европейской части России», «Мой родной город», «Соблюдай нормы жизни».
-
Конкурс стихов или сочинений «Земля - наш дом родной».
-
Беседа «Моя семья».
-
Утренник к Дню Победы.
-
Создание проекта- книжки «Моя Родина».
Нравственное и эстетическое воспитание.
Цель: Создать условия для формирования навыков культурного поведения.
Задачи:
-
Воспитывать культуру общения, речи, культуру поведения в различных местах.
-
Формировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками.
-
Раскрыть понятия: сдержанность, управление собой, долг, честь и порядочность.
Формы работы:
-
Классные часы: «Об отзывчивости человека», «О бескорыстии в дружбе», «Правила, обязательные для всех», «Как мы обращаемся друг к другу?».
-
Конкурс рисунков «Земля наш дом родной».
-
Оформление книжки «Моя малая Родина».
-
Игра- викторина «Что? Где? Когда?».
-
Диспуты.
-
Беседы о культуре поведения.
Здоровый образ жизни. Цель: Создание условий для физического развития учащихся. Задачи:
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни посредством уроков физической культуры.
- Участвовать в сборе лекарственных растений.
Формы работы:
-
Классные часы: « Как сохранить хорошую осанку», «Курить - здоровью вредить», «Вредные и полезные привычки», «Лекарственные растения».
-
Прогулки в природу с родителями в выходной день.
-
Дни здоровья 1 раз в триместр.
-
Подвижные игры на свежем воздухе «Мой веселый звонкий мяч».
-
Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».
-
Походы.
-
КВН «Мы и наше здоровье».
-
Изучаем состояние своего здоровья: рост, вес, сила, выносливость, причины болезней.
Развитие коллективистких отношений в классе.
Развитие творчества.
Цель: Создать условия для развития коллективистких отношений в классе.
Задачи:
-
Формирование опыта коллективных отношений.
-
Рассмотреть отношения внутри коллектива. Лидеры и изгои. Конфликты.
Формы работы:
-
Классные часы: «Соблюдай нормы справедливости в коллективе», «Как увлечь за собой», «Конфликт и как его разрешить».
-
Социометрия.
-
Анкетирование.
-
Предметные недели по математике и русскому языку.
-
Викторины и конкурсы. Праздники.
-
Выставки.
-
Занятия в кружках и секциях.
4 класс.
Союз мальчишек и девчонок.
Интеллектуальное воспитание. Цель: Создать условия для развития способности целесообразно мыслить, рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Задачи:
- Определение круга реальных учебных возможностей ученика.
- Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном росте.
- Формирование культуры интеллектуального развития ученика.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение интеллектуальных конкурсов, викторин, игр, КВН по предметам.
- Участие в предметных школьных и районных олимпиадах.
- Организация и проведение дополнительных занятий.
Гражданско-правовое воспитание. Цель: Создать условия для формирования у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни. Задачи:
- Воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям.
- Воспитание правовой культуры.
- Воспитание гражданской позиции, ответственности, достоинства.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
Формы работы:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
- Организация и проведение встреч с участниками войны.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми: работниками милиции, суда, прокуратуры.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед, посещение краеведческого музея, библиотек.
- Организация и проведение конкурсов рисунков, творческих работ и т. п. к праздничным датам, оформление выставок.
Нравственное воспитание. Цель: Способствовать пониманию своего «Я», осмыслению общечеловеческих ценностей для развития рефлексии. Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющие правовую культуру.
- Воспитывать личность, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
- Организация и проведение семейных вечеров, конкурсов.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение классных праздников.
Здоровый образ жизни. Цель: Способствует развитию здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела. Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Участвовать в школьных, районных спортивных соревнованиях.
- Организация и проведение спортивных игр, соревнований, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов с приглашением школьной медсестры, бесед, родительских собраний.
- Организация и проведение семейных спортивных соревнований, конкурсов семей.
- Организация и проведение походов совместно с родителями.
- Проведение бесед о гигиене мальчика и гигиене девочки.
Трудовое воспитание. Цель: Сформировать потребность в труде, умение рационально использовать время, нести ответственность за порученное дело. Задачи:
- Формировать постоянную потребность в труде.
- Воспитать ответственность за выполненную работу.
- Организация и проведение трудовых мероприятий, субботников, трудовых десантов.
- Организация и проведение дежурства по школе, по коридору начальных классов.
Художественно - эстетическое воспитание. Развитие творчества. Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся, развивая индивидуальные задатки и способности каждого ребенка. Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству и музыке.
- Реализовывать индивидуальные способности в области художественного творчества.
- Создать условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности.
- Организация и проведение классных вечеров утренников, школьных праздников.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов по художественно- эстетическому воспитанию.
- Организация и проведение выставок поделок, рисунков школьников.
- Выпуск классных газет, альбома «Наш класс».
- Посещение музея, выставок, концертов музыкальной школы.
- Участие в детской школьной организации «РИТМ».
- Объединение детей в различные группы для самоуправления.
- Участие в кружках и секциям по интересам.
- Собрание по выборам совета класса. Работа в различных группах, комитетах школы.
Перспективный план работы классного руководителя 4 класса.
Время проведения. Мероприятия. (городские, районные, школьные) Классные мероприятия. Классные часы. Ответственные. Сентябрь. 1 сентября, школьный праздник «День Знаний. - экскурсия в природу; -выставка рисунков; -озеленение класса. -день здоровья. 1.Урок русского языка. 2. Правила поведения в школе и на улице. Дорога от школы до дома. 3. Мой школьный документ-дневник. 4. Слабого обижать нельзя. Классный руководит. Октябрь. -Открытие спортивного сезона. -Праздник к « Дню учителя». -День самоуправления. -Оформление классного уголка. -День именинника. Чаепитие. -Веселые старты. 1Составление плана на 1 полугодие. Собрание по выборам совета класса. 2.Не начинай курить! 3.Делу время - потехе час. (Дискуссия по теме: « Режим дня»). 4. «Вежливость. Слова приветствия». Классный руководит. Инициатив. группа. Творческая группа. Ноябрь. -Референдум. «Вместе в будущее» -Акция «Не переступи черту». Утренник «День матери». - сочинение о маме; - конкурс рисунков о маме; - конкурс чтецов о маме; -день здоровья. 1. Алкоголь и твое здоровье. 2. Правила сотрудничества. 3.Вместе в будущее. 4. Итоги 1 триместра. Трудовой десант. Классный руководит. Инициатив. группа. Декабрь. -Новогодние праздники. -Изготовление новогодних игрушек для городской елки. -Новогодние елки и поздравления. -Разучивание новогодних песен и танцев. - Изготовление поделок «Мастерская Деда Мороза». 1.Стратегии поведения в конфликте. 2.Дружба начинается с улыбки. 3.Правила безопасности пешехода в зимнее время. 4.Мойте руки пред едой! Классный руководит. Инициатив, творческая группа.
медсестра Январь. -Неделя права и чести. -КТД. «Мы толерантны». - День здоровья. 1. Что такое дружба. 2. Как правильно говорить. Преодоление страхов устной речи. 3. Встреча с работниками ГАИ. 4. Как мы понимаем толерантность. Час общения. Классный руководитель. Группа подготовки.
Работники милиции. Февраль. -Обычаи, традиции и культура народов, поживающих в Малмыжском районе. -Месячник оборонно-массовой работы. - Посещение музея.( Обычаи и традиции) - Лыжные соревнования. - Выставка рисунков « Особенности национального костюма». 1.Культура, традиции и обычаи татарского народа. 2. Культура, традиции и обычаи русского народа. 3.Культура, традиции и обычаи марийского и удмуртского народов. 4.Урок мужества. Встреча с интересными людьми. Участник ВОВ Д. Б. Черезов. Родители и группа подготовки.
Библиотека и группа детей. Март. Межнациональный фестиваль. -Выставка национальной посуды, костюмов, национальных блюд. -Участие в областном конкурсе « Единство бога и Вселенной» -Вот какие наши бабушки! Утренник- концерт.
-Папа, мама я- спортивная семья! 1.Беседа о Международном Женском дне 8-е Марта. 2.Работа над проектом «Моя малая Родина». 3.Развитие навыков устной коммуникации. 4.Обучению поиску нужной информации.
Классный руководит.
Творческие и поисковые группы детей. Апрель. -Наши таланты. Конкурс «Созвездие» -Юморина. -Конкурс рисунков к юбилейному году космонавтики. -День именинников. 1.Космос - открытый всем. 2.Практикум по культуре поведения. 3.Краткие сведения о пожарной охране. Виды травм и их предупреждения. 4.Заочное путешествие «Чем богат наш край». Библиотека.
Работник пожарной охраны.
Классный руководит. Инициатив, творческая группа. Май. -День Победы. - Прощание с начальной школой. -Подготовка и проведение праздника «Прощание с начальной школой». -Презентация фотоальбома за начальную школу. -Создание фотогазеты. 1.Встреча с интересными людьми. 2. Конкурс - рассказ об истории создания песни «То, что деды не допели, мы допоем». 3.Презентация проекта «Моя малая Родина». 4.КВН- игра «Умники и умницы». (Внеклассное занятие по предметам с приглашением родит.) Работники музея. Преподаватель детской школы искусств и дети.
Классный руководит.
Семейное воспитание. Цель: Создать условия для укрепления взаимосвязи с семьей, формировать положительные отношения к семейным ценностям. Задачи: Привлекать семьи учащихся к активному участию в жизни класса . Технология:
- Изучение семей учащихся.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Организация и проведение спортивных праздников и спортивных состязаний.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение походов с участием семей учащихся.
- Формирование традиций класса.
- Индивидуальные и групповые консультации и беседы с детьми и родителями.
- Поощрение личной инициативы родителей, которые участвуют в жизни класса, школы.
План работы по направлению «Семья».
Время.
Школьные
дела.
Участие в делах
класса.
Родительские собрания, индивид.
беседы.
Ответственные.
Сентябрь. 1 сентября. День знаний. Линейка. Урок русского языка совместно с родителями. -Подготовка классу к новому учебному году. -Организация экскурсии в природу совместно с родителями. Родительское собрание. Анализ работы на 2006-2007 учебный год. Основные направления на новый учебный год. Классный руководитель. Инициативная группа. Родительский комитет. Октябрь. Открытие спортивного сезона. (Общешкольное творческое дело) -Проведение веселых стартов. -День именинников. Индивидуальные беседы с родителями и детьми, имеющие проблемы в учебе. Классный руководитель. Родительский комитет. Ноябрь. Референдум. «Вместе в будущее». Утренник ко Дню матери. Родительское собрание. «О вреде курения и алкоголя на детский организм». Классный руководитель. Инициативная группа родит. Декабрь. Новогодние праздники. Организация подарков. Индивидуальные беседы с родителями по теме «Одаренные дети». Классный руководитель. Группа родителей. Январь. КТД «Мы толерантны» Выход в лес на лыжах с родителями. Родительское собрание. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». Классный руководитель. Инициативная группа родителей. Февраль. Месячник оборонно-массовой работы в школе. -Проведение классных часов по теме: «Традиции и обычаи народов Малмыжа». Индивидуальные беседы с родителями о режиме дня школьника. Классный руководитель. Родительский комитет. Март. Межнациональный фестиваль. КТД. «Народы Малмыжского района». -Утренник: «Вот какие наши бабушки!» -Папа, мама, я - спортивная семья».
Родительское собрание. «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Классный руководитель. Родительский комитет. Инициативная группа. Апрель. КТД. «Наши таланты». -Конкурс «Самая читающая семья» Индивидуальные беседы. Уроки этики и поведения для детей и родителей. Классный руководитель. Инициативная группа. Май. - День Победы. -Прощание с начальной школой. Совместный праздник детей и родителей. -Подготовка к празднику «Прощание с начальной школой». -Фотогазета. - Сочинения. - Газета, рисунки. - Творческий концерт. - Поход. Родительское собрание. Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» Классный руководитель. Родители.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 города Малмыжа Кировской области.
Характеристика 4- а класса.
Формирование классного коллектива началось в 2004 году. Дети проживают в разных микрорайонах города, т. к. класс сформирован по заявлениям родителей. В классе 25 детей, из них - 13 мальчиков и 12 девочек. По возрастному составу разница между детьми до 1 года, это дети 1998- 1997г. рождения. Пришли они из 3-х разных садиков и 4 человека домашние. Неполных семей - 4. Учащихся с ослабленным здоровьем -2. Уровень обученности класса составил 100%. К учебе в основном все дети относятся серьезно. На уроках активны, умеют работать самостоятельно, владеют навыками работы с дополнительной, справочной литературой. В феврале 2008 года в районной олимпиаде по математике заняли 1 и 2 место, а по русскому языку 1 и 3 место. Учащиеся класса посещают различные кружки. В кружке школы «Краеведение», который веду сама, занимаются все дети класса. В конце года каждая группа выступила с презентацией своего проекта «Моя малая Родина», подготовили книжки - альбомы. Вне школы: 5 человек ходят в спортивную школу, 11 человек в школу искусств, 8 - в кружки детского дома творчества. У нас многонациональный район. Национальный состав класса: татар-10, русских-9, мари- 2, есть смешанные браки родителей - их 4. В таких семьях дети владеют двумя языками. Но это не повлияло создать дружный классный коллектив. Все вместе мы готовим классные часы, используя метод проекта. В этом учебном году удачно подготовили проект на тему: «Традиции, обычаи, одежда и культура русского народа, татарского и мари». В течение нескольких недель дети собирали материал. Ходили в библиотеку, музей, дом детского творчества, обращались за помощью к родителям и бабушкам, работали над поиском в компьютере. На классные часы приходили родители и бабушки. Каково же было удивление у некоторых детей, что праздник Казанская - это русский праздник, а не татарский от города Казань. Затем всем классом сходили в краеведческий музей. Оформили стенд. Дети стараются быть толерантными и знают значение этого слова. Ежегодно мы проводим спортивные соревнования. Традиционным стал конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья». Такие мероприятия способствуют не только пропаганде здоровья, но и формируют детский коллектив. В нашем классе заведено проводить выходы на природу с родителями и праздники «Дни рождений». В 1 и 2 классах проводили родители в форме кукольного театра, соревнований, постановке мини- спектакля, то в 3- 4 классе такие праздники дети готовили уже сами. Развивать коммуникативные качества личности школьника мне помогают уроки окружающего мира, истории, литературного чтения. С помощью социометрии выявила, что в классе изолированных детей нет и четко выраженного лидера тоже нет. Существуют небольшие микро группы детей по месту жительства, а в классе они объединяются по интересам. Есть дети, которые любят подвижные игры, а часть играют в настольные игры, разгадывают ребусы. Дети участвуют в различных конкурсах, смотрах, делах не только класса, но и школы. Поэтому я считаю, что с помощью системы мероприятий нам вместе удалось создать дружный коллектив класса, который обладает интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. В коллективе существует самоуправление, т. к. дети сами вырабатывают план действий. Родители принимают активное участие в жизни класса. Разница в возрасте родителей колеблется до 20 лет, но это не влияет на проведение мероприятий, а наоборот усиливает эффект. На родительские собрания явка 100%. Родители с пониманием относятся к проблемам класса, школы и по возможности стараются помочь. Есть в классе и семьи, где нет взаимопонимания между супругами, конечно от этого страдают дети. С помощью индивидуальных бесед стараемся решить проблемы.
Мониторинг воспитательного процесса. Система воспитательного процесса складывалась в течение нескольких лет. Она позволяет отслеживать как уровень воспитанности учащихся, так и уровень сплоченности детского коллектива. Мониторинг включает в себя:
- Не экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа).
- Анализ продуктов деятельности.
- Рефлексия (наглядно- образная, плакатная, коммуникативная).
- Диагностические методы (тесты, ранжирование).
- Формирующие методы (обучающий эксперимент, воспитательный эксперимент).
Содержание педагогической информации.
Методы сбора.
Материалы для сбора информации. Способы обработки. Диагностика обученности. (по триместрам и за год) Отчет учителя по итогам года. Формы отсчета (таблицы, ведомости). Диагностика воспитанности. Наблюдение, беседа. Воспитание в семье. (анализ) Анкетирование. Уровень воспитанности (карта) Анкетирование. Межличностные отношения в классе (социометрия, образное описание стадий развития коллектива)
Элемент соревнований детской организации «Ритм». Уровень активности и качества участия класса в школьных делах, рейтинг класса.
Ежегодно я провожу диагностику «Уровня личностного роста учащегося». С помощью этой диагностики есть возможность определить «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции. Результаты я беру за 3 года и вывожу средний балл по классу и представляю это в форме таблицы.
Содержание показателей.
2005- 2006г.
2006- 2007г.
2007-2008г. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
4, 2
4,4
4,5 Сформированность интеллектуальных умений.
3,8
4
4,2 Степень обучаемости.
4
4,2
4,3 Навыки учебного труда.
4,1
4,2
4,4 Результаты индивидуальных занятий.
4
4,3
4,5 Уровень утомляемости.
3,6
3,8
4 Целеустремленность.
4
4,3
4,8 Дисциплина и организованность.
4,2
4,4
4,8 Коммуникабельность.
3,9
4
4,3 Соблюдение правил личной гиены.
4,3
4,4
4,5 Внешний вид.
4,7
4,8
4,9 Интересы и увлечения.
3,8
4,2
4,6 Отношение к спорту.
3,3
3,8
4 Общественная активность.
3,4
3,9
4,2
Таким образом, из таблицы видно, что мне надо обратить больше внимания на показатели: утомляемость, отношение к спорту. В этом учебном году все учащиеся моего класса приняли участие в школьных соревнованиях. Это по легкой атлетике, лыжные гонки и мини- футбол.
Результаты работы. Мои дети сейчас закончили 4 класс. Каковы же результаты работы за эти годы? На протяжении 4-х лет обучения мною реализовывались программы по воспитательной работе. В 1 классе программа «Учимся дружить», во 2 классе программа «Мы растем», в 3 классе «Дружная семейка». Реализация программ в 1, 2, 3 классах дала положительные результаты. За 3 года класс стал дружным, дети помогают друг другу, переживают неудачи товарищей. За эти годы сложились традиции класса. Главной целью 4-х лет обучения стало создание дружного коллектива. В 4 классе я реализовывала программу «Союз мальчишек и девчонок». При составлении программ я учитываю возрастные особенности детей, соблюдаю преемственность с дошкольными учреждениями и работу веду систематически. Провожу диагностику. Привлекаю к сотрудничеству родителей. Я считаю, что в моем классе каждый ребенок находится в благоприятном положении. Для того чтобы получить представление об этом, мною было осуществлено социометрическое изучение межличностных отношений в классе. Результаты:
- Изгоев, белых ворон, отверженных классом у нас нет.
- Одиночек, поддерживающих хорошие отношения друг с другом тоже нет.
- Четко выраженного лидера нет, что позволит многим ребятам проявить свои лидерские качества.
- Большинство школьников поддерживают в целом нормальные отношения друг с другом, но дружат больше по месту жительства.
- По блоку интеллектуальное развитие. Мои дети имеют прочные знания по предметам.
- Своей работой стараюсь повысить уровень здоровья учащихся.
-
Годы.
Пропуски по болезни.
2005- 2006
126 дней
2006- 2007
108 дней
2007-2008
87 дней
- В виду системной реализации программы проведение праздников, творческих дел и т. д. повышается творческий уровень детей.
-
Класс
Дела класса.
Место.
2
Ученик года.
Конкурс дружилки.
1 место.
3
Фестиваль творческих дел.
Конкурс «Безопасное колесо».
2 место.
4
Конкурс «Разноцветная карусель». Номинация «Лучший ансамбль».
1место.
- Реализация блока «Семья» укрепит связи школы с родителями через содружество.
- Результатом своей работы считаю компьютерную презентацию к выпускному вечеру в 4 классе. Создание фотоальбома дел класса за 4 года. Родители подготовили фильм о классе.
Сотрудничество с преподавателем ОБЖ. Мои дети принимают участие в конкурсе «Безопасное колесо» и занимают призовые места на уровне школы, района и области.