Программа воспитательной работы для младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Программа воспитательной работы для младших школьниковПрограмма воспитательной работы для младших школьниковПрограмма воспитательной работы для младших школьниковПрограмма воспитательной работы для младших школьниковПрограмма воспитательной работы для младших школьниковПрограмма воспитательной работы для младших школьников





















Программа

воспитательной работы «СМИД»

Союз мальчишек и девчонок.



















Составила учитель

начальных классов

Федорова Н. В.







Я работаю в данном учебном заведении 21 год учителем начальных классов. При формировании классного коллектива учитываю результаты диагностик, проводимых психологом школы. «Определение готовности ребенка к школе» - опросник Дж. Чейпи, тест Тулуз - Пьерона, тесты М.И. Ильиной. Данные проводимых диагностик позволяют объективно оценить уровень готовности ребенка к школе. Анализ результатов диагностик дает возможность сделать вывод, что сегодняшние первоклассники отличаются во многом от тех детей, которых мне пришлось набрать в первый раз. Они с трудом устанавливают контакт с педагогом, с одноклассниками, конфликтуют друг с другом и у них завышена самооценка. В ходе проводимых диагностик выявила у данных детей: - низкий уровень коммуникативных способностей; - отсутствие потребности общения с книгой; - узкий кругозор. Я считаю, что в современных условиях актуальной психолого - педагогической проблемой становится развитие нравственных качеств личности младшего школьника, формирование у него коммуникативных навыков. В связи с этим процесс воспитания младших школьников стремлюсь направлять на развитие коммуникативных качеств личности. Таким образом, коммуникативно-личностное развитие младших школьников становится одним из приоритетных направлений моей деятельности. Я глубоко убеждена, что не будет полноценного развития личности школьника без сформированных у него коммуникативных качеств. В связи с этим приоритетным направлением моей работы является: Становление детского коллектива, обладающего коммуникативной культурой. Эта тема является актуальной для меня, моих учеников, родителей и педагогов. Цель воспитания:

Создание благоприятных условий для организации и становления детского коллектива, обладающего интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. Учитывая личностную мотивацию, интерес учащихся, разный уровень воспитанности, я пытаюсь придерживаться следующих основных принципов в своей работе:

  • Принцип системно - деятельностного подхода;
  • Принцип сотрудничества педагогов и школьников;
  • Принцип креативности, творческого начала в воспитании;
  • Принцип индивидуально - личностной ориентации;
  • Принцип коллективности в организации воспитательного процесса.
По моему мнению, реализация этих принципов создает благоприятные условия для воспитания и раскрытия личности школьника. В младшем школьном возрасте достаточно заметно происходит формирование личности. Согласно учению Л. С. Выготского, у ребенка перед поступлением в школу складываются важные компоненты, обеспечивающие процесс коммуникативно-личностного развития. Это готовность к принятию новых социальных отношений и способность к рефлексии. В воспитательной работе опираюсь на концепцию педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О. С Газмана. Воспитание - развитие ребенка, происходящее наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух процессов: социализации и индивидуализации. Близка мне и концепция Щурковой Н. Е. о воспитании норм культурной жизни, формирование образа жизни достойного человека. Также я солидарна с мнением Н. М. Конышевой, чтобы проектная деятельность стала средством коммуникативно-личностного развития младших школьников, на всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности. Идеей воспитательной работы считаю воспитание в деятельности. В ходе воспитательного процесса стремлюсь предоставить каждому ученику возможность, опираясь на его способности и интересы, реализовать себя в деятельности. Поэтому в своей практике я использую технологии, обеспечивающие развитие личности ученика. В частности мною используются следующие технологии:
  1. Обучение и воспитание в сотрудничестве, которое способствует саморазвитию личности младшего школьника, признанию за каждым учеником права выбора.
  2. Здоровье сберегающая технология, направленная на формирование у школьников мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни.
  3. Проектная деятельность, позволяющая развивать у школьников умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки проекта

Программа составлена на основе нормативных документов об образовательной программе и программе воспитательной работы.



Пояснительная записка. Данная программа составлена с целью воспитания ребенка как личности, воспитания умения жить в коллективе и развитие индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка. Содержание программы составлено с учетом возраста детей, охватывает гражданско - правовое воспитание, формирование культуры поведения и умственного труда, санитарно- гигиенических навыков. По мере перехода из класса в класс, учитываю преемственность и возможности детей, а содержание меняю за счет форм и методов воспитательной работы. Прогнозируемый результат - создание сплоченного коллектива, воспитание культурной личности, обладающей коммуникативной культурой.

Данная программа ориентирована на развитие таких качеств:

  • умение жить и работать в коллективе, считаться с мнением других;

  • вести здоровый образ жизни;

  • умению ответственно относиться к порученному делу;

  • навыкам общественной жизни.

Особенности организации воспитательного процесса проявляются в том, что приходя из детского сада в школу, меняется вид деятельности: игровая меняется на учебную, а значит изменяются условия, влияющие на личность ребенка. Реализуется данная программа с 1-4 классы начальной школы. Мною разработана программа воспитательной работы «Союз мальчишек и девчонок». В 1-2 классе ставлю цель: формирование умения правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в новых отношениях, научиться дружить друг с другом. В 3-4 классах цель направлена на создание коллектива. Программа реализовывалась с 2004 по 2008 годы. По мере ее практического использования она может дополняться и уточняться.

Программы воспитательной работы

Год. Название программы. 1 класс Учимся дружить. 2 класс Мы растем. 3 класс Дружная семейка. 4 класс СМиД. Союз мальчишек и девчонок.
Данная программа может быть использована любым классом, т.к. рассчитана на воспитание нравственных качеств личности ребенка и развитие у него коммуникативных качеств. На основе данной программы ежегодно классный руководитель составляет план воспитательной работы, учитывая особенности своего классного коллектива, школы, района. В данной программе предоставлен план воспитательной работы за 2007-2008 учебный год под названием «СМиД», результатом которой стало ученическое самоуправление и созданная система работы с родителями, показан блок работы с родителями «Семья».

Схема программы воспитания по блокам.

Художественно- эстетическое.

От формирования опыта деятельности до



коллективной деятельности

Трудовое.

От формирования навыка труда до



самоорганизации трудовой деятельности

Физкультурно-оздоровительное. Здоровый образ жизни.

От элементарных сведений о гигиене до

самоорганизации здорового образа жизни

Гражданско-правовое.

От знаний элементарных норм до

знания правил и их применения

Нравственное.

От элементарных навыков культуры общения до





самосознания и самовоспитания

Интеллектуальное

От знаний простых правил до



саморазвития и самообразования



Основные разделы программы.

1 класс.

Учимся дружить.

Выполнение правил поведения ученика.

Цель: Создать условия для изучения и выполнения правил поведения в школе, дома, общественных местах.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами поведения в школе, дома, общественных местах.

  2. Организовать дежурство по классу. Учить самообслуживанию.

Формы работы:

  • Беседы, классные часы: «Правила поведения в школе и на улице», «Не играй с огнем», «Правила поведения в общественных местах», «Режим дня ученика», «Я - пешеход».

  • Игры и упражнения.

  • Экскурсии познавательные «Что у нас над головой?», «Что у нас под ногами?».

  • Посещение музея.

Гражданско- правовое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования гражданской позиции, правовой культуры, навыков общественной жизни.

Задачи:

  1. Воспитание любви к Родине, « к малой родине».

  2. Познакомить с традициями школы, города.

  3. Формирование качеств личности.

Формы работы:

  • Классные часы: «Наша Родина Россия», «Моя «малая родина» - Малмыж», «О заботливом отношении к людям», Беседа о поведении на воде.

  • Беседа - игра «Поведение на улице», «Дорожные правила Бабы Яги».

  • Тест по правилам поведения.

  • Конкурс чтецов и рисунков.

  • Игра «Дом, в котором я живу».

Нравственное и эстетическое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования качеств, составляющих культуру поведения.

Задачи:

  1. Прививать навыки культурного общения, культуры поведения в различных местах.

  2. Воспитывать культуру речи.

  3. Познакомить с понятиями: правдивость, честность, ответственность за родных и близких. Добро, вежливость, исполнительность, инициатива, умение вести себя в различных ситуациях.

Формы работы:

  • Праздники «Открывай нам школа дверь», «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», День именинников «День рожденья только раз в году», «Праздник мам».

  • Экскурсии на пришкольный участок, наблюдаем за временами года.

  • Конкурс рисунков « Зимушка-зима».

  • Конкурс стихов.

  • Беседы «Кого мы называем добрым?». Разучивание танцев и песен.

  • Классный час: «Что такое справедливость», «О правдивости и честности человека»,», «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным».

Трудовое воспитание.

Цель: С помощью системы мероприятий создать условия для соблюдения правил личной гигиены.

Задачи:

  1. Организовать и провести трудовые дела, субботники, дежурство по классу.

  2. Учить самостоятельному проведению физкультминуток. Выполнение поручений по группам. Уход за комнатными растениями. Сбор природного материала. Оформление классной комнаты к различным праздникам.

Формы работы:



  • Классные часы: «Как ты сидишь?», «Наша переменка».

  • Викторина «Зимующие и перелетные птицы».

  • Подарок маме, папе, бабушке, дедушке.

  • Праздник «Мой додыр»

Здоровый образ жизни.

Цель: Создать условия для приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формирование навыков санитарно - гигиенической культуры: навыки умывания, забота о сохранении зубов, уход за одеждой.

  2. Воспитание привычки соблюдать режим дня.

  3. Приобщить детей к занятиям физкультуры.

Формы работы:

  • Экскурсии прогулки на расстояние 1 км.

  • Дни здоровья

  • Подвижные игры на свежем воздухе.

  • Веселые старты.

  • Игры- беседы « Встреча с доктором Айболитом», «Друзья - вода и мыло», «Уход за зубами».

  • Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Походы.

Организация коллективной деятельности.

Развитие творчества.

Цель: Создать условия для создания коллектива класса.

Задачи: Распределение детей по группам. Смена поручений через неделю на классном часе. Отчет командира группы.

Формы работы:

  • Классные часы: «Что такое коллектив», «Что значит быть другом».

  • Объединение в группы.

  • Участие в различных кружках.



2 класс.

Мы растем.

Интеллектуальное воспитание.

Цель: Создать условия для знакомства с общественной жизнью через внеклассные мероприятия и учебные предметы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с профессиями родителей и какую пользу приносит их труд.

  2. Развитие интереса к учебным предметам через внеклассные мероприятия.

  3. Развивать умение правильно строить взаимоотношения с окружающими, работать в группе, в процессе организации различных видов деятельности.

Формы работы:

  • Классные часы: «Все профессии нужны, все профессии нужны», «По дорогам сказок», «Символы нашего государства».

  • Посещение библиотечных часов в городской библиотеке 1 раз в месяц.

  • Работа с каталогом, работа со словарями и т. д.

  • Внеклассные занятия по предметам.

  • Математическая викторина.

  • Устный журнал «Времена года». 4раза в год.

  • Учимся рисовать флаг России.

  • Приглашение интересных людей.

  • Экскурсии на предприятия своего города.

Гражданско- правовое воспитание.

Цель: Формировать гражданскую позицию, навыки правовой культуры и навыки общественной жизни.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к своей Родине.

  2. Познакомить детей, какие опасности бывают в жизни.

Формы работы:

  • Классные часы: «Наша Родина - Россия», «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», беседа - игра «Поведение на улице», «Домашние опасности».

  • Беседа о поведении на воде.

  • КВН «Берегись автомобиля!»

  • Конкурс чтецов и рисунков.

  • Диспут.

  • Конкурс сочинителей.

Нравственное и эстетическое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования культуры взаимоотношений с помощью различных ситуаций, практикумов, упражнений.

Задачи:

  1. Воспитывать в детях культуру общения, культуру поведения в различных местах, культуру речи.

  2. Формировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

  3. Раскрыть понятия скромность, вежливость, дружба.

Формы работы:

  • Посещение кукольного театра. Правила поведения.

  • Экскурсии в природу по временам года.

  • Выпуск газеты по группам к праздникам: Новый год и 8 марта.

  • Классные часы: «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками», «Дружба начинается с улыбки», «Верность слову и обещаниям», «Слова вежливости».

  • Беседа - диалог «Мальчик и девочка».

  • Игра «Мы идем в гости».

  • Уроки этикета. Рассмотрение ситуаций с разными людьми и по месту происходящих событий.

  • Занятия - практикумы: - Уступи девочке место. Помоги ей, защити. Умей разговаривать с мальчиком.

Трудовое воспитание.

Цель: Приобщение учащихся к выполнению трудовых поручений.

Задачи:

  1. Формирование соблюдения правил личной гигиены.

  2. Организация и проведение трудовых дел, субботников. Дежурство по классу. Выполнение поручений по группам. Уход за комнатными растениями.

Формы работы:

  • Изготовление подарков к праздникам;

  • Трудовой десант у школы;

  • Работа в мастерской Деда Мороза.

  • Участие в выставках, играх, конкурсах и т. д.

Здоровый образ жизни.

Цель: Создать условия для вовлечения в спортивную жизнь как можно больше детей.

Задачи:

  1. Формировать потребность занятий физической культуры и вести здоровый образ жизни.

  2. Учить оказывать первую помощь.

  3. Сформировать понятия: Чистота- залог здоровья. Береги зрение. Режим дня.

Формы работы:

  • Классные часы: « Как сохранить хорошее зрение», «Чистое помещение - залог здоровья», «Оказание первой помощи при несчастных случаях».

  • Прогулки в природу с родителями в выходной день.

  • Дни здоровья 1 раз в триместр.

  • Подвижные игры на свежем воздухе «Кто самый меткий», «Кто самый быстрый».

  • Спортивные эстафеты, катание на лыжах, санках.

  • Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Походы.

  • Праздник «Масленица».

Организация коллективной деятельности.

Развитие творчества.

Цель: Формировать навыки коллективной деятельности.

Задачи:

  1. Продолжить работу над созданием коллектива класса. Работа детей по группам. Смена поручений через неделю на классном часе.

  2. Развивать и совершенствовать традиции класса.

Формы работы:

  • Классные часы: «Соблюдай правила жизни в коллективе», «О дружбе», «Заповеди класса».

  • Праздники «А ну-ка, девочки!», «А ну- ка, мальчики!»

  • Анкетирование.

  • Участие в предметных неделях, праздниках.

3 класс.

Дружная семейка.

Интеллектуальное воспитание.

Цель: Продолжить работу по знакомству с общественной жизнью своего города.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с ближайшими предприятиями своего города.

  2. Формирование отношения к природе родного края, как общему дому.

  3. Развитие культуры экологических знаний.

Формы работы:

  • Классные часы: «Настоящее и прошлое нашего города», «Природа Вятки», «Растительный и животный мир Вятки».

  • Встречи с интересными людьми.

  • Посещение музея, выставок, экскурсии.

  • Конкурс рисунков «Береги природу - наш дом».

  • КТД «Осень», «Зима», «Весна».

  • Конкурс стихов о природе.

  • Экологический КВН.

Гражданско- правовое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования у детей демократической культуры отношений, быть толерантными.

Задачи:

  1. Воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям.

  2. Воспитание гражданской позиции, ответственности.
  3. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

Формы работы:

  • Классные часы: «Национальности Вятки», « Самые дорогие слова - мама, Родина, мир», «Кировская область на карте Европейской части России», «Мой родной город», «Соблюдай нормы жизни».

  • Конкурс стихов или сочинений «Земля - наш дом родной».

  • Беседа «Моя семья».

  • Утренник к Дню Победы.

  • Создание проекта- книжки «Моя Родина».



Нравственное и эстетическое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования навыков культурного поведения.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру общения, речи, культуру поведения в различных местах.

  2. Формировать правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

  3. Раскрыть понятия: сдержанность, управление собой, долг, честь и порядочность.

Формы работы:

  • Классные часы: «Об отзывчивости человека», «О бескорыстии в дружбе», «Правила, обязательные для всех», «Как мы обращаемся друг к другу?».

  • Конкурс рисунков «Земля наш дом родной».

  • Оформление книжки «Моя малая Родина».

  • Игра- викторина «Что? Где? Когда?».

  • Диспуты.

  • Беседы о культуре поведения.

Здоровый образ жизни. Цель: Создание условий для физического развития учащихся. Задачи:

  1. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни посредством уроков физической культуры.
  3. Участвовать в сборе лекарственных растений.

Формы работы:

  • Классные часы: « Как сохранить хорошую осанку», «Курить - здоровью вредить», «Вредные и полезные привычки», «Лекарственные растения».

  • Прогулки в природу с родителями в выходной день.

  • Дни здоровья 1 раз в триместр.

  • Подвижные игры на свежем воздухе «Мой веселый звонкий мяч».

  • Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Походы.

  • КВН «Мы и наше здоровье».

  • Изучаем состояние своего здоровья: рост, вес, сила, выносливость, причины болезней.

Развитие коллективистких отношений в классе.

Развитие творчества.

Цель: Создать условия для развития коллективистких отношений в классе.

Задачи:

  1. Формирование опыта коллективных отношений.

  2. Рассмотреть отношения внутри коллектива. Лидеры и изгои. Конфликты.

Формы работы:

  • Классные часы: «Соблюдай нормы справедливости в коллективе», «Как увлечь за собой», «Конфликт и как его разрешить».

  • Социометрия.

  • Анкетирование.

  • Предметные недели по математике и русскому языку.

  • Викторины и конкурсы. Праздники.

  • Выставки.

  • Занятия в кружках и секциях.



4 класс.



Союз мальчишек и девчонок.

Интеллектуальное воспитание. Цель: Создать условия для развития способности целесообразно мыслить, рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Задачи:

  1. Определение круга реальных учебных возможностей ученика.
  2. Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном росте.
  3. Формирование культуры интеллектуального развития ученика.
Формы работы:
  • Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
  • Организация и проведение интеллектуальных конкурсов, викторин, игр, КВН по предметам.
  • Участие в предметных школьных и районных олимпиадах.
  • Организация и проведение дополнительных занятий.



Гражданско-правовое воспитание. Цель: Создать условия для формирования у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни. Задачи:

  1. Воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям.
  2. Воспитание правовой культуры.
  3. Воспитание гражданской позиции, ответственности, достоинства.
  4. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.


Формы работы:
  • Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
  • Организация и проведение встреч с участниками войны.
  • Организация и проведение встреч с интересными людьми: работниками милиции, суда, прокуратуры.
  • Организация и проведение тематических классных часов и бесед, посещение краеведческого музея, библиотек.
  • Организация и проведение конкурсов рисунков, творческих работ и т. п. к праздничным датам, оформление выставок.


Нравственное воспитание. Цель: Способствовать пониманию своего «Я», осмыслению общечеловеческих ценностей для развития рефлексии. Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющие правовую культуру.
  3. Воспитывать личность, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы работы:
  • Организация и проведение семейных вечеров, конкурсов.
  • Формирование и развитие классных традиций.
  • Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
  • Организация и проведение классных праздников.



Здоровый образ жизни. Цель: Способствует развитию здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела. Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.
  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  4. Участвовать в школьных, районных спортивных соревнованиях.
Формы работы:
  • Организация и проведение спортивных игр, соревнований, дней здоровья.
  • Организация и проведение тематических классных часов с приглашением школьной медсестры, бесед, родительских собраний.
  • Организация и проведение семейных спортивных соревнований, конкурсов семей.
  • Организация и проведение походов совместно с родителями.
  • Проведение бесед о гигиене мальчика и гигиене девочки.




Трудовое воспитание. Цель: Сформировать потребность в труде, умение рационально использовать время, нести ответственность за порученное дело. Задачи:

  1. Формировать постоянную потребность в труде.
  2. Воспитать ответственность за выполненную работу.
Формы работы:
  • Организация и проведение трудовых мероприятий, субботников, трудовых десантов.
  • Организация и проведение дежурства по школе, по коридору начальных классов.






Художественно - эстетическое воспитание. Развитие творчества. Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся, развивая индивидуальные задатки и способности каждого ребенка. Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству и музыке.
  2. Реализовывать индивидуальные способности в области художественного творчества.
  3. Создать условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности.
Формы работы:
  • Организация и проведение классных вечеров утренников, школьных праздников.
  • Организация и проведение тематических бесед и классных часов по художественно- эстетическому воспитанию.
  • Организация и проведение выставок поделок, рисунков школьников.
  • Выпуск классных газет, альбома «Наш класс».
  • Посещение музея, выставок, концертов музыкальной школы.
  • Участие в детской школьной организации «РИТМ».
  • Объединение детей в различные группы для самоуправления.
  • Участие в кружках и секциям по интересам.
  • Собрание по выборам совета класса. Работа в различных группах, комитетах школы.








Перспективный план работы классного руководителя 4 класса.
Время проведения. Мероприятия. (городские, районные, школьные) Классные мероприятия. Классные часы. Ответственные. Сентябрь. 1 сентября, школьный праздник «День Знаний. - экскурсия в природу; -выставка рисунков; -озеленение класса. -день здоровья. 1.Урок русского языка. 2. Правила поведения в школе и на улице. Дорога от школы до дома. 3. Мой школьный документ-дневник. 4. Слабого обижать нельзя. Классный руководит. Октябрь. -Открытие спортивного сезона. -Праздник к « Дню учителя». -День самоуправления. -Оформление классного уголка. -День именинника. Чаепитие. -Веселые старты. 1Составление плана на 1 полугодие. Собрание по выборам совета класса. 2.Не начинай курить! 3.Делу время - потехе час. (Дискуссия по теме: « Режим дня»). 4. «Вежливость. Слова приветствия». Классный руководит. Инициатив. группа. Творческая группа. Ноябрь. -Референдум. «Вместе в будущее» -Акция «Не переступи черту». Утренник «День матери». - сочинение о маме; - конкурс рисунков о маме; - конкурс чтецов о маме; -день здоровья. 1. Алкоголь и твое здоровье. 2. Правила сотрудничества. 3.Вместе в будущее. 4. Итоги 1 триместра. Трудовой десант. Классный руководит. Инициатив. группа. Декабрь. -Новогодние праздники. -Изготовление новогодних игрушек для городской елки. -Новогодние елки и поздравления. -Разучивание новогодних песен и танцев. - Изготовление поделок «Мастерская Деда Мороза». 1.Стратегии поведения в конфликте. 2.Дружба начинается с улыбки. 3.Правила безопасности пешехода в зимнее время. 4.Мойте руки пред едой! Классный руководит. Инициатив, творческая группа.



медсестра Январь. -Неделя права и чести. -КТД. «Мы толерантны». - День здоровья. 1. Что такое дружба. 2. Как правильно говорить. Преодоление страхов устной речи. 3. Встреча с работниками ГАИ. 4. Как мы понимаем толерантность. Час общения. Классный руководитель. Группа подготовки.

Работники милиции. Февраль. -Обычаи, традиции и культура народов, поживающих в Малмыжском районе. -Месячник оборонно-массовой работы. - Посещение музея.( Обычаи и традиции) - Лыжные соревнования. - Выставка рисунков « Особенности национального костюма». 1.Культура, традиции и обычаи татарского народа. 2. Культура, традиции и обычаи русского народа. 3.Культура, традиции и обычаи марийского и удмуртского народов. 4.Урок мужества. Встреча с интересными людьми. Участник ВОВ Д. Б. Черезов. Родители и группа подготовки.





Библиотека и группа детей. Март. Межнациональный фестиваль. -Выставка национальной посуды, костюмов, национальных блюд. -Участие в областном конкурсе « Единство бога и Вселенной» -Вот какие наши бабушки! Утренник- концерт.

-Папа, мама я- спортивная семья! 1.Беседа о Международном Женском дне 8-е Марта. 2.Работа над проектом «Моя малая Родина». 3.Развитие навыков устной коммуникации. 4.Обучению поиску нужной информации.
Классный руководит.



Творческие и поисковые группы детей. Апрель. -Наши таланты. Конкурс «Созвездие» -Юморина. -Конкурс рисунков к юбилейному году космонавтики. -День именинников. 1.Космос - открытый всем. 2.Практикум по культуре поведения. 3.Краткие сведения о пожарной охране. Виды травм и их предупреждения. 4.Заочное путешествие «Чем богат наш край». Библиотека.





Работник пожарной охраны.

Классный руководит. Инициатив, творческая группа. Май. -День Победы. - Прощание с начальной школой. -Подготовка и проведение праздника «Прощание с начальной школой». -Презентация фотоальбома за начальную школу. -Создание фотогазеты. 1.Встреча с интересными людьми. 2. Конкурс - рассказ об истории создания песни «То, что деды не допели, мы допоем». 3.Презентация проекта «Моя малая Родина». 4.КВН- игра «Умники и умницы». (Внеклассное занятие по предметам с приглашением родит.) Работники музея. Преподаватель детской школы искусств и дети.

Классный руководит.

Семейное воспитание. Цель: Создать условия для укрепления взаимосвязи с семьей, формировать положительные отношения к семейным ценностям. Задачи: Привлекать семьи учащихся к активному участию в жизни класса . Технология:

  • Изучение семей учащихся.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Организация и проведение спортивных праздников и спортивных состязаний.
  • Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
  • Организация и проведение походов с участием семей учащихся.
  • Формирование традиций класса.
  • Индивидуальные и групповые консультации и беседы с детьми и родителями.
  • Поощрение личной инициативы родителей, которые участвуют в жизни класса, школы.

План работы по направлению «Семья».



Время.

Школьные

дела.

Участие в делах

класса.

Родительские собрания, индивид.

беседы.

Ответственные.


Сентябрь. 1 сентября. День знаний. Линейка. Урок русского языка совместно с родителями. -Подготовка классу к новому учебному году. -Организация экскурсии в природу совместно с родителями. Родительское собрание. Анализ работы на 2006-2007 учебный год. Основные направления на новый учебный год. Классный руководитель. Инициативная группа. Родительский комитет. Октябрь. Открытие спортивного сезона. (Общешкольное творческое дело) -Проведение веселых стартов. -День именинников. Индивидуальные беседы с родителями и детьми, имеющие проблемы в учебе. Классный руководитель. Родительский комитет. Ноябрь. Референдум. «Вместе в будущее». Утренник ко Дню матери. Родительское собрание. «О вреде курения и алкоголя на детский организм». Классный руководитель. Инициативная группа родит. Декабрь. Новогодние праздники. Организация подарков. Индивидуальные беседы с родителями по теме «Одаренные дети». Классный руководитель. Группа родителей. Январь. КТД «Мы толерантны» Выход в лес на лыжах с родителями. Родительское собрание. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». Классный руководитель. Инициативная группа родителей. Февраль. Месячник оборонно-массовой работы в школе. -Проведение классных часов по теме: «Традиции и обычаи народов Малмыжа». Индивидуальные беседы с родителями о режиме дня школьника. Классный руководитель. Родительский комитет. Март. Межнациональный фестиваль. КТД. «Народы Малмыжского района». -Утренник: «Вот какие наши бабушки!» -Папа, мама, я - спортивная семья».
Родительское собрание. «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Классный руководитель. Родительский комитет. Инициативная группа. Апрель. КТД. «Наши таланты». -Конкурс «Самая читающая семья» Индивидуальные беседы. Уроки этики и поведения для детей и родителей. Классный руководитель. Инициативная группа. Май. - День Победы. -Прощание с начальной школой. Совместный праздник детей и родителей. -Подготовка к празднику «Прощание с начальной школой». -Фотогазета. - Сочинения. - Газета, рисунки. - Творческий концерт. - Поход. Родительское собрание. Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» Классный руководитель. Родители.

































Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 города Малмыжа Кировской области.

Характеристика 4- а класса.



Формирование классного коллектива началось в 2004 году. Дети проживают в разных микрорайонах города, т. к. класс сформирован по заявлениям родителей. В классе 25 детей, из них - 13 мальчиков и 12 девочек. По возрастному составу разница между детьми до 1 года, это дети 1998- 1997г. рождения. Пришли они из 3-х разных садиков и 4 человека домашние. Неполных семей - 4. Учащихся с ослабленным здоровьем -2. Уровень обученности класса составил 100%. К учебе в основном все дети относятся серьезно. На уроках активны, умеют работать самостоятельно, владеют навыками работы с дополнительной, справочной литературой. В феврале 2008 года в районной олимпиаде по математике заняли 1 и 2 место, а по русскому языку 1 и 3 место. Учащиеся класса посещают различные кружки. В кружке школы «Краеведение», который веду сама, занимаются все дети класса. В конце года каждая группа выступила с презентацией своего проекта «Моя малая Родина», подготовили книжки - альбомы. Вне школы: 5 человек ходят в спортивную школу, 11 человек в школу искусств, 8 - в кружки детского дома творчества. У нас многонациональный район. Национальный состав класса: татар-10, русских-9, мари- 2, есть смешанные браки родителей - их 4. В таких семьях дети владеют двумя языками. Но это не повлияло создать дружный классный коллектив. Все вместе мы готовим классные часы, используя метод проекта. В этом учебном году удачно подготовили проект на тему: «Традиции, обычаи, одежда и культура русского народа, татарского и мари». В течение нескольких недель дети собирали материал. Ходили в библиотеку, музей, дом детского творчества, обращались за помощью к родителям и бабушкам, работали над поиском в компьютере. На классные часы приходили родители и бабушки. Каково же было удивление у некоторых детей, что праздник Казанская - это русский праздник, а не татарский от города Казань. Затем всем классом сходили в краеведческий музей. Оформили стенд. Дети стараются быть толерантными и знают значение этого слова. Ежегодно мы проводим спортивные соревнования. Традиционным стал конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья». Такие мероприятия способствуют не только пропаганде здоровья, но и формируют детский коллектив. В нашем классе заведено проводить выходы на природу с родителями и праздники «Дни рождений». В 1 и 2 классах проводили родители в форме кукольного театра, соревнований, постановке мини- спектакля, то в 3- 4 классе такие праздники дети готовили уже сами. Развивать коммуникативные качества личности школьника мне помогают уроки окружающего мира, истории, литературного чтения. С помощью социометрии выявила, что в классе изолированных детей нет и четко выраженного лидера тоже нет. Существуют небольшие микро группы детей по месту жительства, а в классе они объединяются по интересам. Есть дети, которые любят подвижные игры, а часть играют в настольные игры, разгадывают ребусы. Дети участвуют в различных конкурсах, смотрах, делах не только класса, но и школы. Поэтому я считаю, что с помощью системы мероприятий нам вместе удалось создать дружный коллектив класса, который обладает интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. В коллективе существует самоуправление, т. к. дети сами вырабатывают план действий. Родители принимают активное участие в жизни класса. Разница в возрасте родителей колеблется до 20 лет, но это не влияет на проведение мероприятий, а наоборот усиливает эффект. На родительские собрания явка 100%. Родители с пониманием относятся к проблемам класса, школы и по возможности стараются помочь. Есть в классе и семьи, где нет взаимопонимания между супругами, конечно от этого страдают дети. С помощью индивидуальных бесед стараемся решить проблемы.

Мониторинг воспитательного процесса. Система воспитательного процесса складывалась в течение нескольких лет. Она позволяет отслеживать как уровень воспитанности учащихся, так и уровень сплоченности детского коллектива. Мониторинг включает в себя:

  • Не экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа).
  • Анализ продуктов деятельности.
  • Рефлексия (наглядно- образная, плакатная, коммуникативная).
  • Диагностические методы (тесты, ранжирование).
  • Формирующие методы (обучающий эксперимент, воспитательный эксперимент).
Уровень воспитанности классных коллективов подводится по методике П. И. Третьякова. В своей работе я использую и другие диагностики. Это изучение учебных интересов школьника; изучение познавательных потребностей школьника; изучение дружеского окружения школьника. Сравнительный анализ уровня воспитанности по годам, участие в классных и школьных делах позволяет проследить эффективность процесса воспитания, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов и недостатков. Система сбора и обработки информации о состоянии уровня воспитанности представлена в таблице.







Содержание педагогической информации.

Методы сбора.

Материалы для сбора информации. Способы обработки. Диагностика обученности. (по триместрам и за год) Отчет учителя по итогам года. Формы отсчета (таблицы, ведомости). Диагностика воспитанности. Наблюдение, беседа. Воспитание в семье. (анализ) Анкетирование. Уровень воспитанности (карта) Анкетирование. Межличностные отношения в классе (социометрия, образное описание стадий развития коллектива)
Элемент соревнований детской организации «Ритм». Уровень активности и качества участия класса в школьных делах, рейтинг класса.

Ежегодно я провожу диагностику «Уровня личностного роста учащегося». С помощью этой диагностики есть возможность определить «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции. Результаты я беру за 3 года и вывожу средний балл по классу и представляю это в форме таблицы.

Содержание показателей.

2005- 2006г.

2006- 2007г.

2007-2008г. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

4, 2

4,4

4,5 Сформированность интеллектуальных умений.

3,8

4

4,2 Степень обучаемости.

4

4,2

4,3 Навыки учебного труда.

4,1

4,2

4,4 Результаты индивидуальных занятий.

4

4,3

4,5 Уровень утомляемости.

3,6

3,8

4 Целеустремленность.

4

4,3

4,8 Дисциплина и организованность.

4,2

4,4

4,8 Коммуникабельность.

3,9

4

4,3 Соблюдение правил личной гиены.

4,3

4,4

4,5 Внешний вид.

4,7

4,8

4,9 Интересы и увлечения.

3,8

4,2

4,6 Отношение к спорту.

3,3

3,8

4 Общественная активность.

3,4

3,9

4,2

Таким образом, из таблицы видно, что мне надо обратить больше внимания на показатели: утомляемость, отношение к спорту. В этом учебном году все учащиеся моего класса приняли участие в школьных соревнованиях. Это по легкой атлетике, лыжные гонки и мини- футбол.



Результаты работы. Мои дети сейчас закончили 4 класс. Каковы же результаты работы за эти годы? На протяжении 4-х лет обучения мною реализовывались программы по воспитательной работе. В 1 классе программа «Учимся дружить», во 2 классе программа «Мы растем», в 3 классе «Дружная семейка». Реализация программ в 1, 2, 3 классах дала положительные результаты. За 3 года класс стал дружным, дети помогают друг другу, переживают неудачи товарищей. За эти годы сложились традиции класса. Главной целью 4-х лет обучения стало создание дружного коллектива. В 4 классе я реализовывала программу «Союз мальчишек и девчонок». При составлении программ я учитываю возрастные особенности детей, соблюдаю преемственность с дошкольными учреждениями и работу веду систематически. Провожу диагностику. Привлекаю к сотрудничеству родителей. Я считаю, что в моем классе каждый ребенок находится в благоприятном положении. Для того чтобы получить представление об этом, мною было осуществлено социометрическое изучение межличностных отношений в классе. Результаты:

  • Изгоев, белых ворон, отверженных классом у нас нет.
  • Одиночек, поддерживающих хорошие отношения друг с другом тоже нет.
  • Четко выраженного лидера нет, что позволит многим ребятам проявить свои лидерские качества.
  • Большинство школьников поддерживают в целом нормальные отношения друг с другом, но дружат больше по месту жительства.
В классе существует ученическое самоуправлении. Каждый раз, набирая детей в 1 класс, необходимо не только ставить задачу как сформировать детский коллектив, но и как организовать самоуправление в классе. Сначала мы учимся дежурить, прибирать свое рабочее место, затем даю небольшие поручения, их меняем. Но это реальной деятельности несет мало, детям это быстро надоедает. Поэтому в своей деятельности я решила сосредоточиться на ситуативно - деятельностном самоуправлении. Что это такое? Это детское самоуправление, возникающее вокруг реализации какого- то значимого для ребят дела, и п. м. существующее не на постоянной основе, а время от времени, от ситуации к ситуации. Для этого в классе существуют 2 правила, которые стают традициями. Первое правило: Без самоуправления в классе не будет происходить значимые для ребят события. 1шаг: Делаю жизнь интереснее. В 1 и 2 классах сама и с помощью родителей придумываю и организовываю интересные дела для моих ребят. Тем самым формирую у них мнение, что внеурочная жизнь класса может быть очень привлекательной. 2 шаг: Ищу помощников. Время от времен для организации того или иного дела я прошу кого- то из ребят помочь мне, иногда даже «втайне». А после блестящего проведенного мероприятия раскрываю тайну и благодарю своих помощников. После этого помощников становиться много. Задания конечно контролирую. Всегда обсуждаем: что получилось хорошо, а что плохо. 3 шаг: Привлекаю ребят к планированию. Теперь ребята знают, что происходит в классе - это их инициатива. 4 шаг: Предлагаю сделать выбор. В 4 классе предлагаю провести самим мероприятия. Помощь свою обещаю. 5 шаг: Оказываю помощь. Второе правило: Без самоуправления просто немыслимо существование детской общности. Таким образом, следуя данным правилам, у нас сложились традиции класса. Это: проведение праздников «Дни рождений». Праздники мам и бабушек, выходы на природу и в походы с родителями, соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья!», конкурс «Самая читающая семья». Результатом своей работы считаю:
  • По блоку интеллектуальное развитие. Мои дети имеют прочные знания по предметам.
  • Своей работой стараюсь повысить уровень здоровья учащихся.


Годы.

Пропуски по болезни.

2005- 2006

126 дней

2006- 2007

108 дней

2007-2008

87 дней



  • В виду системной реализации программы проведение праздников, творческих дел и т. д. повышается творческий уровень детей.


Класс

Дела класса.

Место.

2

Ученик года.

Конкурс дружилки.

1 место.

3

Фестиваль творческих дел.

Конкурс «Безопасное колесо».

2 место.

4

Конкурс «Разноцветная карусель». Номинация «Лучший ансамбль».

1место.



  • Реализация блока «Семья» укрепит связи школы с родителями через содружество.
  • Результатом своей работы считаю компьютерную презентацию к выпускному вечеру в 4 классе. Создание фотоальбома дел класса за 4 года. Родители подготовили фильм о классе.

Сотрудничество с преподавателем ОБЖ. Мои дети принимают участие в конкурсе «Безопасное колесо» и занимают призовые места на уровне школы, района и области.

© 2010-2022