Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируРабочая программа по окружающему мируМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ципьинская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ






Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

____ /Туктарова А.А../

Протокол № от

«__» ______ 2015 г.



Согласовано

Заместитель директора по УР

_________ /Понуркина Н.И../

«__» ________ 2015 г.


Утверждено

Директор школы

__________ /НурмиевС.Т./


Приказ № от

«___» ________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру для 3 класса

Туктаровой Алёны Анатольевны, учителя начальных классов

первой квалификационной категории












Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от _________



2015-2016г

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для начальной школы, 3 класс, базовый уровень. Программа разработана на основе -Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3); - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785) - Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт иначального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707; Настоящая программа составлена на основе Положения о рабочих программах учебных предметов МБОУ «Ципьинская СОШ» (утверждено приказом директора школы от 2.07.15 г. №232), -Учебного плана МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 21 .08.2015 года) и утвержденного приказом №240 от 21.08.2015г - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ципьинская СОШ»(приказ №230 от 2.07.2015г ) Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования на основе авторской программы А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.Окружающий мир , 3 класс. учебник для общеобразовательных учреждений/ - М. «Просвещение», 2013 г. В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится отводится 68 часов (2ч в неделю, 34 учебные недели). Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: . формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающегося личного опыта общения с людьми и природой; . духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у обучающихся: . уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; . понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; . модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; . психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание и тематика учебного предмета.


Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках Всемирного наследия». В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, экскурсии научно-просветительного характера, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.

Радость познания. Познание окружающего мира и ответственность человека. Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. План как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Отличительные особенности политической карты мира. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Средства информации и связи.

Мир как дом. Солнце, его значение для жизни на Земле. Звезды и планеты. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных, животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Дом как мир. Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Семья - самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В поисках Всемирного наследия. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире - культурная ценность человечества. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия - сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в основной образовательной программе гимназии содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», Правила безопасной жизни».. Содержание регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: «Свет знания», «Книга источник знаний», «Отправимся на экскурсию», «Страны и народы на политической карте мира», «Путешествуя, познаём мир», «Транспорт", «Средства информации и связи», «Мир природы в народном творчестве», Природные стихии в народном творчестве», «Плодородная земля и растения в народном творчестве», «Как сохранить богатства природы», «Охрана природы в культуре народов России», «Родной дом - уголок Отчизны», «Свой дом - свой простор», «В красном углу сесть - великая честь», «Побываем в гостях», «На свет появился - с людьми породнился», «Родословное древо», «Муж и жена - одна душа», «Святость отцовства и материнства», «Добрые дети - дому венец», Детские игры - школа здоровья», «Здоровью цены нет», «Дом невелик, а стоять не велит», «Семейный бюджет», «Мудрость старости», «Путешествие к А.С.Пушкину», «Всемирное наследие», «Московский Кремль», «Озеро Байкал», «Путешествие в Египет», «Путешествие в Грецию», «Путешествие в Иерусалим», «Путешествие в Китай», «Всемирные духовные сокровища».
Учебно- тематическое планирование.


№ Содержание

Количество часов

1 Радость познания

11

2 Мир как дом

24

3 Дом как мир

25

4 В поисках всемирного наследия

8


Итого

68

1 Экскурсии

2

Планиремые результаты освоения учебного предмета.

Обучающийся научится:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

Обучающийся получит возможность научиться:.

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;

  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Требования к уровню подготовки обучающихся.


Личностные результаты: 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные): 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления тексте в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты: 1. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни. 2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 3. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 4. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Календарно-тематическое планирование



урока

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Планируем срок

Фактич. срок

Примечание

Радость познания

1

Свет знания.

1

5.09

Часть 1

С. 4-7

2

Как изучают окружающий мир.

1

8.09

С. 8-11

3

Книга - источник знаний.

1

12.09

С. 12-15

4

Отправимся на экскурсию.

1

15.09

С. 16-19

5

О чём расскажет план.

1

19.09

С. 20-23

6

Планета на листе бумаги.

1

22.09

С. 24-27

7

Страны и народы на политической карте мира.

1

26.09

С. 28-31

8

Путешествуя, познаём мир. Экскурсия «Осень».

1

29.09

С. 32-35

9

Транспорт.

1

3.10

С. 36-39

10

Средства информации и связи.

1

6.10

С. 40-43

11

Праздник «Книга - источник знаний».

1

10.10

С. 44

Мир как дом


12

Мир природы в народном творчестве.

1

13.10

С. 46-49

13

Из чего состоит всё.

1

17.10

С. 50-53

14

Мир небесных тел.

1

20.10

С. 54-57

15

Невидимое сокровище.

1

24.10

С. 58-61

16

Как сохранить воздух - наше невидимое богатство.

1

27.10

17

Самое главное вещество.

1

31.10

С. 62-63

18

Свойства воды, круговорот воды в природе.

1

10.11

С. 64-65

19

Почему вода бывает святой.

1

14.11


20

Природные стихии в народном творчестве.

1

17.11

С. 66-69

21

Кладовые Земли.

1

21.11

С. 70-73

22

Чудо под ногами.

1

24.11

С. 74-75

23

Как уберечь землю - нашу кормилицу.

1

28.11

С. 76-77

24

Мир растений.

1

1.12

С. 78-81

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

5.12

С. 82-85

26

Мир животных.

1

8.12

С. 86-89

27

Животные в народном творчестве.

1

12.12

С. 90-93

28

Невидимые нити в живой природе.

1

15.12

С. 94-97

29

Лес - волшебный дворец.

1

19.12

С. 98-103

30

Луг - царство цветов и насекомых.

1

22.12

С. 104-109

31

Водоём - дом из воды.

1

26.12

С. 110-115

32

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

1

12.01


33

Как сохранить богатство природы. Экскурсия «Зима».

1

16.01

С. 116-119

34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

19.01

С. 120-123

35

Охрана природы родного края.

1

23.01

С. 124

Дом как мир


36

Родной дом - уголок Отчизны.

1

26.01

Часть 2

С. 4-7

37

Свой дом - свой простор.

1

30.01

С. 8-10

38

Тепло родного дома.

1

2.02

С. 11

39

В красном углу сесть - великая честь.

1

6.02

С. 12-15

40

Побываем в гостях.

1

9.02

С. 16-21

41

На свет появился - с людьми породнился.

1

13.02

С. 22-27

42

Родословное древо.

1

16.02

С. 28-31

43

Родословное древо моей семьи.

1

20.02


44

Муж и жена - одна душа

1

27.02

С. 32-35

45

Святость отцовства и материнства.

1

1.03

С. 36-39

46

Моё имя - моя честь.

1

5.03


47

Добрые дети - дому венец.

1

1203

С. 40-43

48

Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.

1

15.03


49

Детские игры - школа здоровья.

1

19.03

С. 44-47

50

Строение тела человека.

1

2.04

С. 48-51

51

Как работает наш организм.

1

5.04

С. 52-55

52

Что такое гигиена.

1

9.04

С. 56-59

53

Наши органы чувств.

1

12.04

С. 60-63

54

Школа первой помощи.

1

16.04

С. 64-67

55

Здоровью цены нет. Экскурсия «Весна».

1

19.04

С. 68-71

56

Дом невелик, а стоять не велит.

1

23.04

С. 72-75

57

Семейный бюджет.

1

26.04

С. 76-79

58

Мудрость старости.

1

30.04

С. 80-83

59

Путешествие к А.С.Пушкину.

1

3.05

С. 84-87

60

Мой уголок для игры в родном доме.

1

7.05

С. 88

В поисках всемирного наследия


61

Итоговая промежуточная аттестация. Тест.

1

10.05

С. 90-93

62

Всемирное наследие

1

14.05

С. 94-99

63

Московский Кремль

1

17.05

С. 100-103

64

Озеро Байкал.

1

21.05

С. 103-107

С. 108-111

65

Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию

1

24.05

С. 112-115

66

Путешествие в Иерусалим

1

28.05

С. 116-119

67-68

Путешествие в Китай Всемирные духовные сокровища.

2

31.05

С. 120-124

Материально-техническое обеспечение.


А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Учебник. 3 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2013г. в 2-х частях.

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: «Просвещение», 2013г. в 2-х частях.

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Уроки по окружающему миру. 3 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2013г.

Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова; М.Ю.Новицкой. Окружающий мир. «Окружающий мир» (CD). 2013г.

Электронно-образовательные ресурсы.

  • Мультимедийные презентации к урокам по окружающему миру для 3 класса

  • Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

it-n.ru/

festival.1september.ru/

nachalka.com/

4stupeni.ru/

uroki.net/docnach.htm

pedsovet.su/load/100

openclass.ru/node/324

Приложение1.

Критерии оценки учебной деятельности.

Письменные работы:

Отметка «5» - без ошибок.

Отметка «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.

Отметка «2» - 5 и более грубых ошибки.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по окружающему миру не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по окружающему миру снижается на один балл, но не ниже «3».

Устные ответы:

Отметка «5» - без ошибок.

Отметка «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки.

Отметка «2» - 5 и более грубых ошибки.

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Грубые ошибки :

  1. Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной.

  2. Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной.

  3. Неправильное раскрытие (в рассказе - рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления.

  4. Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

  5. Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.

  6. Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом.

  7. Неумение ориентироваться на карте и плане. Затруднения в правильном показе изученных объектов.

Негрубые ошибки:

  1. Преобладание при описании объекта несущественных его признаков.

  2. Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей.

  3. Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

  4. Неточности при нахождении объекта на карте.

Приложение2.

Примерная промежуточная аттестация по окружающему миру

«Что мы узнали и чему научились за год?»Тест


Учащийся …………………………………………………………………………………………………..
1.Если в квартире возник пожар, необходимо:

  • Звонить по телефону 01;
  • Звонить по телефону 04;
  • Ждать, когда он сам погаснет.

2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
  • Предупреждающие;
  • Предписывающие;
  • Запрещающие.

3.Какой газ необходим для дыхания?
  • Азот;
  • Кислород;
  • Углекислый газ.
4.Сведения о редких растениях и животных занесены:
  • В Почётную книгу;
  • В Красную книгу.

5.Какая из цепей питания указана правильно?
  • Дерево дятел жук-короед;
  • Гусеница растение птица;
  • Рожь мышь змея орёл.

6.Шахты строят для добычи:
  • Каменного угля;
  • Нефти;
  • Глины.

7.Для разведения рыб служит:
  • Ферма;
  • Прудовое хозяйство;
  • Пасека.

8.Тепловая электростанция сокращённо называется:
  • АЭС;
  • ГЭС;
  • ТЭС.

9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:
  • Стипендия;
  • Зарплата;
  • Пенсия.

10.Ярослав Мудрый основал город:
  • Ярославль;
  • Кострому;
  • Сергиев Посад.

11.Морскую границу с нашей страной имеют:
  • Норвегия и Исландия;
  • Монголия и Северная Корея;
  • США и Япония.

12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:
  • В Италии;
  • Во Франции;
  • В Великобритании.















































































































© 2010-2022