Конспект урока по математике на тему «Построение прямого угла при помощи линейки и циркуля»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Построение прямого угла при помощи линейки и циркуля»

Демонстрационный материал: презентация

Цели урока:

1.Проверить уже полученные знания и умения учащихся о геометрических фигурах и их свойствах.

2.Научить правильно называть элементы угла - вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, и применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла, прямого угла).

3. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами - линейкой, угольником и циркулем; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; совершенствовать навык самостоятельности в работе.

4. Развивать логическое мышление; развивать внимание учащихся, память, математическую речь.

5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование и практические работы.

Примечание: классификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом: угол, меньший прямого, является острым, большим прямого - тупым.

Оборудование урока:

1.Мультимедийное оборудование.

2. Чертежные инструменты:

а) угольник

б) циркуль

в) линейка

г) карандаш

Х О Д У Р О К А

  1. Входжение в новый день: Восточная мудрость «Все в ваших руках» Жили два мудреца. И вот один решил показать, что он мудрее другого. Поймал бабочку, спрятал в ладони и спрашивает: «Живая или мертвая?». А сам думает - «Если скажет - живая - сдавлю и бабочка умрет, а если скажет - мертвая, - отпущу и окажется, что он неправ. На этот вопрос мудрец ответил: «Все в ваших руках».

Ребята, все в ваших руках.

  1. Оргмомент. Запись в тетради: 12 ноября Классная работа

  2. Каллиграфическая минутка с логическим заданием:

Продолжи ряд: 5768, 5667, 5566, 5465 - уменьшаем на 101

5, 3, 6, 4 …(7, 5,8, 6, 9,7, 10); -Уменьшаем на 2, увеличиваем на 3

276, 266, 256… (246, 236, 226); -уменьшаем на 10

1200, 1300, 1400… (1500, 1600, 1700) -увеличиваем на 100

(Как называется неизвестный компонент, как его найти?)

3234 - *** = 2484 (3234 - 2484=750)

*** + 263 = 423 (423-263=160)

**** - 438 = 562 (438+562=1000)

Ф И З М И Н У Т К А для глаз

  1. Актуализация знаний. (определение раздела математики) А сейчас, ребята, мы с ваши отправимся в древнюю Грецию, на 2500 лет назад в прошлое. Мы оказались с вами перед дверью «Академии», великого философа и геометра Платона. Над дверью сделана надпись «Пусть не входит сюда тот, ко не знает геометрии».

Эта важная наука

Изучает все вокруг:

Точки, линии, квадраты,

Треугольники и круг…

Для нее линейка, циркуль -

Это лучшие друзья.

Но и вам науку эту

Забывать никак нельзя!

- Существует ли связь между геометрическими построениями с помощью циркуля и линейки и законами природы

Все в мире связано в единое начало,

В движенье воли - шекспировский сонет,

В симметрии цветка - основы мирозданья,

А в пенье птиц - симфония планет» Марина Цветаева

Удивительная страна - Геометрия!

Фигуры и линии в ней живут,

Меряют, чертят и узнают:

Периметр, площадь, длину, ширину,

Диаметр, радиус и высоту!

Скорей собирай своих знаний багаж!

Готовь поскорее свой карандаш!

- Но не только карандаши должны лежать на ваших партах. Что ещё вы приготовили для урока? (проверка готовности к уроку)

  1. линейка

  2. треугольник

  3. циркуль

  4. простой карандаш

  5. резинка

  1. Актуализация знаний

Карточки

- ПРЯМОУГОЛЬНИК, свойства диагоналей прямоугольника,( При пересечении диагонали прямоугольника делятся на равные отрезки)

- КВАДРАТ, свойства диагоналей квадрата.(При пересечении диагонали квадрата делятся на равные отрезки, образуя при этом прямые углы)

- Что вы видите на экране? (угол)

- Как образовался угол? (из двух лучей, вышедших из 1 точки)

- Как называется эта точка теперь? (вершина угла)

-Как теперь называются лучи? (стороны угла)

Точка: «От вершины по лучу

Словно с горки покачу.

Только луч теперь - она.

Он зовётся «сторона»».

- Как дать углу имя? (обозначить вершину угла латинской буквой или как в треугольнике - тремя буквами, но средняя буква должна обозначать вершину угла) - Какие бывают углы? (острые, прямые, и тупые)-- Как различать углы? (при помощи прямоугольного треугольника)

Алгоритм

1. начертить угол

2. дать название

3. определить вид угла

Ф И З М И Н У Т К А Д Л Я П А Л Ь Ч И К О В

6. Работа над новым материалом.

- Какой угол было проще всего строить по треугольнику?(по угольнику) (прямой угол)

Постановка проблемной ситуации №1

- А если я усложню вам задачу и попрошу вас построить прямой угол без треугольника?

- Что вы будете делать?( по клеточкам: 1 луч горизонтально, 2 луч вертикально)

( если лист нелинованный, то сложить его 2 раза, получится даже 4 прямых угла)

Постановка проблемной ситуации №2

- Я хочу предложить вам построить прямой угол с использованием других инструментов.

- Отгадайте каких.

Кто я, если прямота главная моя черта? (линейка)

Мой циркач, циркач лихой, чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу. (циркуль)

- Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить правила безопасности:

  1. Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.

  2. Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.

  3. На рабочем столе должен быть порядок.

− Что же надо нам сделать? (построить прямой угол)

− Сформулируйте тему урока. (Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки) слайд

«Открытие» новых знаний. Решение проблемы с помощью практической работы.

Алгоритм построения прямого угла

1.начерти прямую линию

2.на ней поставь две точки А и В

3. проведи две окружности, чтобы точки А и В стали центрами окружностей

4.точки пересечения окружностей обозначь буквами С и D

5.через полученные точки С и D проведи прямую линию

6.точку пересечения двух прямых линий обозначь буквой О

- Назовите углы, которые получились.

(L COB, L BOD, L AOC, L AOD )

- Назовите эти углы по-другому. (2 и 3 способ)

Ф И З М И Н У Т К А двигательная

7.Закрепления полученных знаний.

Так что же такое угол?

УГОЛ - это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

ЛУЧИ - это стороны угла.

ТОЧКА - это вершина угла.

8.Поведеление итогов:

Тест.

Угол - это:

А) фигура, состоящая из двух вершин;

Б) геометрическая фигура;

В)два луча, выходящие из одной точки - вершины.

Углы бывают:

А) только тупые;

Б)острые и прямые;

В)острые, прямые, тупые.

Точка - это:

А)середина угла;

Б)вершина угла;

В)не нужна для построения угла.

9.Выставление оценок

10. Задание на дом: индивидуальные карточки





© 2010-2022