ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШКОЛА - БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг - десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

  • Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно - библиографической культурой.


Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.


Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.


Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.


Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника.


Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом «Об образовании», Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы, должностными обязанностями.

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.


Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.


Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:

  • Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

  • Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

  • Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

  • Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.


Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.


- Развитие духовных и физических возможностей личности,

- формирование чтения,

- подборку художественной, научной и методической литературы,

- постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.


- Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

  • Работа с одаренными детьми.

  • Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

  • изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

  • их роли и последствий для последующих поколений;

  • обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

  • формировании аналитический и рефлексивных умений общения.


Слайд 8 формы работы

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

  • - библиотечные уроки;

  • книжные выставки;

  • циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой,

  • об авторах, о содержании и жанре произведений;

  • обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

  • тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

  • литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки - привлечение детей к чтению - при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

  • Электронные презентации книжных выставок

  • Электронные библиотечные уроки

  • Виртуальные конференции,

  • Устные журналы - презентации

  • Слайд - фильмы

  • Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

  • Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

  • Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

  • Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

  • Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем - предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

  • Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.

  • Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

  • Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

  • Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях.

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

  • Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

  • Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

  • Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

  • Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 - пословицы Слайд 12 - спасибо за внимание

© 2010-2022