Подробный конспект урока по математике Письменное умножение 2-х чисел, оканчивающихся нулями

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

урока по математике

ТЕМА «Письменное умножение 2-х чисел, оканчивающихся нулями.»

Цель урока: добиться усвоения детьми приема письменного умножения 2-х чисел, оканчивающихся нулями.

Задачи урока.

  • Личностные: 1) подготовить к самостоятельной деятельности учащихся

2)подготовить и способствовать к самообразованию на протяжении всей жизни, к осознанному отношению и непрерывному образованию

3)сформировать навык продуктивного сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности.


  • Предметные: 1)актуализировать знания правила умножения числа на произведение

2)повторить прием умножения на числа, оканчивающихся нулями

3)познакомить с письменными приемами умножения 2-х чисел, оканчивающихся нулями

4)закрепить знания приема и формировать умение умножать 2 числа, оканчивающихся нулями


  • Метапредметные.

  1. регулятивные:

- обеспечить учащимся организацию к учебной деятельности

- обучить умению действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою деятельность

  1. познавательные:

  • включить общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы

  1. коммуникативные:

  • обеспечить социальное взаимодействие, включающее учёт позиции партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Тип знания: способ действия

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование.

  • У учителя: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

  • У учащихся: карточки с примерами, тетрадь.

Библиографический список:

  1. Учебник: Моро М.И. «Математика» 4 класс 2 часть.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Лилия Юрьевна. Сегодня я буду проводить у вас урок математики.

-С каким настроением вы пришли на урок?

-Я надеюсь, что и в конце урока у вас будет такое же настроение хорошее, как и в начале урока.

-Давайте начнем урок.







-С хорошим, мы готовы работать.


  1. Актуализация

Цель. Подготовить учащихся к усвоению письменного приема умножения 2-х чисел, оканчивающихся нулями и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

  • актуализация изученного ранее материала, являющегося основой для усвоения нового знания:

-умножение на числа, оканивающиеся нулями

-умножение числа на произведение

-Ребята, решите пример, который вам предлагается, разными способами.

17*(4*10)

-Итак, проверяем нашу работу.

-Каким способом решили первый раз?

-Какой второй способ?

-Каким же будет третий способ?

-Какое правило повторили мы сейчас, решая этот пример?

-Зачем мы это повторили?

-Вычислили произведение и умножили на него число.

4*10=40

17*40=680

-Умножили число 17 на первый множитель 4 и результат умножили на второй множитель 10.

17*(4*10)=17*4=68

68*10=680

-Надо умножить число 17 на второй множитель 10 и результат умножить на первый множитель 4.

17*(4*10)=17*10=170

170*4=680

-Правило умножения числа на произведение.

-Для того, чтобы проверить наши знания по этому правилу, для продолжения изучения нового материала.

  • выполнение учащимися пробного учебного действия ( задания для создания проблемной ситуации);

Самостоятельная работа

-Сейчас решите примеры, которые вам заданы на карточках.

588*70; 647*300; 2400*50

-Итак, посмотрим, какой получился ответ, а остальные проверяют свои решения вместе с нами.

-Миша, как ты решил свой пример, объясни нам, пожалуйста.





-Почему приписал один 0?

-Ребята, у всех так получилось, проверьте.

-Как решила Маша свой пример? Расскажи пожалуйста.







-Сколько нулей ты приписала после

умножения?

-Остальные проверили ответ.

-Правильно ли решила Маша?

-Проверим 3-ий пример. Итак, как ты решил свой пример Сергей?

-Какой ответ у тебя получился?

Три ученика выходят к доске и записывают решения .

-588*70 записываем в столбик, чтобы нам удобно было решать.

588

* 70

______

-Второй множитель 70 записываю так, чтобы число 7 было под единицами первого множителя, а ноль приписываем. Умножаем. Умножаю 8*7=56. 6 записываю под единицами. 5 дес. Записываю и прибавлю при умножении десятков. Умножаю дес. 8*7=56, прибавлю еще 5 будет 61. 1 дес. Записываю под дес. 6 сот. Запомню и прибавлю при умножении сот. Умножаю сот. 5*7=35 да еще 6, будет 41, 1 сот. Записываю под сотнями, 6 ед. сот. Запишу после сот. Припишу 0. Получится ответ 41.160.

-Потому что мы в начале умножили на 7, затем на 10.

-Я записала пример в столбик.

647

* 300

_______

-Умножаю так, 7*3 будет 21. 2 дес. Запомню и прибавлю при умножении дес., а 1 ед. запишу под ед. Умножаю дес. 4*3=12 да еще 2 будет 14, 4 записываю под дес., 1 сотню запомню и прибавлю к сотням при их умножении. Умножаю сотни 6*3=18 да еще 1=19. Записываю.

-Приписала 2 нуля, потому что сперва умножили на 3 потом на 100. Читаю ответ - 194.100.

-Я не смог решить пример.


  • фиксирование учащимися индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

-А почему у тебя не получилось?

-Что же у нас получилось?

-Так что же тогда нам придется сделать?

(Если смогли учащиеся решить пример.

-А вот ученик 4 «б» класса решил пример так: Он записал его в столбик так:

2400

* 50

_______

-Начал умножать, умножил 0 на 5, получил ответ 0, умножил 4 на 5 получил 20, 0 записал под сотнями, 2 ед. сот. запомнил и будет его прибавлять при умножении единицы сотен. Умножил, получил ответ 10, прибавил еще 2 получил -12. Записал, ответ получил -120.000.

-Ребята, правильно ли он решил?

-Что же нам придется сделать?

-Не смог записать числа в столбик для удобства решения.

-Возникла проблема.

-Решить данный пример.



-Мы не знаем.

-Проверить, правильно ли решил ученик.

2.Постановка учебной проблемы.

Цель: организовать работу по постановке учебной проблемы.

  • Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации.

-Почему не смогли решить этот пример?

Чем отличается этот пример от остальных?

-Давайте попробуем решить этот пример.

-Ребята, а как мне записать пример в столбик?

-Какая же запись будет удобной? Как будет лучше записать этот пример?

-Если мы запишем 2 множитель под двумя нулями, будет ли нам удобно решать?

-Почему?

-Значит, получается, если мы будем записывать 2 множитель под нулями, то значит….

-Не знаем как решать.

-Оба множителя заканчиваются нулями.

2400 2400 2400 2400

* 50 * 50 * 50 *50

________ _______ ______ _________

-Нет.

-Мы можем запутаться.

-Нам будет неудобно, нас это может запутать.

Формулировка цели и задач урока.

-Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке?

-Посмотрите на пример и давайте из этого попробуем поставить точную цель нашего урока.

-Оба ли числа оканчиваются на нуль?

-значит, мы можем сказать, что цель урока - научиться умножать примеры письменно с двумя ….

-Значит тема нашего урока: Письменное умножение 2-х чисел, оканчивающимися нулями.

-Научиться решать примеры с нулями.

-Да

-числами, оканчивающимися нулями.

План достижения цели.

Какой план можно составить для того, чтобы достичь цель урока?

План:

1)Правильно записывать множители в столбик

2)Правильно умножать множители друг на друга

3)Подсчитать нули и приписать их.

3.Поиск решения учебной проблемы.

Цель: Организовать поиск решения учебной проблемы.

  • Обсуждение гипотез, предложенных учащимися.

-Мы сказали раньше, что если мы будем записывать 2ой множитель под нулями первого множителя, то нам будет неудобно решать пример и мы можем запутаться.

-значит как мы будем решать данный пример?












  • Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение.

-Значит, как мы запишем этот пример?

-В 2400 сколько тыс?

-Сколько сотен?

-Сколько десятков в 50?

-5 десятков как можно сказать по другому?

-Что теперь будем делать?

-Как мы будем умножать?

-Как запишем?

-Что будем делать дальше?

-Какой ответ у нас получился?

2400

50

-2000 тыс.

-4 сотни.

-5 десятков.

-Это 5*10

-Умножать множители друг на друга.

-24*5

- 24

* 5

___

-4 умножим на 5, будет 20. Ноль запишем под единицами, 2 дес. Запомним и прибавим при умножении дес. Умножим дес. 2*5 будет 10 да еще 2=12. Запишем.

-Подсчитаем нули и припишем.

-120.000 тыс.

4.Воспроизведение нового знания.

Цель: организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тему урока. Запишем правило умножения двух чисел, оканчивающихся нулями: Чтобы умножить два числа, оканчивающихся нулями надо умножить числа без нулей, после этого подсчитать нули у обоих множителей и приписать их. Запишите пример, который мы с вами решили вместе.

Дети записывают.

5.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Цель: организовать первичное закрепление нового знания.

-Чтобы мы сумели решать и дальше примеры такого типа, потренируемся.

- Решите примеры, которые указаны на доске.

3100*40; 660*700; 34500*300.

-Итак, как мы будем решать первый пример?

-Как можно записать число 3100?

-Сколько дес. в числе 40?

-Записываем как?

-Решим. Сколько будет 31*4?

-Что сделаем дальше?

-Так, какой ответ у нас получился?

-Решим следующий пример.

-Проговариваем решение примера все хором, только не громко, следуя нашему плану.

-Почему приписали 3 нуля?

-У нас остался последний пример. Саша, говори, я буду фиксировать на доске, следуя плану. Если будет ошибка, то мы с остальными учениками тебя попытаемся исправить.













-Запишем первый множитель, второй множитель запишем под первым множителем так, чтобы числа были расположены под числами, нули под нулями.

-31

-4 дес.

-31*4

-124.

-Подсчитаем нули и припишем.

-124.000.

-Записываем пример в столбик: 660

* 700

-Числа под числами, нули под нулями. Считаем 66*7=462. Подсчитываем нули и приписываем. Читаем ответ: 462.000.

-Потому что в числе 660 6 сотен и 6 десятка(1 ноль), а в числе 700 7 сотен(2 нуля).

-Записываю в столбик: 34500

* 300

Мысленно закрываю нули, умножаю, получу ответ 1.035. К получившемуся числу подсчитываю нули и приписываю их. Читаю ответ: 10350000.

6.Самостоятельная работа.

Цель: организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

  • Выполнение задания на использование нового знания в типичных ситуациях.

-Открыли учебник на странице 11. Нашли номер 55. Первый вариант будет решать первую строку номера, 2-ой вариант 2 строку номера. Решаем самостоятельно.

Решают.

  • Взаимопроверка выполненного задания.

-Теперь поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте, правильно ли вы решили.

-У всех ли получилось решить данные примеры?

Проверяют.





Ответы детей

7.Решение задачи с учебника.

Цель: сформировать умение решать задачу, анализировать ее.

-Обратимся к учебнику.

-Найдите номер 57. Прочитайте.

-Итак, что нам нужно сделать?

-О чем говорится в задаче?

-Что они делали?

-Что известно об одном теплоходе?

-Что говорится о втором теплоходе?

-Что нас просит сделать автор к этой задаче?

-Сделаем рисунок к этой задаче.

-Что мы можем отметить на этом рисунке?

-Как мы это отметить?

-Что еще можем отметить?

-На слайде вы видите вопросы, выберите тот вопрос, который нам подходит.

* Какова скорость 2ого теплохода, если он шел 4 часа?

* Какое расстояние прошел 1ый теплоход?

* Какое расстояние прошел 2ой?

-Как нам узнать скорость 2ог теплохода?

-Как нам узнать это?

-Что мы сейчас можем найти?

-Что сейчас мы найдем?

-Мы ответили на поставленный нами вопрос? Если да, то хлопните в ладоши.





-Решить задачу.

-О теплоходах.

-От двух пристаней отправились навстречу друг к другу.

-До встречи он шел 4 часа со скоростью 36 км/ч.

-До встречи он прошел третью часть пути, пройденного первым.

-Поставить вопрос и решить ее.

-Теплоходы отправились навстречу.

-Стрелками напротив друг к другу.

-Что первый теплоход прешел до встречи 4 часа, отметим это вертикальной линией, поделив на 4 равные части.

-Какова скорость 2ого теплохода, если он шел 4 часа?.

-Нам сперва надо узнать какое расстояние проехал 1й теплоход.

-Надо скорость первого теплохода умножить на его время. Будет 144 км.(расстояние 1 ог теплохода).

-можем найти расстояние 2ого теплохода. Надо расстояние разделить на 1/3 часть пройденного пути 2ого теплохода. Будет 48 км(расстояние 2ого теплохода).

- Скорость 2ого теплохода. Надо расстояние 2ого теплохода разделить на 4 часа. Будет 12км/ч.(скорость 2ого теплохода).

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  • Фиксация нового содержания, изученного на уроке.

Что мы изучали на сегодняшнем уроке?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Как вы думаете, смогли ли мы достичь эту цель?

-Что вы нового узнали на уроке?

-Теперь оцените себя, на сколько хорошо вы поняли сегодняшний материал на уроке.

-Выйдите к доске и поставьте смайлики на ту ступеньку, которая вам подходит. Первая ступень-вообще не понял материал.

Вторая ступень-понял, но не очень.

Третья ступень-хорошо усвоил материал.

-Изучали письменное умножение2х чисел, оканчивающихся нулями.

-Научиться умножать примеры письменно с двумя числами, оканчивающимися нулями.

-Смогли, (не смогли),т.к мы научились умножать такие примеры.

-Что умножая 2 числа, оканчивающихся нулями, надо сперва умножать, после этого подсчитать нули и приписать их.


  • Домашнее задание.

Теперь откройте дневник и запишите домашнее задание.

-Страница 11 номер 56.

-Спасибо вам за урок, досвидание.



© 2010-2022