Урок литературного чтения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классеУрок литературного чтения в 3 классеУрок литературного чтения в 3 классе.

Тема: «Царевна - лягушка». Русская народная сказка.

Цель: 1.Формирование представлений об УНТ и его особенностях, создание эмоционального настроя на восприятие произведений нового раздела.

2.Развивать связную речь, внимание, восприятие, навыки полноценного чтения; расширение литературоведческих понятий и словарного запаса учащихся.

3.Воспитывать интерес к литературе, как к искусству художественного слова; доброту, чувство ответственности и взаимопомощи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация, флипчарт.

Ход урока:


Этапы урока

Реализация работы

I.Организаци-онный момент.

- Проверка готовности к уроку.

- Психологический настрой.

II.Подготовка к изучению нового.

1.Проверка Д/З

2. Введение в раздел.

-Отгадайте загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо - … (сказка)

-Мы продолжаем путешествие в замечательный мир сказки.

Сказка получила свое название от слова «сказ».

«Сказ» - это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.

Людей, которые умели очень хорошо рассказывать сказки, называли сказителями.

Сказка - это фольклорное произведение, в основе содержания которого лежит художественный вымысел, фантазия.

Термин «фольклор», который впервые ввел в науку английский ученый

У.Дж.Томс, в переводе означает «народная мудрость».

Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. Она полна светлой веры в победу добра. Сказка показывает возможность чуда. В ней уживается фантастическое и реальное.

-В этом разделе мы будем читать народные сказки. Чем они отличаются от литературных?

СКАЗКИ

Народные литературные

Народные

Литературные

1.Автор - народ

1.Автор - конкретное лицо (он - творец)

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3.Каждая сказка существует в нескольких вариантах. (Создатель может вносить изменения)

3.Внесение изменений не допускается.

4.Время создания определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5.Народная сказка ограничивается определенным жанром:

  • Волшебная

  • Бытовая

  • О животных

5.Не ограничивается определенным жанром: включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Народная сказка выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка учит сострадать, любить все живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь всем, кто окажется в беде.

С.Я. Маршак писал: «В сказке содержатся, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья: фантазия, выдумка, ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет, веселье, шутка, конечно же, чувство родной речи.»

3.Фаза вызова интереса.

-Узнайте героев народных сказок:

-Кто-то за кого - то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох - засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Что засело крепко?

Может это …(репка)

-Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь 300 лет.

Там, на неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках. (Баба Яга)

-Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

-Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (Колобок)

-Прямо в болото упала стрела,

А в э том болоте царевна жила.

Как звали царевну, скажи мне на ушко,

Я знаю, ты помнишь, царевна … (лягушка)

III.Усвоение новых знаний.

1.Подготовка к восприятию текста.

-Сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Царевна - лягушка».

У сказки «Царевна - лягушка» 24 варианта. Она совершенствовалась со временем и считается одной из лучших народных сказок. Главные герои и сам сюжет сказки знакомят нас с народными нравственными заветами, учат не судить о человеке только по внешнему виду, а оценивать его по делам и внутренним достоинствам.

2.Прогнозирование.

-Вслушайтесь в название сказки. Два слова: лягушка и царевна. Разве может лягушка быть царевной? И наоборот?

-Рассмотрите иллюстрации к сказке. Как вы думаете, о ком и о чем эта сказка?

3.Словарная работа: честные гости, лазоревый.

4.Первичное чтение сказки.

Целевая установка перед чтением:

-Почему эту сказку называют волшебной?

IV. Проверка понимания нового.

1.Проверка восприятия.

-Понравилась сказка? Что запомнилось больше всего?

-Почему эту сказку называют волшебной?

2.Повторное чтение сказки учащимися. (Если позволяет время)

3.Анализ произведения.

-С чего начинается сказка? (С зачина)

-Чем заканчиваются сказки? (концовкой)

-В сказках встречается еще такой термин - присказка. Что это такое, зачем она нужна? (Вводит слушателя в сказочную атмосферу)

-Есть ли в этой сказке присказка, зачин и концовка? Прочитайте.

-Назовите главных героев сказки. Кто из них вам понравился, а кто - нет?

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Если урок понравился, и вы получили новые знания - прикрепите на доску карточку с изображением солнышка.

-Если вам было скучно и неинтересно - прикрепите на доску карточку с изображением тучки.

-Оцените свое настроение после урока. Оно радостное, светлое или грустное, хмурое?

VI. Д/З

Стр.35, перечитать сказку, подготовить ответы на вопросы.



© 2010-2022