Конспект урока по литературе на тему В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Рассказ.

Цели урока:

Познакомить учащихся с новым произведением В. Драгунского.

Развивать умение анализировать художественное произведение, навык коллективной работы.

Формирование у учащихся навыка работы с текстом.

Развивать правильное сознательное выразительное чтение.

Воспитывать нравственные качества, умение правильно понимать и воспринимать юмор.

Ход урока:

1. Орг. момент

Проверка готовности учеников к уроку

2.Создание эмоционального настроя.

(звучит музыка: "В каждом маленьком ребенке…")

-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)

-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)

-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )

Проверка домашнего задания

3.Введение в тему урока.

-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.

- Виктор Юзефович Драгунский

-Мы спросили взрослых в зале:
"Вы Драгунского читали?"
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно " ДА!"

Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?

4. Знакомство с автором.
В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха - такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.

5.Словарная работа.

Прежде, чем приступим к чтению текста, познакомимся с некоторыми словами из текста.

Лемур. Кто знает значение этого слова? Полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними лапами. Живёт в тропических лесах. Их количество уменьшается, занесены в Красную Книгу.

Делегация. Что это? Группа представителей от какого-либо коллектива, государства. Например, на юбилей школы от нашего класса ходила делегация отличников и ударников.

Целина. Что это? Не паханная, не обработанная земля.

6. Работа с текстом рассказа:

а) чтение рассказа:

до слов "…И мы стали переписывать."

- Действительно лемуры виноваты?

- Дайте мальчикам совет по этому поводу.

до слов "Мишка надулся и стал думать."

А ваш ответ?

- дочитаем 1 часть до конца - итак, 1:0 в пользу Дениски.

в) Чтение 2 части без комментариев комбинированно (начинают дети, задачу читает учитель, далее до конца 2 части - дети)

папа и Мишка смеялись над чем-то или над кем-то?

отчего надулся Мишка?

почему теперь Мишка захохотал во всё горло?

значит, 1:1 - ничья?

почему же Дениске не было смешно? Дайте ему совет.

г) Чтение 3 части:

-до слов "А что я ему скажу…"

-какое серьёзное решение принял Дениска?

- обратимся к карте России: где находится Москва - тут живёт Дениска, а вот где находится Алтай - почему же так далеко решил он уехать?

Да, вот как обиделся!

- 37 кг - это много или мало? Сравните со своим весом.

- дочитаем рассказ до конца: какой совет дал папа сыну?

- прочитайте этот совет с разными знаками на конце (. ? ! …)

7. Беседа после чтения:

-Кто здесь смеётся и не смеётся и почему? Денис смеётся, т.к. ему нравится его смешная задачка и то, что Миша с ней не справился, есть возможность покрасоваться перед папой. Миша не смеётся, т.к. ему неловко от своей недогадливости. Папа не смеётся, т.к. ему не нравится поступок Дениса: он задаёт не свою задачу и ставит друга в неуютное положение.

Прочитайте задачу папы. Кому же в этой ситуации было не до смеха и почему?

Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, соответствует ли название произведения его содержанию полностью?

- Достаточно ли только иметь чувство юмора? Что нужно ещё уметь?

Папа научил Дениску своей задачей, недостаточно обладать чувством юмора, но надо уметь шутить по-доброму, не обижая своего собеседника. И только тогда чувство юмора принесёт радость от общения всем! Шутка удачна, когда весело и тому, кто шутит, и тому, кому она адресована.

- Умеете ли вы шутить весело и бережно, не задевая чувство самолюбия друзей?

- Зачем автор призывает нас вместе с Дениской иметь чувство юмора?

-открываю на доске плакат:

"Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я прямо кисну от смеха" (В.Драгунский)

- Как его получить - это чувство?

8. Игра-викторина "Есть ли у вас чувство юмора?"

- что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)

- почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)

- одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)

- на какой вопрос никто и никогда не ответит "да"? (ты спишь?)

- что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

- когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)

- из него на ходу спрыгнуть можно, а вот запрыгнуть обратно нельзя (самолёт)

- чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)

9. Итог урока.

10. Домашнее задание: на выбор:

Решить задачу Денискиного папы.

-Подобрать группу родственных слов с корнем "юмор".

-Пересказать рассказ от лица Мишки или папы.

-У вас на столах рисунки улыбок. Если вам на уроке было интересно, подарите свою улыбку, прикрепив её уголками вверх. Если вам было не интересно, то прикрепите улыбку уголками вниз на доску.




© 2010-2022