- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературе на тему В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
Конспект урока по литературе на тему В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Газванова А.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Рассказ.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым произведением В. Драгунского.
Развивать умение анализировать художественное произведение, навык коллективной работы.
Формирование у учащихся навыка работы с текстом.
Развивать правильное сознательное выразительное чтение.
Воспитывать нравственные качества, умение правильно понимать и воспринимать юмор.
Ход урока:
1. Орг. момент
Проверка готовности учеников к уроку
2.Создание эмоционального настроя.
(звучит музыка: "В каждом маленьком ребенке…")
-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )
Проверка домашнего задания
3.Введение в тему урока.
-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.
- Виктор Юзефович Драгунский
-Мы спросили взрослых в зале:
"Вы Драгунского читали?"
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно " ДА!"
Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?
4. Знакомство с автором.
В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха - такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.
5.Словарная работа.
Прежде, чем приступим к чтению текста, познакомимся с некоторыми словами из текста.
Лемур. Кто знает значение этого слова? Полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними лапами. Живёт в тропических лесах. Их количество уменьшается, занесены в Красную Книгу.
Делегация. Что это? Группа представителей от какого-либо коллектива, государства. Например, на юбилей школы от нашего класса ходила делегация отличников и ударников.
Целина. Что это? Не паханная, не обработанная земля.
6. Работа с текстом рассказа:
а) чтение рассказа:
до слов "…И мы стали переписывать."
- Действительно лемуры виноваты?
- Дайте мальчикам совет по этому поводу.
до слов "Мишка надулся и стал думать."
А ваш ответ?
- дочитаем 1 часть до конца - итак, 1:0 в пользу Дениски.
в) Чтение 2 части без комментариев комбинированно (начинают дети, задачу читает учитель, далее до конца 2 части - дети)
папа и Мишка смеялись над чем-то или над кем-то?
отчего надулся Мишка?
почему теперь Мишка захохотал во всё горло?
значит, 1:1 - ничья?
почему же Дениске не было смешно? Дайте ему совет.
г) Чтение 3 части:
-до слов "А что я ему скажу…"
-какое серьёзное решение принял Дениска?
- обратимся к карте России: где находится Москва - тут живёт Дениска, а вот где находится Алтай - почему же так далеко решил он уехать?
Да, вот как обиделся!
- 37 кг - это много или мало? Сравните со своим весом.
- дочитаем рассказ до конца: какой совет дал папа сыну?
- прочитайте этот совет с разными знаками на конце (. ? ! …)
7. Беседа после чтения:
-Кто здесь смеётся и не смеётся и почему? Денис смеётся, т.к. ему нравится его смешная задачка и то, что Миша с ней не справился, есть возможность покрасоваться перед папой. Миша не смеётся, т.к. ему неловко от своей недогадливости. Папа не смеётся, т.к. ему не нравится поступок Дениса: он задаёт не свою задачу и ставит друга в неуютное положение.
Прочитайте задачу папы. Кому же в этой ситуации было не до смеха и почему?
Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, соответствует ли название произведения его содержанию полностью?
- Достаточно ли только иметь чувство юмора? Что нужно ещё уметь?
Папа научил Дениску своей задачей, недостаточно обладать чувством юмора, но надо уметь шутить по-доброму, не обижая своего собеседника. И только тогда чувство юмора принесёт радость от общения всем! Шутка удачна, когда весело и тому, кто шутит, и тому, кому она адресована.
- Умеете ли вы шутить весело и бережно, не задевая чувство самолюбия друзей?
- Зачем автор призывает нас вместе с Дениской иметь чувство юмора?
-открываю на доске плакат:
"Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я прямо кисну от смеха" (В.Драгунский)
- Как его получить - это чувство?
8. Игра-викторина "Есть ли у вас чувство юмора?"
- что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
- почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
- одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
- на какой вопрос никто и никогда не ответит "да"? (ты спишь?)
- что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
- когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
- из него на ходу спрыгнуть можно, а вот запрыгнуть обратно нельзя (самолёт)
- чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
9. Итог урока.
10. Домашнее задание: на выбор:
Решить задачу Денискиного папы.
-Подобрать группу родственных слов с корнем "юмор".
-Пересказать рассказ от лица Мишки или папы.
-У вас на столах рисунки улыбок. Если вам на уроке было интересно, подарите свою улыбку, прикрепив её уголками вверх. Если вам было не интересно, то прикрепите улыбку уголками вниз на доску.