- Преподавателю
- Начальные классы
- ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Юнина И.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ШКОЛА - БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 1 - фото
Слайд 2 «В страницах книг - десятилетья, миги,
Событья, судьбы, пестрой жизни дань.
Пусть множатся, живут, крепчают книги -
Веков соединительная ткань.»
( В. Сикорский)
-
Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно - библиографической культурой.
Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника.
Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом «Об образовании», Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы, должностными обязанностями.
Слайд 5 -- диаграмма
Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.
Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:
-
Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.
-
Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.
-
Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
-
Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.
Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.
- Развитие духовных и физических возможностей личности,
- формирование чтения,
- подборку художественной, научной и методической литературы,
- постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.
- Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.
-
Работа с одаренными детьми.
-
Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
-
изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,
-
их роли и последствий для последующих поколений;
-
обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
-
формировании аналитический и рефлексивных умений общения.
Слайд 8 формы работы
По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:
-
- библиотечные уроки;
-
книжные выставки;
-
циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой,
-
об авторах, о содержании и жанре произведений;
-
обзоры литературы по вопросам культуры чтения;
-
тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;
-
литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.
Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.
Но миссия школьной библиотеки - привлечение детей к чтению - при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.
Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.
Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.
Используются такие интерактивные формы как:
-
Электронные презентации книжных выставок
-
Электронные библиотечные уроки
-
Виртуальные конференции,
-
Устные журналы - презентации
-
Слайд - фильмы
-
Литературные гостиные с электронными презентациями.
Слайд 10 Подведём итоги
- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?
-
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.
-
Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.
-
Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.
-
Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.
-
Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем - предметником.
- Почему библиотекарь и учитель объединяются?
-
Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
-
Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.
-
Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.
-
Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях.
- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?
-
Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).
-
Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)
-
Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).
-
Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).
Слайд 11 - пословицы Слайд 12 - спасибо за внимание